On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
Администратор




Пост N: 22
Info: прекрасное
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.08.06 20:57. Заголовок: Рефлексия как инструмент диагностики, достижения и переопределения целей образования


Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы проверять и переопределять цели образования?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 128 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]





Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.06 07:15. Заголовок: Re:


В течение прошедшего учебного года я имела возможность познакомиться с рефлексиями участников нескольких олимпиад. Согласна с Юлией Владимировной, что многие педагоги не воспринимают рефлексию всерьез. К примеру такие цифры: журналистика - 400 участников, прислано 196 ученических рефлексий, 16 взрослых, сочинительство - 626 участников - 264 детских и 10 взрослых рефлексий.
И, как видно из цифр, педагоги не только сами игнорируют, но и не считают нужным развивать рефлексию в детях.
Мне кажется, это идет от непонимания, зачем это нужно: разбираться в себе, своих поступках, что не получилось, в чем причина...
Также и дети. Ведь очень часто можно встретить односложные рефлексии, написанные по предлагаемому шаблону, когда личность совсем не видна, просто отписка.
admin пишет:

 цитата:
Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы проверять и переопределять цели образования?


Мне кажется, рефлексия должна быть прежде всего осознанной.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 19
Info: светло-мутно-радужное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.06 18:58. Заголовок: Re:


Е.В.Шерстова пишет:

 цитата:
Мне кажется, рефлексия должна быть прежде всего осознанной.



Конечно, рефлексия должна быть осознанной, аргументы аргументированными, а масло масляным

Вопрос в другом: как сделать так, чтобы с помощью рефлексии человек (ученик, учитель) приходил к переопределению своих целей? Что такое должно быть в этой рефлексии? Как она должна проходить, в какой форме, где?


Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.08.06 01:11. Заголовок: Re:


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Конечно, рефлексия должна быть осознанной, аргументы аргументированными, а масло масляным



Я попробую сделать рефлексию деятельности форума и сделать следующие шаги. Прежде всего, есть ли результат и какой?
1. Выполнены некоторые процедурные условия, для того чтобы можно было получить результат. Форма работает. Засчитано.
2. Заданы рамки обсуждения, вопросом: Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы проверять и переопределять цели образования? » и темой форума: Рефлексия как инструмент диагностики достижения и переопределения целей образования
Очевидно, чтобы в конце обсуждения был получен результат, необходимо поставить для себя, в рамках форума, практические (профессиональные) и личные цели. А потом посмотреть, что из этого вышло. Т.е отрефлексировать по результату, процессу, проблемам по отношению к ОБРАЗОВАНИЮ.
Иначе будет шум, везде…

3. Получен ответ, типа: Конечно, рефлексия должна быть осознанной, аргументы аргументированными, а масло масляным

Вывод: Результат веселит. Может изменить способы работы?
4. Попробую изменить ситуацию. Как версия, без гарантии на успех, но и неуспех – тоже не гарантирую. Попробую от ученика. Как он в реальной ситуации использует рефлексию и отвечает на этот вопрос. Как он может «проверять и переопределять цели образования» на уроке?
Приведу пример рефлексивного управления ученика учителем. И опять верну вас к прежнему посылу.

"Вопрос в другом: как сделать так, чтобы с помощью рефлексии человек (ученик, учитель) приходил к переопределению своих целей? Что такое должно быть в этой рефлексии? Как она должна проходить, в какой форме, где? "

«Когда ученик знает, как выглядит мир в глазах учителя, он начинает строить рефлексивное управление (по принципу: он думает – что я думаю): учитель любит, когда ученик мыслит, рассуждает, поэтому он замедляет темп речи, делает паузы, морщит лоб ... "напряженно мыслит", реализует определенные нормы социальной системы…..»
Можно здесь вычленить форму, способ и полученный результат? Переопределение целей ученика и учителя.. И самое замечательное это то, что образование есть обучение, воспитание и нравственное развитие. Хотелось бы увидеть на этом конкретном кусочке, как это происходит. Если это субъект субъектный процесс?????, то результаты обеих сторон.
Здесь рефлексия, правда неосознанно, выступает как личное средство работы ученика.
Можете ли в этом примере учитель изменить ситуацию в сторону конструктивного рефлексивного управления в системе учитель ученик и наоборот.
Какие вопросы для этого необходимо сформулировать?

Кроме того, прошу отнестись и к тому, как я решаю эту задачу. Есть ли в ней рациональное зерно для работы на форуме.
С уважением Е. Доманский



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 8
Info: отличное
Откуда: Россия, Владивосток
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.08.06 02:17. Заголовок: Re:


Domanskiy пишет:

 цитата:
Кроме того, прошу отнестись и к тому, как я решаю эту задачу. Есть ли в ней рациональное зерно для работы на форуме.



Хочу заметить, что сделали вы это своеобразно. Форум уже интересный, а если мы ещё придём к общим выводам и предложениям, то будет ещё и продуктивным.

Желаю всем удачи в поисках ответов на поставленные вопросы.
С уважением, Жандармова Ирина Владимировна

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 5
Info: рабочее
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.08.06 07:27. Заголовок: Даешь Предметные рефлексии!


Жандармова И.В. пишет:

 цитата:
Однако мне кажется, их должно быть ещё больше, особенно для ребят младшего возраста (в виде цветных изображений, каких то наборов содержательных слов, из которых они бы могли просто выбрать близкие для себя, т.к. набирать много текста им скучно и не по силам). В общем надо искать интересные формы для рефлексий, тогда больше ребят будут делиться с нами своими мыслями и ощущениями.



Ирина Владимировна! Вы-умница! Извините за эмоциональную оценку в форуме.

Конечно же, рефлексии должны учитывать и возрастные особенности детей, и предметные. Давайте поставим перед зав.кафедрами такую проблему - разработать несколько типов рефлексий по предметной олимпиаде для разных возрастных групп. А Е.В.Доманский нам в этом поможет и напишет для кафедр примерный алгоритм составления такого рода рефлексий. Проверим теорию на практике вместе с переопределением целей...

Приведу примеры поурочных рефлексий, которые были разработаны авторами учебного пособия "Моя информатика" для начальной школы (А.В.Хуторской, Г.А.Андрианова):

1. Отметь на графике точками уровень своего настроения при выполнении каждого номера задания. Соедини точки ломаной линией. Например, Настя поставила и соединила точки таким образом:(дается картинка графика с ломаной кривой).

2. На рисунке изображены волшебные телефончики, которые помогут тебе осознать свою работу на уроке. Соедини стрелками выполненные тобой задания с теми телефончиками, которые больше всего подходят для тебя (можешь дорисовать свои телефончики). Рядом с телефончиками надписи типа - полезно, интересно, а зачем, скучно, др.

3. Нарисуй компьютерную заставку (картинку), которая передает твои чувства во время урока. Ты можешь это сделать как в тетради, так и на компьютере с помощью учителя (родителя).

4. Посмотри, как Информашка знаками изобразил свое впечатление от урока: ??..?! ?!..!!!Изобрази подобными знаками (или добавь новые знаки) свое впечатление от этого урока.

Конечно, много подобного рода рефлексивных заданий дается на отслеживание эмоционального состояния детей во время выполнения заданий. Но можно продумать цели предметной рефлексии - и тогда согласно этой цели предлагать рефлексивное задание учащемуся.

Каковы, на ваш взгляд, могут быть цели рефлексии для конкретной предметной олимпиады? Что предлагается учащимся осознать в ходе выполнения ими эвристических заданий по математике, по информатике, по русскому языку?






Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.08.06 20:17. Заголовок: Re:


Андрианова Г.А. пишет:

 цитата:
Конечно, много подобного рода рефлексивных заданий дается на отслеживание эмоционального состояния детей во время выполнения заданий. Но можно продумать цели предметной рефлексии - и тогда согласно этой цели предлагать рефлексивное задание учащемуся.



Давайте определимся, о каком образовании идет речь. Если о субъект – объектном, то можно отслеживать…
Что может сделать ученик с этим: «Рядом с телефончиками надписи типа - полезно, интересно, а зачем, скучно, др.»?
Зачем ему это и другое надо делать? В чем здесь личный продукт рефлексии, на основании которого ученик должен переопределить свои цели? Какие смыслы закладываются в такого рода вопросы? Будет ли для учителя приемлемый такой учет рефлексии, типа: Ага, скучно ребенку, споем песенку на уроке и т.д.

В моем примере рефлексивного управления ученика учителем, нет проблем. Их можно много извлечь, а здесь?
Если при составлении алгоритмов необходимо учесть смыслы деятельности, то какие?
Дистанционная олимпиада это образование или нет? Если образование, то как любит спрашивать Е.С. Полат, в какой парадигме осуществляется? Если мы говорим о личностно-ориентированной парадигме, то где здесь взаимоотношение субъектов образования?
Отсюда и возникает методология построения рефлексивных вопросов. От обоснования, как не без оснований замечает Э.В. Краевский.
А сейчас, на мой взгляд, просто интересно. И нужно с каждым разом изголяться еще больше, чтобы процесс сделать еще интересней. На долго ли хватит?
Впрочем, я сам в этом мало что понимаю. Но хочу разобраться.

Отсюда мне видится, что вопрос целей предметной олимпиады действительно актуален. Цели ученика надо извлечь и если ему надо только получить диплом участника в свой портфолио, то эту цель и отрефлексировать. Да так, чтобы он на основании этой рефлексии, свои цели переопределил.
Это мне понятно!


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 11
Info: жизнерадостное
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.08.06 23:03. Заголовок: Re:


Е.О. Брицкая пишет:

 цитата:
предложить детям показать мимикой свои чувства и ощущения


Замечательно! Моя коллега с успехом применяет такой способ рефлексии на уроках. Что закономерно: положительные эмоции мордашек на полях как правило соответствуют и качеству - такие работы получают наивысшие баллы. Понятно, что удовлетворенность своей работой может быть, когда она выполнена качественно. Некоторые ребята придумывают логосмайлики.


Domanskiy пишет:

 цитата:
Цели ученика надо извлечь и если ему надо только получить диплом участника в свой портфолио, то эту цель и отрефлексировать


А если ученик знает, что он должен сформулировать "благородную" цель, а не получение еще одного диплома. Как Вы отследите истинную причину участия и степень реализации цели? Каким образом это можно проверить? Искренность/неискренность все-равно останется на совести участника.

С уважением, Одинец Карина Аскеровна Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 2
Info: изумительное
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.06 03:10. Заголовок: Re:


Одинец К.А. пишет:

 цитата:
Как Вы отследите истинную причину участия и степень реализации цели? Каким образом это можно проверить? Искренность/неискренность все-равно останется на совести участника.



Очень актуальный вопрос.Наверное,это касается любых личностных качеств.Как проверить?Хотя,например,у меня некоторые студенты,явно не желавшие рефлексировать (учатся для "галочки", совмещают параллельно с другим вузом,не имеют мотивации) честно отказались вообще это делать: "Можно, конечно,просто формально написать,но..."
Похвальное благородство...


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.06 06:06. Заголовок: Re:


Одинец К.А. пишет:

 цитата:
Что закономерно: положительные эмоции мордашек на полях как правило соответствуют и качеству - такие работы получают наивысшие баллы. Понятно, что удовлетворенность своей работой может быть, когда она выполнена качественно. Некоторые ребята придумывают логосмайлики.



Domanskiy пишет:
Я просто хочу повторить свой вопрос!!!

 цитата:
Если мы говорим о личностно-ориентированной парадигме, то где здесь взаимоотношение субъектов образования? Что за образовательный результат получен в этом случае? Если мы ответим на этот вопрос, то будет понятен и следующий щаг.



Tashkinova S.G. пишет:

 цитата:
То есть я хочу понять: может ли рефлексивное мнение одного человека переопределить цели другого? В частности, может ли (уже наоборот) рефлексия учителя влиять на переопределений целей ученика?



Ответ: Переопределить цели ученика рефлексия учителя может, впрочем как и хороший подзатыльник. Весь вопрос в каких отношениях с учеником находится рефлексирующий учитель и наоборот. Тогда можно увидеть как направления переопределения, так и его результат.

Такая постановка вопроса, похоже скорее на гадание. Если мы работаем в рамках научной школы, то может используем и научный подход.
У форума есть конкретные цели
Рефлексия как инструмент диагностики, достижения и переопределения целей образования
Для этого на мой взгляд надо определиться каким понятием мы будем руководствоваться. Предложите пожалуйста.
Затем надо определиться что вы собираетесь диагносцировать в первую очередь и почему? Затем как?
КАкие цели образования необходимо переопределять и у кого? Учителя, ученика, администрации, гороно и т.д.

В конце можно выйти на систему работы и ее обсудить насколько она получилась рабочей.
Все это можно сделать за 2-3 дня.
Форум идет уже 4 дня. Можно ли из него извлечь уже сейчас необходимый материал?

Ирина Владимировна, можно вас попросить осуществлять такую сборку по ходу форума. Надо плучить, хоть маленький, но результат.
Если он у кого появился, то неплохо было бы его показать, как образец культурной нормы.

Скрипкину Ю.В. я хотел бы попросить ввести понятие рефлексия. Если вы говорите что рефлексия вызывает "желание "отделаться", дать формальные ответы", то каким инструментарием и как вы пользуетесь. Каким понятием руководствуется? И что надо менять: рабочее понятие, форму, цели, учителей, учеников и т.д.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 06:46. Заголовок: Re:


Domanskiy пишет:

 цитата:
А сейчас, на мой взгляд, просто интересно. И нужно с каждым разом изголяться еще больше, чтобы процесс сделать еще интересней. На долго ли хватит?
Впрочем, я сам в этом мало что понимаю. Но хочу разобраться.

Domanskiy пишет:

 цитата:
Дистанционная олимпиада это образование или нет?



Я тоже хочу разобраться. И есть предположение, что и на ДЭО можно смотреть как на образовательную ситуацию и среду, создающую условия для реализации ИОТ ученика. Тогда, исходя из целеполагания определенной образовательной программы (олимпиады, например, по литературе) можно выстраивать и какой-то стандарт рефлексии (а не массу хороших и разных шаблонов!) как личностного средства образовательного целеполага-ния.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.06 02:12. Заголовок: Re:


Жандармова И.В. пишет:

 цитата:
Форум уже интересный, а если мы ещё придём к общим выводам и предложениям, то будет ещё и продуктивным.



Почему "ещё"? Разве это не предполагалось в целях форума? Или вы задаете рамку на продуктивность форума? НЕ могли бы вы стать куратором ответственным за продуктивность форума!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 06:44. Заголовок: Re:


Domanskiy пишет:

 цитата:
«Когда ученик знает, как выглядит мир в глазах учителя, он начинает строить рефлексивное управление (по принципу: он думает – что я думаю): учитель любит, когда ученик мыслит, рассуждает, поэтому он замедляет темп речи, делает паузы, морщит лоб ... "напряженно мыслит", реализует определенные нормы социальной системы…..»


Domanskiy пишет:

 цитата:
Можете ли в этом примере учитель изменить ситуацию в сторону конструктивного рефлексивного управления в системе учитель ученик и наоборот.
Какие вопросы для этого необходимо сформулировать?


Для меня показательно вот это « когда ученик знает, как выглядит мир в глазах учите-ля»…Я задумывалась о роли установки в процессе обучения. Изменить ситуацию можно через образовательную напряженность, открытое задание, провоцирование добывания знаний, а не изучения их, когда неминуемо замаячит Трудность, когда захочется подска-зок и костылей. Вот тут учитель и может дать алгоритм рефлексии примерно такой:
Добывание знаний- вид деятельности, использующий эвристический метод
• «я не знаю»- ситуация затруднения
• « мне ближе всего- я знаю себя»- я способен, я знаю и умею
• « я использую»- знаю средство и информацию и её смысл
• «я ищу, делаю»- способ деятельности
• « я анализирую, синтезирую, сравниваю»- метод
• « я обобщаю»- создаю свое содержание
• « я сравниваю» - рефлексирую по отношению к своему знанию и имеющемуся ранее незнанию
Может быть так?
Кстати, опять-таки в дистанционной форме обучения трудности , а одновременно и пре-имущества (на мой взгляд!) возникают в силу отсутствия невербального общения- тут лоб не наморщишь…



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.06 06:39. Заголовок: Re:


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Вопрос в другом: как сделать так, чтобы с помощью рефлексии человек (ученик, учитель) приходил к переопределению своих целей? Что такое должно быть в этой рефлексии? Как она должна проходить, в какой форме, где?



Человек (и ученик с учителем) не любит «ставить себя под вопрос». На уровне неосознанной некомпетентности не выявляются проблемы, не замечаются трудности. Надо, как опять-таки нашла у Мамардашвили, «проходить путь до конца, извлекать опыт, разрешать смысл».
О каком переопределении целей может идти речь, когда ученик да и учитель не знает, как цель поставить первоначально? О какой рефлексии идет речь, когда не фиксируется трудность и проблема? Мысль не додумывается до конца. Опыта не получается. Ведь корректировка или переопределение может быть только и тогда, когда поставленная самостоятельно (или при консультативной помощи педагога- тьютора) цель осуществляется, результат сравнивается с предполагаемым вначале, осознаются успехи и трудности, а потом ставятся новые образовательные цели. Или с учетом успешных освоенных способов деятельности, или для решения образовательных проблем.
Итак, я считаю, что рефлексия может действовать эффективно и выполнять свою методологическую роль в технологии ИОТ, предполагающей личную ответственность и личностную смелость. Так как задавать вопросы самому себе- самое трудное занятие…


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 25
Info: жизнерадостное
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.06 04:51. Заголовок: Re:


Кулешова Г.М. пишет:

 цитата:
О каком переопределении целей может идти речь, когда ученик да и учитель не знает, как цель поставить первоначально? О какой рефлексии идет речь, когда не фиксируется трудность и проблема?


Я бы конкретизировала - не желает. Ученик еще сможет научиться, почувствовать прелесть постановки точно определенных целей, за которыми ясно видится будущее, понимается "что дальше", открываются горизонты. Ученик еще сможет поставить СВОИ личностные цели и оценить степень их достижения. А как быть с учителем, который не хочет "задавать самому себе вопросы", он уже все знает, все умеет, ему нечему учиться?

В коучинге есть такой прием постановки цели - представить ее не только как результат, но и спрогнозировать дальнейшее развитие. Но для этого, наверное, требуется богатое воображение?

Двусмысленность – это богатство.
Борхес Х.Л.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 06:42. Заголовок: Re:


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Что такое должно быть в этой рефлексии? Как она должна проходить, в какой форме, где?



Продолжая работать над реализацией собственных целей работы на форуме, остановлюсь на одном из существенных признаков и критериев ИОТ- рефлексивном осмыслении. По-нимаем его как становление «индивидуальной образовательной истории», как суммы зна-чимых «внутренних приращений», необходимых для целеполагания как импульса для не-прерывного образовательного движения.
Что должно быть в деятельности и в рефлексии, чтобы эта «история» складывалась? Дея-тельность должна быть творческой, содержательно «нестандартной», а также организаци-онно (то есть я этого еще никогда не делал и себя сам не организовывал). То есть, как счи-тают культурологи, ученик может становиться инноватором «становящейся деятельно-сти».
Далее, рефлексия этой деятельности должна быть и в начале- как осмысление предстоя-щей деятельности и прояснение смыслов для целеполагания. Тогда будет понятно, зачем нужно к ней возвращаться и потом, после проделанной работы. Внутренний результат то-гда становится тем знанием, которым можно пользоваться, потому что выделяется из прошлого только то значимое, которое нам необходимо.
Если брать дистанционное обучение (например, как его форму дистанционный курс), то, я думаю, что для реализации ИОТ необходимо кроме шаблонной визитки включать и зада-ние на первоначальное осмысление всего курса и уточненное (проясненное) целеполага-ние.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 20
Info: хорошее
Откуда: Беларусь, Гродно
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.06 17:42. Заголовок: Re:


Мне кажется, что определение и переопределение своих целей учащийся сделает в диалоге либо с самим собой (тогда диалог становится внутренним), либо учителем. Диалог – условие развития, причем затрагивает самые потаенные пласты психики, заставляет сомневаться, анализировать, соглашаться или нет. Как это сделать практически? Например, учащемуся предлагается сократическими вопросами опровергнуть цель, которая была сформулирована им ранее на прошлом уроке.
Вот он, внутренний и внешний диалоги во взаимодействии. А какая эмоциональная подоплека! Другими словами, диалоговая рефлексия (например, одновременное доказательство и опровержение одного и того же утверждения с помощью последовательности сократических вопросов) обеспечивает глубочайший анализ учащегося.
Есть и еще один аспект подобной рефлексии. В диалоге мы наблюдаем единство цельного внутреннего мира учащегося с дифференцированным миром внешним, единство статичного и динамичного. Поэтому как единство двух противоположных процессов (доказательство и опровержение) диалоговая рефлексия способна «примирить» знаниевый уровень учащегося (отраженный в нынешних стандартах, например, ЗУНы), который можно условно назвать статическим, заданным внешне, с деятельностно–творческим, который почти отсутствует в стандартах. Т.е., по сути, в этом случае диалоговая рефлексия разрешает в определенной мере противоречия между репродуктивным уровнем и творческим.



Человек диалогизирующий – это человек сравнивающий, а в сравнении, как известно, рождается обязательно новое знание, эмоция, творчество. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.07 22:32. Заголовок: Рефлексия в образовании


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Вопрос в другом: как сделать так, чтобы с помощью рефлексии человек (ученик, учитель) приходил к переопределению своих целей? Что такое должно быть в этой рефлексии? Как она должна проходить, в какой форме, где?




Переопределение целей, видимо, не самоцель, а образовательный эффект заданий (или учебных режимов), предполагающих рефлексию; эффект и результат "настоящего опыта настоящего образования".

Один мой ученик на вопрос "Зачем нужна рефлексия в образовательном процессе?" ответил: "Ну, как? Рефлексия - и есть образование. Если нет рефлексии, то нет и образования". (Он в 10 классе сейчас учится).
Он, видимо, имел в виду не эпизодическую рефлексию после выполнения какого-то задания или участия в олимпиаде, а рефлексию как неотъемлимый образовательный режим по поводу всего, что в школе происходит.

В этом смысле, интересно, какое значение образовательная рефлексия имеет по отношению к образовательному пути человека вообще, и как найти ей место в таком "нерефлексиосообразном" устройстве массовой школы?

Наш случайный разговор о рефлексии продолжился. Мой ученик говорит "Образование - это понять, кто я сейчас относительно того, кем я был раньше. Я сравниваю себя настоящего с собой в прошлом, и понимаю, что со мной хорошего или плохого произошло, и планирую, что дальше должно произойти".
Наверное, это и есть то, что мы на своем педагогическом языке называем "переопределением целей", не так ли?

Важно, чтобы были поводы для подобных размышлений о себе в прошлом, настоящем и будущем. Или даже так: чтобы все (или очень многое ), что происходит с ребенком в учебе или школе вообще, было поводом для таких размышлений, поводом для рефлексии. И тогда в массовой школе будет "случаться" образование.
Вопрос технический: каково оптимальное соотношение между учебно-познавательными (привычными), творческими (креативными) и рефлексивными режимами в образовательном процессе ? (Вопрос супер-актуален для формирования учебного плана)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 12
Откуда: Россия, Сыктывкар
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.07 18:04. Заголовок: А.В.Хуторской пишет:..


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
как сделать так, чтобы с помощью рефлексии человек (ученик, учитель) приходил к переопределению своих целей? Что такое должно быть в этой рефлексии? Как она должна проходить, в какой форме, где?


Есть такая очень интересная практика: проводить рефлексию как оценку своей деятельности на уроке, когда ребенок оценивает работу самого себя. Учитель может в таком случае только задать определенную формулу. Например, после изучения темы "Типы предложения" в 8 классе учитель предлагает детям записать свои впечатления от самого себя на уроке простым распространенным полным односоставным предложением(определенно -личным), а эмоциональную окраску определить самостоятельно. То есть если ребенок доволен своей работой на уроке, предполагается, что он поставит в конце восклицательный знак. Попутно проверяется и усвоение материала.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 10
Откуда: Россия, Электросталь
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.11.07 02:50. Заголовок: А.В.Хуторской пишет:..


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Как она (рефлексия) должна проходить, в какой форме, где?


Например, рефлексия может проходить в форме защиты "Портфолио ученика" за круглым столом среди одноклассников в присутствии родителей, учителей и др. Демонстрируя свои успехи и недочеты, сравнивая их со своими одноклассниками, отвечая на вопросы и участвуя в дискуссии. В результате ученик может переопределить свои цели.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 39
Откуда: Украина, Днепропетровск
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.07 02:31. Заголовок: А.В.Хуторской пишет:..


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
как сделать так, чтобы с помощью рефлексии человек (ученик, учитель) приходил к переопределению своих целей?


Прежде всего этому надо учить. Даже ученики 11 класса, где такой вид деятельности на уроке - новинка, не могут проанализировать свою деятельность на уроке, не могут выделить основные моменты урока а, а значит и поставить задачи на будущее. Говоря об основных моментах урока я имела ввиду личностный подход: чему Я научился на уроке?, чем МНЕ помог этот урок?, какие шаги Я должен предпринять в дальнейшей работе? и т.д.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.06 06:51. Заголовок: Re:


Е.В.Шерстова пишет:

 цитата:
Мне кажется, это идет от непонимания, зачем это нужно: разбираться в себе, своих поступках, что не получилось, в чем причина...



Может быть, поможет философия и предназначение человека.
А нужно ли это всем, действительно? Как "бедную" (и такую по-человечьи необходимую) рефлексию спасти от напраслины?
Может быть, и не терзать ей ребятишек?
Чем отличается человек, реализующий свою образовательную траекторию от человека, участвующего в ДЭО?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.06 20:52. Заголовок: Re:


Кулешова Г.М. пишет:

 цитата:
А нужно ли это всем, действительно? Как "бедную" (и такую по-человечьи необходимую) рефлексию спасти от напраслины?
Может быть, и не терзать ей ребятишек?



Это действительно надо знать и учитывать. Существут сейчас мощные процессы либо подавляющие рефлексию, либо переориентирующие на губительные виды деятельности. Человек (Ученик, учитель и др.) мало рефлексивный или с подавленной рефлексией испытывает значительные неудобства попадая в такую ситуацию.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.07 21:53. Заголовок: Е.В.Шерстова пишет: ..


Е.В.Шерстова пишет:

 цитата:
Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы проверять и переопределять цели образования?


Она должна быть, прежде всего, уместной и отвечать природному желанию ребенка в этот час и в это время заниматься "самокопанием" А то в погоне за модой, наши учителя пытаются вывернуть наизнанку детские души, абсолютно не заботясь о последствиях

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.06 23:24. Заголовок: Re:


После участия в дистанционной олимпиаде одна из моих учениц категорически отказывалась провести рефлексию (какие-то задания, как ей казалось, не удались, отчего ребенок был жутко расстроен), но я девочку уговорила. В этом случае рефлексия имела психотерапевтический эффект (ребенок успокоился), а переопределение целей произошло у меня, как у учителя (после знакомства с детскими рефлексивными мнениями). То есть я хочу понять: может ли рефлексивное мнение одного человека переопределить цели другого? В частности, может ли (уже наоборот) рефлексия учителя влиять на переопределений целей ученика?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.06 06:18. Заголовок: Re:


Tashkinova S.G. пишет:

 цитата:
После участия в дистанционной олимпиаде одна из моих учениц категорически отказывалась провести рефлексию (какие-то задания, как ей казалось, не удались, отчего ребенок был жутко расстроен), но я девочку уговорила.



То что вы уговорили и успокоили, это плюс. Но в общем-то, ваш случай класический. Спокойствие это первый результат, а второй - рефлексия должна выявить эти трудности и способы их преодоления. В чем причина, что задания были не сделаны? Тогда, на мой взгляд, в утешениях будет меньше необходимости, если будет видно как этих трудностей избегать.
Попробуйте под эту ситуацию, так как она вам хорошо знакома, сейчас сформулировать рефлексивные вопросы. Будет что обсудить.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.06 15:20. Заголовок: Re:


Domanskiy пишет:

 цитата:
Попробуйте под эту ситуацию, так как она вам хорошо знакома, сейчас сформулировать рефлексивные вопросы


1. Каковы твои ожидания от выполнения заданий?
2. Как ты выполнял задания, которые получились лучше всего? (Опиши свое настроение, способы деятельности, как преодолевал трудности). Результаты соответствуют ожиданиям?
3. Какие задания выполнить не удалось? Какие выполнил плохо? Какова главная причина? Вернешься ли ты к выполнению этих заданий позже? (или рефлексия должна быть направлена на осознание уже свершившейся деятельности?)
4. Представь, что твой друг не смог выполнить ни одного задания. Какие советы, рекомендации ты дал бы ему, чтобы у твоего приятеля появилось желание преодолеть трудности и выполнить задания?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.06 01:48. Заголовок: Re:


Tashkinova S.G. пишет:

 цитата:

1. Каковы твои ожидания от выполнения заданий?
2. Как ты выполнял задания, которые получились лучше всего? (Опиши свое настроение, способы деятельности, как преодолевал трудности). Результаты соответствуют ожиданиям?
3. Какие задания выполнить не удалось? Какие выполнил плохо? Какова главная причина? Вернешься ли ты к выполнению этих заданий позже? (или рефлексия должна быть направлена на осознание уже свершившейся деятельности?)
4. Представь, что твой друг не смог выполнить ни одного задания. Какие советы, рекомендации ты дал бы ему, чтобы у твоего приятеля появилось желание преодолеть трудности и выполнить задания?



На мой взгляд это хороший материал с которого можно начать работу. Спасибо, коллега!

Конечно лучше было бы если бы и ответы были, но можно и без них

Теперь вернемся к нашей теме:
Рефлексия как инструмент диагностики,
Попробуем сформулировать что диагностировалось этими вопросами?[/font]

Как это связанно с формулировкой вопроса, его содержанием, акцентами, смыслами и др. Как этой формой вопроса задаются С-С отношения. Можно ли в этих вопросах выделить диагностические элементы и т. д. Какие вопросы необходимы еще? И др.

Я пытаюсь осознать взаимосвязь между полученным результатом и формой, содержанием и т.п. элементами вопроса. Когда такая связь будет осознаной вы будете более точно формулировать свои вопросы. Возможно нам удасться сформулировать способ составления диагностических рефлексивных вопросов



достижения и переопределения целей образования


Попробуйте продолжить логику размышлений дальше, в том же ключе

Кроме того я прошу осуществлять текущую рефлексию этого процесса. Как чувствуете себя коллеги? Не слишком ли я вмешиваюсь в ваш процесс, цели и смыслы деятельности на форуме?

На мой взгляд должен быть куратор форума, ответственный за его результат. Я все время справшиваю вас, какой результат персонально каждым получен и честно говоря ответа не вижу? Может, я не то спрашиваю?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 9
Info: рабочее
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.06 17:59. Заголовок: Мой продукт по рефлексии


Ну, давайте я напишу о своем продукте по этой теме. Вообще-то его и так четко видно в одном из моих ответов выше.

Благодаря Вашим письмам, а также Ю.В. Скрипкиной, Е.О.Брицкой и И.В.Жандармовой я задумалась о необходимости разработки алгоритмов конкретных предметных рефлексий для эвристических олимпиад, кроме того о необходимости учета возрастных особенностей младших школьников при ответе на рефлексию.

Необходимо разработать иные формы рефлексий отличные от вербальных, например, невербальные, а в виде графиков, рисунков, др. Такие рефлексии необязательно все высылать в оргкомитет олимпиад во избежание больших объемов. Локальный координатор может использовать эти рефлексии для своей работы, а пересылать только некоторые из них. Но нам нужно будет дать локальному координатору инструменты для работы с полученными рефлексиями. Вооружить его пониманием для чего нужна такая детская рефлексия, а главное, что дальше с ней делать. Иногда кажется, что локальные координаторы так мало уделяют внимания своей и детским рефлексиям, потому что не понимают, зачем это делать. И наша задача как организаторов эвристического обучения, составной частью которого мы заявляем в том числе и рефлексию, помочь им в этом или хотя бы объяснить, зачем мы предлагаем рефлексию.

Итак, я планирую подготовить для сотрудников Центра "Эйдос" напрвления их деятельности по разработке предметных рефлексий с учетом возрастных особенностей.






Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.06 20:45. Заголовок: Re:


Андрианова Г.А. пишет:
[quote]Ну, давайте я напишу о своем продукте по этой теме. Вообще-то его и так четко видно в одном из моих ответов выше. `


[quote]Итак, я планирую подготовить для сотрудников Центра "Эйдос" напрвления их деятельности по разработке предметных рефлексий с учетом возрастных особенностей.
`





Галина Андриановна, большое спасибо!!!
Это действительно результат или продукт, как угодно, который может служить основанием для развития по теме форума.

Андрианова Г.А. пишет:

 цитата:
Но нам нужно будет дать локальному координатору инструменты для работы с полученными рефлексиями. Вооружить его пониманием для чего нужна такая детская рефлексия, а главное, что дальше с ней делать.




Это может быть как темой отдельного курса, так и форума, или и того и другого вместе. Возможно как объязательная учеба локальных координаторов.
Или как дополнение к вашему результату и направлении деятельности, если есть такая проблема и вы ее видите.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.08.06 01:58. Заголовок: Re:


Уважаемые коллеги!!!
После того как получен первый результат, можно отрефлексировать как он был получен.
Давайте осуществлять деятельность по теме форума: [
font color=red]Рефлексия как инструмент диагностики, достижения и переопределения целей образования
не где нибудь там, после форума, а "здесь и сейчас". Как там принцип Эйдос звучит. "Только тот кто делает сам....."
Я предлагаю проанализировать деятельность на форуме с этой позиции.
Были ли здесь рефлексивные диагностические такты по диагностике целей участников? В чем они выражались?

Какие цели были отдиагностированы (определены)?

Какая деятельность по переопределению целей осуществлялась? Можно выделить способы, приемы и др.?

Какие результаты получены?
Как по-вашему, эту деятельность можно было осуществлять с большей эффективностью?

Какой личный результат получен по этой деятельности?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 56
Info: светло-мутно-радужное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.06 02:04. Заголовок: Re:


Присоединяюсь к весьма ценным и целенаправленным попыткам Domanskiy вести конструктивную деятельность в направлении создания конкретного продукта в рамках обозначенной темы: Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы проверять и переопределять цели образования?

Уважаемые коллеги, прошу вносить предложения именно в этом ракурсе. Т.е. не писать всё что есть и может быть про рефлексию (для этого можно завести соответствующие темы на форуме), а именно в аспекте смысла и целей образования.

Общий проект, над которым предлагается поработать участникам форума в течение месяца - это формулирование целевой парадигмы образования, относящегося к следующим образовательным инновациям: эвристическое обучение, дистанционное обучение, компетентностный подход.

Т.е. данная тема форума важна не сама по себе, а в качестве составляющей части общего проекта и от нас требуется соответствующий педагогический продукт.

Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 29
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.06 00:56. Заголовок: Моя рефлексивная деятельность-продукт.


Опишу, как я работала с материалами форума по рефлексии, когда обсуждение прекрати-лось. Сразу же прошу прощения за очень обширную работу и за потраченное внимание и время на прочтение этого продукта. Напомню, что тема и вопрос были сле-дующие: Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы прове-рять и переопределять цели образования?

Слежу за работой участников, вижу непонимание смысла рефлексии ( или понима-ние какое-то «свое»). Начинаю не сразу целенаправленно отслеживать ход мыслей Доманского. Соглашаюсь, выполняю задания, начинаю не просто откликаться на реплики, а обдумывать.
Так как моя работа на форуме имеет цель: освоение собственной темы и определение роли рефлексии в моей методике ИОТ, я хочу еще и найти точки соприкосновения с темой Евгения Витальевича. В ситуации я Я узнала кое-что , очень мне знакомое и по практике, и по моей индивидуализации.
Итак, коллеги занимаются традиционной индивидуализацией и дифференциацией, главный вопрос которой: как сделать, чтобы было:
• Интересно
• Познавательно
• креативно
• Учитывало интересы, склонности и способности
• Специфику предмета и т.д. ( до бесконечности)
Главным в этом вопросе является именно: как сделать? В нем я читаю озабочен-ность субъекта-учителя в том, чтобы процесс «пошел» и «шел-шел-шел»…
Для этой благой цели обычно предлагается действовать по принципу «учета».
В анализируемой нами ситуации речь идет о «форме»: искать для каждого ученика свои формы. Чтобы был выбор. И тогда он ( ученик) сможет найти что-то для себя!!!

Именно по этому пути идут и шли, индивидуализируя или дифференцируя: ЗА уче-ника всё сделаем, учтем многообразие, да еще и науку подключим, чтобы теория бы-ла на службе у практики (а Е.В. Доманский нам поможет!..)

Один из выводов, который я делаю в своей 1 главе- следующий:
Возможно ли учесть многообразие сочетаний, стремящееся к бесконечности? Нет, говорит нам опыт дифференциации. Тогда напрашивается второй путь-путь объединения усилий учителя и ученика, потому что лучше всего индивидуализировать (персонифици-ровать) процесс своего собственного учения в обучении сможет конкретный ученик с его способностями, интересами и склонностями. Нами сделан вывод о существующей форма-лизованности подходов к индивидуализации. Индивидуализация-это процесс, который выстраивает сам педагог, сам учитель, субъектная роль ученика в большей степени игно-рируется в массовой школе. Главный вывод мы связываем не столько с различием в тех-нологиях индивидуализации, не столько в разнице понятий, сколько в допущении субъ-ектных отношений в процесс обучения.
Кстати, есть такое, по-моему, у Гегеля: стремление к «дурной бесконечности»- так вот это всё о ней, дифференциации…
Причем, что более всего поражает, так это то, что мы с этим сталкиваемся в связи с эвристическими олимпиадами.
Следующее: вникаю в способы рефлексивной работы, предложенные Е.В.
1. Как надо рефлексировать ( шаги). Выделяю для себя:
• Осознание результата этапа деятельности
• Прояснение рамок обсуждения или деятельности ( вопрос, тема)
• Целеполагание ( связь с результатом в обозначенных рамках)
• Рефлексия по результату, процессу, проблемам ( сравнение полу-ченного с прогнозируемым)
2. Как надо реагировать на ситуацию, когда процесс затрудняется: изме-нение способа работы, изменение ситуации для размышлений ( от ученика)
Выделила рациональное зерно работы своей не только на форуме.
А, кстати, цели –то я переопределила и запишу их сейчас в ином виде. Я шла от целей:
1. Поучаствовать и найти отклик своей темы в репликах.
2. Отработать навык работы в форуме.
3. Выявить методику организации рефлексии в дистанционной дея-тельности.
Теперь я ставлю цель:
1. оформить собственные рефлексивные размышления в текст.
2. отнестись к суждениям Е.В. Доманского по поводу моей работы и моих размышлений в связи с ИОТ
3. выработать некоторые общие принципы и оформить их в текст
Иду дальше.
Обдумываю (через размышление над вопросами) свое отношение к ДЭО. ДЭО- это образование или нет?
Думаю, что может стать образованием, если:
• выстроить взаимоотношения субъектов через методику реализации образова-тельной траектории ( вот и система работы):
1. исходить из следующего: у каждого есть личностный потенциал, есть траектория.
2. перевести из потенциала в ресурс и опыт можно в (эвристической, на-пример) деятельности.
3. ЛК принимает на себя функции тьютора- помощника, наставника, ко-торый способствует проявлению смыслов и подсказывает, где и когда это можно сделать( например, на ДЭО по математике)
4. ЛК знакомит с программностью работы, т.е. не просто мотивирует на участие, а учит составлять программу работы на ДЭО ( например): от обдумывания и фиксации смысла, целей, задач, содержания, способов работы, необходимых ресурсов, формы оценки и контроля.
5. Ученик сам составляет программу работы на ДЭО и несет за неё ответ-ственность.
6. Ученик работает на олимпиаде, реализовывая программу.
7. После выполнения работы ученик пишет рефлексию, весь смысл кото-рой сводится к анализу программы с результатом.
8. ЛК ( как тьютор) анализирует рефлексию, диагностируя и переопреде-ляя собственную деятельность по подготовке к следующей олимпиаде или инициирует коррективы деятельности учителя- предметника.

Вот и весь предметный смысл. Он универсален! И алгоритмы тут достаточно про-стые: «Вглядись в свое отражение у истока и в устье- и ты поймешь, в правильном ли направлении ты плыл» ( С.Е. Лец)
Теперь о том, что может давать для учителя рефлексия ученика?
Думаю, исходя из собственного опыта и просто навскидку следующую информацию:
1. есть ли осознание учеником личностного смысла изучения предмета
2. знает ли он себя и стремится ли к этому
3. умеет ли ставить цели и какие
4. правильно ли составлено задание, проблема, задача, то есть какова образова-тельная среда для добывания знаний
5. было ли личностное продвижение
6. осознаются ли трудности
7. есть ли осознание проблем
8. ставятся ли цели, направленные на продолжение образовательной деятельно-сти.
Кроме того я проделала работу по заданию, связанному с взаимоотношением формы и содержания- по вопросам С.Г. Ташкиновой. Считаю, что диагностировалось сле-дующее:
• ожидания ( т.е. надежды и предположения)
• настроение, способы деятельности ,способы преодоления трудностей
• сравнение ожиданий и результатов
• результативность
• причина трудностей и неуспехов
• Перспективы деятельности
• Косвенные рекомендации самому как проекты аналогичной деятельно-сти в будущем.
Мне показалось, что С-С отношения задаются лишь в задании с рекоменда-циями, в остальных случаях схема « я ставлю вопрос за тебя от твоего имени». Это не субъектный подход. Исходя из этих наблюдений, я сама переопредели-лась и предложила себе самой такую схему( наверное, она более подойдет старшим):
Поставь себе самому вопросы: о смысле (зачем?), целях (какой результат?), содержании (что?), об успехах и трудностях (каким образом?), о контроле и самооценке- и ответь на них. Мы очень просим написать также о том, что происходило с тобой, когда ты отвечал на свои вопросы.
Это схема, но суть, я думаю, понять можно. Думаю, что в данном алгоритме каждый ребенок сам «словит» свой уровень, выберет, как ему удобнее и инте-реснее. Главное- в образовательном продвижении, в котором есть и обучение, и развитие, и воспитание.

Вот такой получился "продукт"...

Вглядись в свое отражение у истока и в устье- и ты поймешь, в правильном ли направлении плыл.
С.Е.Лец
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 20
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.09.06 23:24. Заголовок: Re:




Уважаемые коллеги! Я решил подвести некоторые итоги собственной деятельности на форуме, которые оформились в следующий текст. Буду признателен за конструктивные замечания по его содержанию, а также за предложения которые смогут его развить. С уважением Е. Доманский



ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОЙ РАБОТЫ НА ФОРУМЕ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ

Доманский Е.В., сотрудник кафедры педагогики ЦДО «Эйдос»

Форум, все чаще заявляется как одна из форм дистанционного обучения. Изначально эта форма не проектировалась для образовательных целей и служила просто как средство для обмена мнениями. Т.е. выполняла информационные функции. Возможно, заложенные стереотипы оказывают влияние при организации на форумах различных дискуссий, обсуждений, педсоветов и т.п. мероприятий. Более того, в этой форме проявляются многие из проблем, свойственных для всего образования в целом. И одна из них, заключается в некотором убеждении, что если на форуме собираются педагоги, ориентированные на л.о. подходы в образовании, то продуктивность форума гарантирована. Оказалось что это далеко не так.
Что было сделано организаторами форума.

Первое: заявлена тема форума «Рефлексия как инструмент диагностики достижения и переопределения целей образования».

Второе, тема переформулирована как проблема в вопрос, «Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы проверять и переопределять цели образования?».
Дальнейшие действия участников показали, что вся их деятельность сразу же ушла в сторону от ответа на этот вопрос. Собственно она переросла в обмен информацией по поводу рефлексии и обсуждению различных форм, которые во многом никак не увязывались с целями форума. Стало, также очевидно, что в этой форме дистанционной деятельности проявляются многие из проблем, свойственных для всего образования.

Цели нашего педагогического эксперимента на форуме заключались в следующем:
Использовать ситуацию на форуме как обучающую, перевести участников в деятельностную позицию, в которой они реально бы осваивали тему форума, для получения более эффективного результата в виде практических приемов работы по организации рефлексии в образовании.
При этом выдвигалась следующая гипотеза:
- Что если деятельность участников форума перенормировать, т.е. ввести такие нормы которые побуждали бы их двигаться в сторону целей форума, на основании рефлексии собственной деятельности, то результативность форума будет обеспечена.
- Что на основании заявленных целей, в форуме с его участниками (педагогами) можно построить с-с (субъект-субъектные) отношения.
- Что на основе этих с-с отношений, возможно получить результат позволяющий достичь решения в рамках заявленной проблематики форума.
- Что ситуацию на форуме можно сделать обучающей для использования наработок за пределами форума

Это осуществлялось с помощью следующих действий:
Организацией собственной рефлексии по поводу происходящего на форуме, результатом которой стало понимание - какие действия необходимо осуществить для продуктивной работы на форуме.
А именно, для этого я:
· Побуждал участников организовать рефлексию той деятельности, что уже произошла, чтобы на ее основе поставить собственные цели по отношению к целям форума.
· Далее, вводил такие нормы деятельности, которые позволяли участнику относиться к происходящему не отстранено, а как разработчику, разрабатывающего такие приемы организации рефлексии, которые смогли бы переопределить деятельность «здесь и сейчас» и таким образом достигая целей форума на опыте собственной деятельности. Т.е. сделать эту ситуацию образовательной для самих участников, а не собранием ученых мужей размышляющих по поводу того, как могло бы все происходить.
· Организовывал понятийную работу для стягивания поля деятельности форума в рамках личностно ориентированного подхода.
· Выделил из числа участников тех, кто мог продемонстрировать некоторые культурные нормы такой деятельности и предложил осуществить рефлексию происходящего на форуме, использовать ее как дидактическую ситуацию для собственной деятельности. С их помощью, в рамках осуществляемой деятельности на форуме, были выделены основные проблемы участников.

Если проанализировать деятельность участников форума, чтобы сделать его обучающим, то мы увидим следующую картину. Субъекты процесса – учителя, которые обсуждают, как научиться осуществлять рефлексивную диагностику и на основе полученных данных переопределять цели учеников, возможно, своих коллег и др. Личные цели обсуждения заявлены не были, поэтому непонятно для всех присутствующих смысл присутствия на форуме. Но поскольку он должен быть обозначен, был избран самый легкий и привычный – информирование. Т.е. это сфера МК (мыслекоммуникации), если даже осуществить рефлексию этой сферы деятельности, то получиться что человек, который хотел бы воспользоваться плодами этого форума должен отнестись к информации, строя только догадки по поводу смысла и сути. Потому что ответ на рефлексивный вопрос «Зачем вы осуществляете то или иное действие?» в моем представлении выглядят как ответы типа «так говорят» или «так не принято говорить»

Вторая сфера, это М (мышление). Если использовать эту ситуацию как обучающую, то для переопределения целей коллег, необходимо было отрефлексировать мышление участника(ов) форума. Т.е. осуществить рефлексию мышления Кулешовой, Скрипкиной, Андриановой, Жандармовой и др. и поразмышлять по поводу их мышления. Почему они думают так, а не иначе? Т.е. осуществить диагностику мышления участников форума.

Эту связку можно представить схематически МК-М. После диагностики становится очевидным кто как размышляет, а значит можно осуществлять деятельность по переопределению целей. Такую же диагностику блестяще осуществила Кулешова Г.М. и на основании ее переопределила свои цели на исследовательскую деятельность.

Вот в этом поясе уже появляется, должно появиться основание для деятельности в третьей сфере - МД (мыследеятельности). Эти основания для деятельности по переопределению целей формулировались дважды. Результат более чем скромный. По моему, мне удалось переопределить цели не более чем одному участнику форума, поэтому если оценивать эффективность этой деятельности, то можно засчитать два результата. Один, организационный и содержательный (в виде рефлексивного анализа) и второй - содержательный по целям и задачам форума (Кулешова Г.М.)

Кроме того, поставлены некоторые вопросы как проблема, а также по результатам рефлексивного анализа могут быть сформулированы некоторые предложения по поводу повышения эффективности работы сотрудников Центра «Эйдос» на форуме.

Собственно говоря, они все имеют оргдеятельностный характер.

Одна из главных проблем - это определение актуальности результатов для участников дискуссии. Тема и деятельность д.б. актуальна, иначе нет мотива для достижения результата. Здесь может быть формальный мотив ради участия, тем более что по нему составляется рейтинг, безотносительно, принесло это участие плоды или нет. Поэтому на форум идут либо уже актуализированные участники, либо актуальность необходимо «извлекать» из участников, организовывать специально во время форума.

Те, кто считает заявленную проблему для себя актуальной, вправе поставить собственные цели на форуме и соотнести их с общими целями, если это принято по правилам работы на форуме.

Присутствие «бесцельных» участников, допускается при условии предъявлении ими своей позиции. Далее текущая деятельность рефлексируется, на предмет - либо приближения к цели, либо ее корректировки. И в конце должна быть СБОРКА РЕЗУЛЬТАТА, в рабочий продукт.

Выводы:
По результатам этой работы можно констатировать, что наша гипотеза подтвердилась только частично. Так как эти условия оказались необходимыми, но не достаточными (за исключением одного человека для которого удалось создать мотив), для того чтобы организовать продуктивную работу на форуме. В частности это произошло оттого что:

1. Не было актуальности участия на форуме, а актуализировать в процессе форума, не удалось.
2. Не было достаточно ясно определено, что за действительность, в которой необходимо осуществлять рефлексивное управление (переопределять цели).
3. Не был очевиден образ ученика, по отношению к которому необходимо осуществлять диагностик и корректировку целей образования. Из какой он парадигмы?
4. Не удалось осуществить рефлексию текущей деятельности и мышления участников форума. Здесь надо подумать над другими орг. формами и понять причины, тормозящую эту деятельность.
5. Не удалось организовать практическую деятельность по поиску методов диагностики и переопределения субъектов образования за пределами форума.

Данная работа все же позволила проверить на практике некоторые подходы по переопределению целей деятельности участников форума, которые мы изложили выше.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 5
Info: хорошее
Откуда: Россия, Красногорский
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.06 05:47. Заголовок: Re:


Рефлексия- это процесс самопознания. То есть она может помочь ученику оценить получаемый результат и определить цель далльнейшей работы, каким то образом скорректировать свое дальнейшее образование. И чем раньше мы научим ребят осознавать свою значимость того, что они делают и что с ним происходит, тем будет легче ему определиться в жизни. Какие цели ставятся перед учащимся:
1. Каковы мои знания по предметам? Чему я научился за этот день?
2. Какие предметы вызывают у меня интерес? Почему? Какие темы мне интересны? Почему?
3. Какие трудности я преодолеваю при выполнении задания?
4. Какими способами или средствами я могу преодолеть эти трудности?
5. Каким мне надо быть чтобы достичь поставленной цели?..

Романов К.М. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 26
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.06 08:14. Заголовок: Re:


Так уж устроен человек,что он все делает для другого и познает себя через другого,а чтобы рефлексировать,надо научиться смотреть на себе без другого,почти нереально для многих,учиться и учить этому сложно,но можно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 43
Info: удовлетворение от общения
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.06 01:57. Заголовок: Re:


Рефлексивная деятельность ученика основной школы включает я себя - владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий (стандарты образования). Поиск и устранение причин возникших трудностей. Для этого учителю необходимо анализировать рнпедагогическую ситуацию, которая акладывается в конкретном классе. Какие затрудненния испытывают ученики, какова позиция учеников в определении целей "ради себя" "ради себя и других", "ради других". Познавательные затруднения - преодоление ребенком ориентации целевых установок на мнение окружающих; личностные затрудненения - преодоление ребенком стремления недооценивать собственные возможности решения учебно-пощзнавательных задач; .межличностные затруднения - преодоление ребенком желания возвести в культ мнение людей о том, как необходимо решить учебно-познаавтельную задачу.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 122
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.06 20:47. Заголовок: Re:


Может быть нужна не просто оценка успехов и неудач,а саморефлексия.Потому что мы хорошо умеем анализировать причины,где нас нет:дети не те,программы плохие,учебники вообще никуда не годятся,кабинет ужасный,денег не платят и т.д.А рефлексировать надо по поводу себя:что я еще не сделал,чтобы дети не чувствовали всего того,что о чем речь шла выше,чтобы как раз несмотря на это они получили качественное образование.Надо объективно оценить себя и предпринять необходимые усилия,по самоисправлению.Все ученые пишут о том.что главный человек,определяющий все в образовании-учитель.А если мы не умеем это делать честно,как же мы научим этому детей?Подобное-подобным.А современному человеку без этого нельзя.
    Научим детей искать причине не в себе,а в других(ом) и все-вырастим тех,кто при первой же неудаче-к пивному ларьку или хуже:жизнь не удалась.А задача сегодняшней школы-это конкурентноспособный человек.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 39
Откуда: РФ, Шелехов Иркутской области
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.06 00:41. Заголовок: Re:


Думаю, что итоговая рефлексия должна отвечать на ключевые, на мой взгляд, вопросы:
1. Что удалось и благодаря чему?
2. Что не удалось? И как это можно исправить?
3. В каких условиях хотелось бы повторить/ провести подобный урок, занятие, курс ит.д.?
Честный ответ самому себе на первые 2 вопроса позволяет оценить собственную работу, ее положительные и отрицательные моменты, причины успеха и неуспеха. Ответ на 3 вопрос дает возможность помечтать об идеальных условиях для работы. Вот я, например, мечтаю, что когда-нибудь в наших классах будет меньшее количество учащихся. Ведь об этом есть прямой намек даже в Библии: у Иисуса Христа было 13 учеников, 13-ый его предал, Учитель не смог сделать его своим последователем. Значит, чего-то не хватило. Может, внимания?
А что такое мечта как не новая цель, к которой человек будет стремиться?

Сорокина О.А. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 27
Откуда: Казахстан, Петропавловск
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.06 18:26. Заголовок: Re:


olga-sorokina пишет:

 цитата:
Ведь об этом есть прямой намек даже в Библии: у Иисуса Христа было 13 учеников, 13-ый его предал


Ольга Анатольевна, у Христа было 12 учеников!!! Перечитайте внимательнее Евангелие (Вы же филолог!), там и количество указано, и имена их написаны!
(Ну а Вашу трактовку Иудиного предательства я лучше просто оставлю без комментариев).

olga-sorokina пишет:

 цитата:
А что такое мечта как не новая цель, к которой человек будет стремиться?


Цитирую словарь Даля: "Мечта - вообще всякая картина воображения и игра мысли; пустая, несбыточная выдумка; призрак, видение, мара".
Я считаю (надеюсь, что не только я), что одна из важных задач рефлексии - поиск реальных причин, которые помешали выполнить работу на заданном уровне, определение условий, которые позволят ликвидировать эти причины или снизить их влияние. Мечты здесь абсолютно не при чем.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 164
Info: умиротворенное
Откуда: РФ, Учалы
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.06 19:02. Заголовок: Re:


М.А. Липчанская пишет:

 цитата:
Я считаю (надеюсь, что не только я), что одна из важных задач рефлексии - поиск реальных причин, которые помешали выполнить работу на заданном уровне, определение условий, которые позволят ликвидировать эти причины или снизить их влияние.



Вы совершенно правы в постановке задач рефлексии.
Причины могут быть разные, одна из главных это неподготовленность учащегося в плане несоблюдения требований к курсу. (Например у меня одним из главных условий и фактически основное- это умение работать с автофигурами в Ворде) Судя по некоторым работам видно что, данное требование не являлось обязательным для ученика - отсюда и огрехи.)

Хочу научиться
поэтому я здесь.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 128 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  11 час. Хитов сегодня: 38
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет