On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Администратор




Пост N: 22
Info: прекрасное
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.08.06 20:57. Заголовок: Рефлексия как инструмент диагностики, достижения и переопределения целей образования


Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы проверять и переопределять цели образования?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 128 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


Представитель Научной школы




Пост N: 4
Откуда: Россия, Калуга
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.10 07:26. Заголовок: рефлексия - важный этап не только урока, но и всей жизни!


Доброго времени суток! Коллеги!
О слове рефлексия узнала еще когда сама в школе училась,мне очень понравилось одно из значений- рефлексия -умение посмотреть на себя со стороны))) Тогда еще не понимала всего ее предназначения!А теперь ни дня без нее жить и работать не могу. А ученикам придумываю разные способы рефлексии на уроках и профильных занятиях. Особенно нравиться составленные ими письма "Чему я научился у Ольги Александровны" на последнем уроке для меня, как учителя и как человека.Конечно не все ученики готовы к такому ответу, и этому тоже надо учить, потому что думать труднее,чем реагировать!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 1
Info: бодрое позитивное
Откуда: РФ, Королев МО
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.06 20:14. Заголовок: Re:


Вобще же, как мне кажется, в нашей культуре, педагогической культуре самокопание и самоанализ не слишком популярны.

На мой взгляд, рефлексия должна стать реально действующем инструментом. Пока же очень часто и среди учителей, и среди школьников она вызывает лишь недовольство, вызывая желание "отделаться", дать формальные ответы. Конечно, в этих случаях на основании данных этаких рефлексий было бы неправильно делать какие-то судьбоносные выводы.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.06 21:42. Заголовок: Re:


Скрипкина Ю.В. пишет:

 цитата:
Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно был
о бы проверять и переопределять цели образования?



Я бы уточнил вопрос.
Какому образу результата могут или должны соответствовать учитель и ученик при достижении образовательных целей в деятельность которых была включена рефлексия?
Как рефлексия может повлиять на "знак" этого образа?
Какие образы можно с ее помощь создавать?
Может ли с ее помощью осуществляется духовное развитие?
Как осуществляется переход от внешне заданой рефлексии к внутренней?
И самый замечательный вопрос. Многие исследователи утверждают о различном развитии рефлексивных способностей у людей.
Можете ли вы примерно оценить (по 10-ти бальной системе)рефлексивные способности ваших учеников (с учетом того что 1-3 это низко рефлексивные, 4-7 адекватно рефлексивные и 8-10 высоко рефлексивные)?
Какие трудности вам могут встретится при ответе на данный вопрос?
Можете ли вы оценить свои рефлексивные способности?
Какие трудности вам могут встретится при ответе на данный вопрос?

Соотнестие все последующие вопросы с моим первым и вопросом коллеги. Что добавляет он к вашим размышлениям?





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.06 21:45. Заголовок: Re:


Domanskiy пишет:

 цитата:
Вобще же, как мне кажется, в нашей культуре, педагогической культуре самокопание и самоанализ не слишком популярны.



Можете ли вы под ваше утверждени подвести понятие педагогическая рефлексия? На сколько я понял, именно о нем идет речь.

На каком основании вы делаете эти выводы?
Кто еще так думает?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.06 21:48. Заголовок: Re:


Domanskiy пишет:

 цитата:
Пока же очень часто и среди учителей, и среди школьников она вызывает лишь недовольство, вызывая желание "отделаться", дать формальные ответы.



Бывают ли другие примеры?
Почему так происходит?
И где так происходит?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 4
Info: бодрое рабочее
Откуда: Россия, Курган
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.06 02:07. Заголовок: Рефлексия в удовольствие


Domanskiy пишет:

 цитата:
Бывают ли другие примеры?


Бывают. Я знаю детей, которым рефлексию писать гораздо интереснее, чем ответы на вопросы олимпиады. Они с удовольствием наблюдают сам эвристический процесс. Иногда их самоанализ оказывается более творческим. Хотя таких мало.
Кстати, подобный самоанализ, написанный сразу, по горячим следам, очень раскрепощает язык, улучшает авторский стиль. Если же дать время, например до следующего дня, то рефлексивные заметки оказываются более сухими, как раз похожими на отчет-отписку.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 6
Info: отличное
Откуда: Россия, Владивосток
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.08.06 02:04. Заголовок: Re:


Разумова А.Г. пишет:

 цитата:
Бывают. Я знаю детей, которым рефлексию писать гораздо интереснее, чем ответы на вопросы олимпиады. Они с удовольствием наблюдают сам эвристический процесс. Иногда их самоанализ оказывается более творческим. Хотя таких мало.



Согласно я тоже такое замечала, но ведь, на мой взгляд, это не страшно, главное участие и верю я у таких ребят в один прекрасный день, будет отличная работа.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
Откуда: Казахстан, Петропавловск
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.06 04:35. Заголовок: Re:


Скрипкина Ю.В. пишет:

 цитата:
На мой взгляд, рефлексия должна стать реально действующем инструментом. Пока же очень часто и среди учителей, и среди школьников она вызывает лишь недовольство, вызывая желание "отделаться", дать формальные ответы.


Это не удивительно. Когда человеку, который только что закончил выполнение объемной, сложной и изматывающей работы, вместо отдыха предлагают написать страничку-другую философствований на отвлеченную тему , это вполне может стать поводом для раздражения.
Невозможно радоваться работе, смысл которой непонятен. Поэтому задача номер один – показать ученикам (учителям) значимость рефлексии в личностном, интеллектуальном и профессиональном развитии. И делать это лучше всего не тогда, когда человек валится с ног от усталости.

Разумова А.Г. пишет:

 цитата:
Если же дать время, например до следующего дня, то рефлексивные заметки оказываются более сухими, как раз похожими на отчет-отписку.


По-моему, эти слова больше подходят для обсуждения не рефлексии, а литературного творчества. Все-таки рефлексия – это внутренний процесс, и не стоит судить о его эффективности по количеству метафор, используемых в рефлексивных заметках.
А что касается сроков, то у меня ценные мысли рефлексивного характера иногда приходят в голову и через несколько месяцев после выполнения работы .


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.07 20:11. Заголовок: Re:


РАЗУМОВА А.Г. ПИШЕТ
ЦИТАТА
Я ЗНАЮ ДЕТЕЙ, КОТОРЫМ РЕФЛЕКСИЮ ПИСАТЬ ГОРАЗДО ИНТЕРЕСНЕЕ, ЧЕМ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ОЛИМПИАДЫ. ОНИ С УДОВОЛЬСТВИЕМ НАБЛЮДАЮТ САМ ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ИНОГДА ИХ САМОАНАЛИЗ ОКАЗЫВАЕТСЯ БОЛЕЕ ТВОРЧЕСКИМ. ХОТЯ ТАКИХ МАЛО

СОГЛАСНА, ЕСТЬ ТАКИЕ ДЕТИ, НО ИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МАЛО. А СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕНИК ЗАДАЕТ ВОПРОС : ЗАЧЕМ МНЕ ЗНАТЬ, ЧЕГО Я НЕ ЗНАЮ? ВЕДЬ И НЕ ЗНАЯ О СОБСТВЕННОМ НЕЗНАНИИ , УЧЕНИК МОЖЕТ БЫТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ ОБЪЕКТОМ ОБУЧЕНИЯ, ЖАДНО ВПИТЫВАТЬ В СЕБЯ ПРЕСЛОВУТЫЕ "ЗУНЫ", ПОКАЗЫВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ, КОТОРЫЕ БУДУТ УСТРАИВАТЬ И УЧИТЕЛЕЙ, И РОДИТЕЛЕЙ. НА МОЙ ВЗГЛЯД, БОЛЬШИНСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НЕ ХОТЯТ ИЛИ НЕ ГОТОВЫ ЗАНИМАТЬСЯ РЕФЛЕКСИЕЙ. РЕФЛЕКСИЯ -МОЩНОЕ СРЕДСТВО, ВЕДЬ НЕ ЗНАЯ О СВОЕМ НЕЗНАНИИ НЕВОЗМОЖНО УЧИТЬ СЕБЯ, БЫТЬ СУБЪЕКТОМ, "КУЗНЕЦОМ" СВОЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. КАК ЗАМОТИВИРОВАТЬ РЕБЕНКА , ЧТОБЫ У НЕГО ВКЛЮЧИЛИСЬ МЕХАНИЗМЫ РЕФЛЕКСИИ? КАКИЕ СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА , ЧТОБЫ ОН ОРГАНИЗОВЫВАЛ РЕФЛЕКСИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИВАЛ РЕФЛЕКСИВНЫЕ СПОСОСБНОСТИ ДЕТЕЙ?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 4
Info: бодрое позитивное
Откуда: РФ, Королев МО
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.06 06:39. Заголовок: Re:


Domanskiy пишет:

 цитата:
На каком основании вы делаете эти выводы?
Кто еще так думает?



Делаю выводы на основании материалов рефлексий участников дистанционных курсов, коллег и собственных очных учеников. Это не значит, что это мнение - единственное. Но пока встречается довольно часто.

Совершенно согласна с коллегами по поводу того, что рефлексии должны по форме быть более разнообразными и отличаться для детей разного возраста. Может быть, стоит учесть не только возраст, но и сам предмет, если мы говорим, положим, о рефлексии в рамках олимпиад. Литератор может предложить рефлексию в стихах, математик - описать кривую и т.п.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 7
Info: отличное
Откуда: Россия, Владивосток
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.08.06 02:09. Заголовок: Re:


Скрипкина Ю.В. пишет:

 цитата:
Может быть, стоит учесть не только возраст, но и сам предмет, если мы говорим, положим, о рефлексии в рамках олимпиад. Литератор может предложить рефлексию в стихах, математик - описать кривую и т.п.



Удивилась, что мне это в голову не приходило, а сейчас я прямо вижу, как ребята рисуют, а затем описываю свою кривую, как описывали исследование функции в школе.

Я сталкивалась с мнением, что все олимпиады Эйдоса больше литературные, требующие сочинительства и письма, а таким образом у нас и рефлексии будут предметными. Предлагаю коллегам поддержать данное предложение и в этом году предложить ребятам ещё и предметные рефлексии, но не забудьте для каждой возрастной группы желательно несколько вариантов.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.06 02:02. Заголовок: Re:


Жандармова И.В. пишет:

 цитата:
Я сталкивалась с мнением, что все олимпиады Эйдоса больше литературные, требующие сочинительства и письма, а таким образом у нас и рефлексии будут предметными. Предлагаю коллегам поддержать данное предложение и в этом году предложить ребятам ещё и предметные рефлексии, но не забудьте для каждой возрастной группы желательно несколько вариантов.



Мне кажется вы увлеклись. Попробуйте выразить свою собственную рефлексию в стихах, физических и математических формулах, кривых и косых линиях, гербариях, похлопыванием и постукиванием и вы увидите что смысл рефлексии выродится и это будет совсем другая деятельность.
Как вы, как учитель, будете решать вопросы образования с помощью такой рефлексии, в которое входит обучение, воспитание и развитие.
Впрочем я не все знаю и если увижу положительный опыт этого предложения, то придется согласиться, что такое возможно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.06 02:46. Заголовок: Re:


Domanskiy пишет:

 цитата:
Попробуйте выразить свою собственную рефлексию в стихах, физических и математических формулах, кривых и косых линиях, гербариях, похлопыванием и постукиванием и вы увидите что смысл рефлексии выродится и это будет совсем другая деятельность.
Как вы, как учитель, будете решать вопросы образования с помощью такой рефлексии, в которое входит обучение, воспитание и развитие.
Впрочем я не все знаю и если увижу положительный опыт этого предложения, то придется согласиться, что такое возможно.



А почему бы и нет?Очень хорошо пробуждает ассоциативные связи.И вообще выглядит креативно!
Скажем,выстукиванием ритма передать свое эмоциональное состояние при знакомстве с новым явлением, знанием.Или передать своё ощущениеот прослушивания музыкального произведения в виде рисунка или просто цветовой палитры.В экспериментальной работе одной из самарских музыкальных школ на групповых теоретических занятиях применяется "эмоциональный термометр"-дети цветом обозначают своё настроение в начале и в конце урока. Полагаю, это тоже элемент рефлексии,ведь он прослеживает динамику внутреннего состояния?А что касается стихов,то я знаю преподавателя,которая применяет стихотворную рефлексию на уроках МХК в музыкальном училище.учащиеся в конце уроков пишут синквейны по заданной пятистрочной
схеме.она рассказывала об этом на конференции и с её участниками (т.е. с нами) провела такую рефлексию.Мне понравилось.К тому же,для этого необязательно обладать поэтическим даром,так как синквейн - "белый" стих. Кроме того, из этих различных форм, как мне кажется,возможно выбрать именно ту,
которая будет лучше"отвечать"той или иной сфере знаний.Да и может помочь тем, кто "не дружит"с вербальным выражением своих мыслей и чувств.Например,любой хороший музыкант знает, что часто проще выразить что-то музыкальной интонацией,передать музыкальными выразительными средствами, нежели описать словами.
Недаром же сказано:"Там, где заканчиваются слова, начинается музыка"...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Пост N: 19
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.06 18:51. Заголовок: Re:


Свитова Татьяна пишет:
[quote]В экспериментальной работе одной из самарских музыкальных школ на групповых теоретических занятиях применяется "эмоциональный термометр"-дети цветом обозначают своё настроение в начале и в конце урока. Полагаю, это тоже элемент рефлексии,ведь он прослеживает динамику внутреннего состояния?[/quote]

Если вы покажите как в этой форме рефлексии осуществляется:
обучение
воспитание
развитие,
то я вынужден буду согласиться.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 1
Info: изумительное
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.06 03:04. Заголовок: Re:


Жандармова И.В. пишет:

 цитата:
Предлагаю коллегам поддержать данное предложение и в этом году предложить ребятам ещё и предметные рефлексии, но не забудьте для каждой возрастной группы желательно несколько вариантов.



Отличная мысль!Ведь рефлексия относится не только к чувствам и ощущениям, но и к знаниям.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.07 21:32. Заголовок: Re:


Svitova Tatiana пишет:

 цитата:
Предлагаю коллегам поддержать данное предложение и в этом году предложить ребятам ещё и предметные рефлексии, но не забудьте для каждой возрастной группы желательно несколько вариантов.


Я согласна с тем, чтобы давать ребятам предметные рефлексии. Ведь знания важны! И конечно необходимо учитывать возраст детей.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 8
Откуда: Россия, Комсомольск-на-Амуре
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.07 13:31. Заголовок: Жандармова И.В. пише..


Жандармова И.В. пишет:

 цитата:
Предлагаю коллегам поддержать данное предложение и в этом году предложить ребятам ещё и предметные рефлексии, но не забудьте для каждой возрастной группы желательно несколько вариантов.


не бы тоже хотелось поддержать. Может, у представителей научной школы больше опыта, потому что они предлагают эту форму. Я попробовала с учениками. 5,7 класс, быть может, просто подчинились. Но прежде чем писать, я им объяснила. что это не только эмоции и впечатления, это и умение показать, как вы грамотно можете высказывать свою мысль, грамотно писать, умение поделиться своими впечатлениями. Не скажу. что часто это делаю, но вот после внекласнных мероприятий делаю это обязательно.

Федорюк Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.06 07:00. Заголовок: Re:


Domanskiy пишет:

 цитата:
Какому образу результата могут или должны соответствовать учитель и ученик при достижении образовательных целей в деятельность которых была включена рефлексия?


Думаю, что мог бы подойти образ пути, движения, той же самой траектории как результата непрерывной и последовательной деятельности. Путь не обязательно прямолинейный, но с направлением и с четко обозначенными этапами. Рефлексия же не позволяет этому пути прерываться.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.06 03:51. Заголовок: Re:


Кулешова Г.М. пишет:

 цитата:
Думаю, что мог бы подойти образ пути, движения, той же самой траектории как результата непрерывной и последовательной деятельности. Путь не обязательно прямолинейный, но с направлением и с четко обозначенными этапами. Рефлексия же не позволяет этому пути прерываться.




Конечно, мыслить можно что угодно. Сама идея мне нравиться, что-то в ней есть. Вопрос: Это мысли авторские, или еще кто так думает? Например, есть очень красивая и можно сказать не только Божественно, но и методологически проработанная идея, что человек есть образ и подобие Божие. И что он стремиться в течение жизни приблизиться к этому Образу. А здесь как? Про процесс все понятно, а вот куда он направлен, не совсем.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.07 22:57. Заголовок: Образ пути


Кулешова Г.М. пишет:

 цитата:
Domanskiy пишет:

цитата:
Какому образу результата могут или должны соответствовать учитель и ученик при достижении образовательных целей в деятельность которых была включена рефлексия?



Думаю, что мог бы подойти образ пути, движения, той же самой траектории как результата непрерывной и последовательной деятельности. Путь не обязательно прямолинейный, но с направлением и с четко обозначенными этапами. Рефлексия же не позволяет этому пути прерываться.



Я бы даже осмелилась предположить, что рефлексия не только не позволяет пути прерываться, а связывает эпизоды, события, уроки, задания, провалы и достижения в то, что мы метафорично называем словом "путь". Эта непрерывность и связность событий образования в прошлом с событиями образования в настоящем и будущем возможна только за счет рефлексии.

В этом смысле, рефлексия - не про то, что "только-что было", а про то, что "только-что было в ракурсе того, что могло бы быть, есть и будет".

Для меня как учителя и тьютора, участие моих учеников в таких необычных олимпиадах осмысленно как реальная проба себя в горизонте их перспектив.
А для вас, коллеги?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.06 07:12. Заголовок: Re:


Domanskiy пишет:

 цитата:
Может ли с ее помощью осуществляется духовное развитие?
Как осуществляется переход от внешне заданой рефлексии к внутренней?



Считается, что может, если принять за основу образ Человека становящегося, развивающегося.
Переход может быть осуществлен как путь в развитии рефлексивного навыка от неосознанной некомпетентности (не знаю-не умею), через осознанную некомпетентность (знаю, что не умею)- к осознанной компетентности (знаю и умею) и наконец- к " не знаю как умею" (просто, как дышу). Думаю, что каждый этап необходимо разработать для диагностики и для работы каждому учителю, то есть по каким действиям или отсутствию действий можно понять, что ученик находится именно на этом уровне, а также для того, чтобы помочь ему перейти на другой уровень- что для этого нужно сделать. Примерно так я делала со своими учениками по целеполаганию.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.06 03:54. Заголовок: Re:


Кулешова Г.М. пишет:
[quote]Считается, что может, если принять за основу образ Человека становящегося, развивающегося. [/quote]

Понимаю, что это о чем-то возвышенном, но как проверить, что этот путь истинен?
Ведь речь идет о духовном развитии. Поэтому придется подвести под понятие, что имеется ввиду «если принять за основу образ Человека становящегося, развивающегося».
Если речь идет о навыках, то вопросов нет. А если о результате, то не совсем понятно.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 06:41. Заголовок: Re:


Domanskiy пишет:

 цитата:
Можете ли вы примерно оценить (по 10-ти бальной системе)рефлексивные способности ваших учеников (с учетом того что 1-3 это низко рефлексивные, 4-7 адекватно рефлексивные и 8-10 высоко рефлексивные)?
Какие трудности вам могут встретится при ответе на данный вопрос?
Можете ли вы оценить свои рефлексивные способности?
Какие трудности вам могут встретится при ответе на данный вопрос?


Итак, мне необходимо работая в форуме по теме рефлексии, выработать основные принципы и положения именно с точки зрения моего исследования- ИОТ ученика в дистанционной образовательной деятельности.
Что я делаю для этого на этом этапе?
1. Переформулируем: нам надо уточнить, что такое образ результата, которому могут или должны соответствовать ученик и учитель при достижении образовательных целей, в деятельность которых включена рефлексия. Определяем: и учитель (в первую очередь), и ученик должны должны уметь ставить образовательные цели, иначе- предполагать, прогнозировать, предвидеть результат в его конкретной форме. То есть учителю необходимо допускать возможность постановки учеником своих целей и предоставлять им это право. Во-вторых, учитель создает условия (или способствует этому) для реализации целей учеником. В-третьих, результаты сравниваются с предполагаемыми и рефлексируются. Цель рефлексии для ученика- наработать опыт и поставить следующие цели. Цель рефлексивной работы учителя- переопределить содержание, способы, методы, получить обратную связь с целью диагностики эффективности педагогической деятельности.
2. Учитывая различие в развитии рефлексивных способностей учеников и учителя, необходимо понимать и иметь в виду границы применимости методики реализации ИОТ ученика в дистанционной деятельности, включающей как один из основных элементов рефлексию. Так можно предположить, что уровни адекватный и высокий развития рефлексивных способностей могут дать наиболее эффективное продвижение ученика и учителя по ИОТ, а низко рефлексивные способности такое продвижение не осуществят. Кстати, заметим, что по данным психологов наиболее продуктивен не максимальный, а оптимальный уровень развития рефлексивных способностей.
3. Зададим вопрос: каким образом можно оценить эти уровни? Есть ли шкала уровней развития рефлексивных способностей у детей и у взрослых? Только ли «вчувствованием» это можно определить? Оцениваю трудности при ответе на этот вопрос и диагностике. Поэтому ставлю цель- выяснить имеющийся материал или проанализировать работы своих учеников на дистанционных курсах с целью составления собственной иерархии (что затратнее по времени).
4. Анализируя собственные рефлексии, могу констатировать собственное продвижение: от эмоционального «пережевывания» ( 4-5 баллов)- до проблесков конструктивности (7-8 баллов).
Итак, соотнеся вопросы с собственной рефлексией, я от первоначальных целей через осознание трудностей пришла к их переопределению и дальнейшему целеполаганию. Моя работа на этом этапе форума продуктивна, потому что она связана с моей личной целью в начале и не позволяет прерываться образовательному процессу.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.06 03:57. Заголовок: Re:


Кулешова Г.М. пишет:

 цитата:
1. Переформулируем: нам надо уточнить, что такое образ результата, которому могут или должны соответствовать ученик и учитель при достижении образовательных целей, в деятельность которых включена рефлексия. Определяем: и учитель (в первую очередь), и ученик должны должны уметь ставить образовательные цели, иначе- предполагать, прогнозировать, предвидеть результат в его конкретной форме. То есть учителю необходимо допускать возможность постановки учеником своих целей и предоставлять им это право. Во-вторых, учитель создает условия (или способствует этому) для реализации целей учеником. В-третьих, результаты сравниваются с предполагаемыми и рефлексируются. Цель рефлексии для ученика- наработать опыт и поставить следующие цели. Цель рефлексивной работы учителя- переопределить содержание, способы, методы, получить обратную связь с целью диагностики эффективности педагогической деятельности.



Так все-таки, куда движется ученик? Если образовательные, это - предметные цели, то понятно: в сторону освоения предмета. А если нет, то что за образ стоит впереди. Или ничего не стоит? Я понимаю, что здесь впереди стоит огромная проблема. Но вот конкретное исследование, ориентированное на результат. Получается, что результат это процесс и всегда можно сказать приходите завтра я и покажу, куда мы должны прибыть. Или цепочку результатов без приписки к чему-то, главному. Мне понятна логика тех, кто призывает учиться всю жизнь, потому что за этим лозунгом, не прячась, идет откровенная прагматика. Человек оказавшийся в логике потребления и оказания услуг должен постоянно совершенствоваться, чтобы выиграть конкуренцию на рынке потребления и услуг. Если это образ потребителя, так и скажите!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 24
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.06 04:09. Заголовок: Re:


Domanskiy пишет:

 цитата:
Это мысли авторские, или еще кто так думает? Например, есть очень красивая и можно сказать не только Божественно, но и методологически проработанная идея, что человек есть образ и подобие Божие. И что он стремиться в течение жизни приблизиться к этому Образу. А здесь как? Про процесс все понятно, а вот куда он направлен, не совсем.


Я эту красивую идею тоже знаю: встречала в статьях М.К. Мамардашвили. Вот она дословно: "Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение есть следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком.
...Теперь я выражусь иначе. Предназначение человека состоит в том, чтобы исполниться по образу и подобию Божьему. Образ и подобие Божье – это символ, соотнесенно с которым человек исполняется в качестве Человека. Сейчас я поясню, что значит этот символ, поскольку в этой сложной фразе я ввел в определение человеческого предназначения метафизический оттенок, то есть какое-то сверхопытное представление, в данном случае – Бога. Но на самом деле я говорю о простой вещи. А именно: человек не создан природой и эволюцией. Человек создается. Непрерывно, снова и снова создается. Создается в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий. И вот эта его непрерывная создаваемость и задана для него в зеркальном отражении самого себя символом «образ и подобие Божье». То есть Человек есть такое существо, возникновение которого непрерывно возобновляется. С каждым индивидуумом и в каждом индивидууме".
Простите за такой большой процитированный отрывок. Но теперь, я думаю, понятно, почему мне близка идея пути и траектории жизни и образования.

Domanskiy пишет:

 цитата:
Поэтому придется подвести под понятие, что имеется ввиду «если принять за основу образ Человека становящегося, развивающегося».
Если речь идет о навыках, то вопросов нет. А если о результате, то не совсем понятно


Наверное, все-таки не о навыках только идет речь. Говорить о результате в этом случае? Не знаю. Надо подумать. Может ли быть результатом узнавание человеком самого себя? А интерес к самому себе в связи с собственным образованием? А будет ли результатом сомнение? А раздумья о своем человеческом предназначении опять-таки по поводу и в связи? А еще ведь есть, как я понимаю, "не навреди" своими узнаваниями и раздумьями! Может, результатом может быть "пробуженность" человеческого? Опять пафосно!?? И уверенность в себе, которая не "сестра" самоуверенности. Можно ли это всё иметь в виду, говоря о результате и смысле, если взять, например, не литературу, а математику?
Domanskiy пишет:

 цитата:
Или цепочку результатов без приписки к чему-то, главному. Мне понятна логика тех, кто призывает учиться всю жизнь, потому что за этим лозунгом, не прячась, идет откровенная прагматика. Человек оказавшийся в логике потребления и оказания услуг должен постоянно совершенствоваться, чтобы выиграть конкуренцию на рынке потребления и услуг. Если это образ потребителя, так и скажите!


Евгений Витальевич!
О приписке к главному я поняла и попыталась как-то прояснить.
А вот так вот шарахаться от роли потребителя! Даже как-то болезненно на это реагировать, наверное, не стоит. Ведь все мы и ученики наши в разных ролях предстают в жизни: и в роли потребителя, и поставщика ( если эти термины маркетинговые взять), и в роли гражданина, и семьянина. Но "приписка к главному" должна быть, я согласна,- приписка к Человеку, к его "божественному" мерилу- Совести! Что тут говорить! Поэтому в рефлексии и должен быть этот посыл. Выразите его вопросом, продолжив: задай себе сам вопрос...

С уважением, Кулешова Г.М.


Вглядись в свое отражение у истока и в устье- и ты поймешь, в правильном ли направлении плыл.
С.Е.Лец
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.06 18:10. Заголовок: Re:


Кулешова Г.М. пишет:

 цитата:
А вот так вот шарахаться от роли потребителя! Даже как-то болезненно на это реагировать, наверное, не стоит. Ведь все мы и ученики наши в разных ролях предстают в жизни: и в роли потребителя, и поставщика ( если эти термины маркетинговые взять), и в роли гражданина, и семьянина. Но "приписка к главному" должна быть, я согласна,



Да, признаюсь, что реакция у меня на это состояние человека и человечества обостренная. И как бы меня маркетинг не силися туда втиснуть ничего со мной не получится. Больше чем покупателем я уже не стану.
И одновременно быть Человеком и потребителем не получиться, эти понятия, по крайне мере в философской мысли, давно уже стали взаимоисключающими.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.06 18:25. Заголовок: Re:


Кулешова Г.М. пишет:
[quote]Может ли быть результатом узнавание человеком самого себя? А интерес к самому себе в связи с собственным образованием? А будет ли результатом сомнение? А раздумья о своем человеческом предназначении опять-таки по поводу и в связи? А еще ведь есть, как я понимаю, "не навреди" своими узнаваниями и раздумьями! Может, результатом может быть "пробуженность" человеческого?[/quote]

Ваш ход размышлений мне нравиться. Но не значит ли это, что каждый учитель должен самоопределяться по отношению к тому образу результата, который он планирует в своем учениике. Тогда ваши размышления, могут быть как программа для движения к своему результату. В общем то я к ней присоединяюсь.
Тогда возникает интересный вопрос, а остальные учителя то где? Я имею ввиду не только участников форума!!! Но самоопределение участников форума и сотрудникам Эйдоса, это уже вопрос принципиальный. Есть ли образ результата к которому они должны стремиться.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.07 21:31. Заголовок: Re:


Кулешова Г.М. пишет:

 цитата:
Это мысли авторские, или еще кто так думает? Например, есть очень красивая и можно сказать не только Божественно, но и методологически проработанная идея, что человек есть образ и подобие Божие. И что он стремиться в течение жизни приблизиться к этому Образу. А здесь как? Про процесс все понятно, а вот куда он направлен, не совсем.


Я считаю, что этот процесс направлен на становление личности и личности совершенной, так как человек , который будет стремится к Божественному, будет чтить заповеди Божьи и подчинятся воле Бога.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.06 02:39. Заголовок: Re:


Domanskiy пишет:
Можете ли вы примерно оценить (по 10-ти бальной системе)рефлексивные способности ваших учеников (с учетом того что 1-3 это низко рефлексивные, 4-7 адекватно рефлексивные и 8-10 высоко рефлексивные)?

Думаю,это возможно.В своем докладе я затрагиваю этот вопрос.Когда анализировала итоговую годовую
рефлексию студентов,я условно выделила высокий,средний и низкий уровни(причем первые два тоже имеют градацию).сначала возможность оценка уровня рефлексии вызывает затруднения,но когда видишь не одну,а несколько (что уж говорить о сотнях рефлексий!), то начинаешь видеть определенные закономерности.например,подробность и эмоциональную окраску, охват многих граней деятельности-наверняка это не самый низкий уровень.Или сухие однозначные ответы...Поэтому, полагаю, развитие рефлексивных способностей можно оценить, хотя это очень индивидуально.То, что может оказаться средним уровнем для одного,для другого будет "потолком".Велика возможность ошибиться.в этом,думаю, заключается главная трудность анализа рефлексий.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить





Пост N: 124
Info: Философское
Откуда: Россия, Шелехов
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.06 01:30. Заголовок: Re:


Domanskiy пишет:

 цитата:
Можете ли вы примерно оценить (по 10-ти бальной системе)рефлексивные способности ваших учеников (с учетом того что 1-3 это низко рефлексивные, 4-7 адекватно рефлексивные и 8-10 высоко рефлексивные)?
Какие трудности вам могут встретится при ответе на данный вопрос?
Можете ли вы оценить свои рефлексивные способности?
Какие трудности вам могут встретится при ответе на данный вопрос?



Пожалуй, можно оценить лишь общий уровень рефлексивных способностей. Я бы сказала, что примерно 30 процентов учеников практически вообще не могут рефлексировать не только свою, но и чужую деятельность (балл 1), примерно половина находится в промежутке 3 -4 балла (низкие или близкие к адекватным способности), еще 15 % можно было бы назвать ребят с адекватными способностями, оставшиеся 5 - высокорефлексивные.

Трудности:
- неравноценность способностей разных людей;
- невладение методикой оценки рефлексивных способностей;
- малая градация шкалы.

Могу, адекватные. Это нетрудно, поскольку есть склонности к самокопанию.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 144
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.06 06:21. Заголовок: Re:


Обычная система оценивания не годится.Должны быть специальные отдельные критерии или диагностика.Дети не должны в это быть посвящены,это лишь основа для планирования работы индивидуальной.Какие критерии вы применили бы к себе,оценивая рефлексию?У нас недавно психолог объявила детям,кто их них холерик,кто сангвиник и т.д.Первоклассники полурока плакали,особенно "халерики".То заставят нарисовать маму инструментом,животным.Обид ...Так что и диагностики надо осторожно выбирать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 49
Откуда: РФ, Шелехов Иркутской области
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.06 10:17. Заголовок: Re:


Согласна с Вами. Думаю, что для рефлексии вообще не следует использовать балловую оценку. Важнее увидеть самочувствие и самоанализ ребенка, посмотреть, что он считает успехом, и опираться на это в следующий раз. Выявление трудностей, с которыми столкнулся ребенок, чтобы спланировать необходимую помощь, индивидуальную работу с ним. Только при этих условиях рефлексия может быть эффективной. В противном случае ученик замкнется, будет не искренен, станет подгонять свои ответы под общепринятые, а это сведет на нет все положительные моменты рефлексии.

Сорокина О.А. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 142
Info: Философское
Откуда: Россия, Шелехов
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.06 05:24. Заголовок: Re:


Макарова Л.П. пишет:

 цитата:
Какие критерии вы применили бы к себе,оценивая рефлексию?


Личный характер рефлексии, умение оценивать себя с позиции заданного вопроса, развернутость, оригинальность.

Макарова Л.П. пишет:

 цитата:
Так что и диагностики надо осторожно выбирать.


Полностью с Вами согласна. Тем более, что единства подходов нет и не будет. Аккуратное касание души ребенка должно быть. Опосредованное. Такт.

Суммируя вышесказанное коллегами и мною, можно ответить, что рефлексия должна быть:
- гуманизованной,
- оправданной в конкретном случае и, в то же время, широкоиспошльзуемой, технологичной,
- по возможности оцениваемой не в количественных характеристиках, а в качественных. такая мягкая, но технологичная рефлексия может, и должна, привести к гуманизации образования.

С точки зрения социальной обоснованности рефлексия должна иметь составляющу, нацеливающую рефлексирующего на будущий результат, на его значимость в социальном смысле.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 146
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.06 10:51. Заголовок: Re:


Шулепова Т.В. пишет:
[quote]

Личный характер рефлексии, умение оценивать себя с позиции заданного вопроса, развернутость, оригинальность.

Это Вы у себя можете почувствовать,понять,а у другого?Все-таки лучше ситуации создавать для рождения в детях желания подумать о своих поступках и честно,себе одному об этом сказать.
    Коллективу тоже нужно рефлексировать,но не так,как иногда бывает:кто нас сегодня подвел и всегда нам мешает?У меня в классе всегда проходили "свечки".Мы там и прощения просили друг у друга,и плакали,и в любви объяснялись.Но это начинать надо,пока детки еще искренни и не боятся быть такими.И после выпускного опять:"Нам свечка нужна",-на крыше школы под звездами говорить о прошлом и будущем хорошо.Жалко так,что давно уже никто не просит:"Нам срочно свечка нужна".
      Боюсь,что если бы я после таких откровений начала по критериям анализировать,так ли мы провели рефлексию,никого бы рядом не осталось.


    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 144
    Info: Философское
    Откуда: Россия, Шелехов
    ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.06 05:26. Заголовок: Re:


    Макарова Л.П. пишет:

     цитата:
    Это Вы у себя можете почувствовать,понять,а у другого?Все-таки лучше ситуации создавать для рождения в детях желания подумать о своих поступках и честно,себе одному об этом сказать.


    Саморефлексия - хорошая вещь... Главное, организовать её правильно. А как получить внешние результаты, которых требуют?

    Про "свечки" хорошая история. Я б так не смогла, правда. Сама не очень открытый человек. Вот ещё вопрос. Какова должна быть структура рефлексии, стоб учесть психологические особенности личности?

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 12
    Откуда: Россия, Королев
    ссылка на сообщение  Отправлено: 22.11.07 21:54. Заголовок: Скрипкина Ю.В. пишет..


    Скрипкина Ю.В. пишет:

     цитата:
    как мне кажется, в нашей культуре, педагогической культуре самокопание и самоанализ не слишком популярны.


    Рефлексия - это то, что чувствуешь. Я не знаю, как в других культурах, но у нас действительно не принято выставлять выставлять свои чувства на показ. В первую очередь этому учат мальчиков - "не смей плакать, ты же будущий мужчина!" Только в раннем детстве дети искренни в своих чувствах и не скрывают их. Но уже в школьные годы, многие дети, получив "двойку" старются показать, что их она не расстроила.
    Поэтому нужно поощрять в детях искренность.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 1
    Info: отличное
    Откуда: Россия, Владивосток
    ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.06 01:47. Заголовок: Какой должна быть рефлексия?


    На мой взгляд, рефлексия должна быть разной и интересной, как тому, кто её пишет, так и для того, кто её читает. Ребята иногда просто не хотят задуматься над ней или иногда не успевают записать все свои переживания и чувства. По собственному опыту знаю, каждый раз, когда пишу рефлексию после очередной олимпиады, в начале думаю ну всё те же вопросы, что ещё нового написать, а когда начинаю писать, то еле успевают пальцы набирать текст, столько мыслей появляется, хочется высказать, поделиться своими соображениями. Мне очень нравится, что в олимпиадах "Эйдоса" алгоритмов рефлексий стало больше, это и "Дневник моих открытий", "Классическая" и другие. Однако мне кажется, их должно быть ещё больше, особенно для ребят младшего возраста (в виде цветных изображений, каких то наборов содержательных слов, из которых они бы могли просто выбрать близкие для себя, т.к. набирать много текста им скучно и не по силам). В общем надо искать интересные формы для рефлексий, тогда больше ребят будут делиться с нами своими мыслями и ощущениями.

    Жандармова И.В. Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Представитель Научной школы




    Пост N: 1
    Info: жизнерадостное
    Откуда: Беларусь, Минск
    ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.06 05:06. Заголовок: Re:


    Жандармова И.В. пишет:

     цитата:
    рефлексия должна быть разной и интересной, как тому, кто её пишет, так и для того, кто её читает

    Вопрос в том, КАК сдалать, чтобы процесс рефлексии стал интересным? Как побудить к рефлексивной деятельности, если Ваш ученик еще не почувствовал радость самооткрытия, самоузнавания?

    С уважением, Одинец Карина Аскеровна Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 5
    Info: отличное
    Откуда: Россия, Владивосток
    ссылка на сообщение  Отправлено: 09.08.06 01:59. Заголовок: Re:


    Одинец К.А. пишет:

     цитата:
    Вопрос в том, КАК сдалать, чтобы процесс рефлексии стал интересным? Как побудить к рефлексивной деятельности, если Ваш ученик еще не почувствовал радость самооткрытия, самоузнавания?



    Я предлагаю искать для каждого ученика свои формы рефлексии. Мой опыт показывает, что ребятам надо предлагать разные формы (чтобы было из чего выбирать), тогда каждый сможет найти что-то для себя (индивидуальное, подходящее для него) и это поможет ему раскрыться.


    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 1
    Откуда: Россия, Омск
    ссылка на сообщение  Отправлено: 09.08.06 21:32. Заголовок: Re:


    Жандармова И.В. пишет:

     цитата:
    Однако мне кажется, их должно быть ещё больше, особенно для ребят младшего возраста (в виде цветных изображений, каких то наборов содержательных слов, из которых они бы могли просто выбрать близкие для себя, т.к. набирать много текста им скучно и не по силам). В общем надо искать интересные формы для рефлексий, тогда больше ребят будут делиться с нами своими мыслями и ощущениями.



    Совершенно правы коллеги, что очень часто ученики не испытывают потребности в осознании своего приращения и развития, не умеют определить причины своих результатов или проблем, которые возникли при выполнении заданий или другой деятельности. И это объяснимо, рефлексия - это внутрення работа, которая под силу не каждому.
    Поэтому уже в первом классе дети должны учиться рефлексировать. В своей очной работе с младшими школьниками я использую разные формы рефлексии:
  • вербальные (устное обсуждение),
  • письменное анкетирование ( более распостранённая форма для дистанционного обучения),
  • изобразительные (например: предлагаю отразить цветом свои ощущения и успехи, нарисовать радугу, изобразив изменения, происходившие с тобой в течение работы и т.п.)

    Самое элементарное - предложить детям показать мимикой свои чувства и ощущения. Ребята любят это делать, каждая "рожица", как лакмусовая бумажка успешности проведённой совместной работы.


  • Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Ответов - 128 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
    Ответ:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

    показывать это сообщение только модераторам
    не делать ссылки активными
    Имя, пароль:      зарегистрироваться    
    Тему читают:
    - участник сейчас на форуме
    - участник вне форума
    Все даты в формате GMT  11 час. Хитов сегодня: 11
    Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
    аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет