On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.09.07 15:21. Заголовок: Прогностические компетенции


Любой прогноз, в том числе и педагогический, можно разделить на два основных типа:
1. Осознанный – основан на конкретных фактах, событиях, законах традициях. Такое прогнозирование является классическим, типичным, относительно легко составляется, обосновывается и воспринимается. Высокая степень достоверности в ближайшей перспективе, с возрастанием сроков достоверность уменьшается.
2. Интуитивный – опирается на зарождающиеся тенденции, неосознанные законы, еще не открытые явления. Такой прогноз сложно составляется, еще сложнее обосновывается и воспринимается. Достоверность - достаточно высока для долгосрочных прогнозов.
Педагогическое прогнозирование, как и другие виды прогнозов, можно рассматривать и на различных уровнях таких как: общечеловеческий, общегосударственный, национальный, региональный, индивидуально-семейный.
Каждый уровень педагогического прогнозирования предполагает свой аспект проблем и путей их решений, а также соответствующую взаимосвязь и взаимозависимость с другими уровнями. Развитие каждой отдельной личности взаимосвязано с интересами региона, программы развития региона взаимоувязаны с планами и тенденциями развития национальности, государства и человечества. Рассматривать прогнозирование на разных уровнях, без учета взаимовлияния было бы не обосновано. Абсурдно предполагать, что в Ижевске или в Туле в ближайшей перспективе вместо производства оружия будут заниматься производством хрусталя. Производство стрелкового оружия требует и соответствующих специалистов. Перестройка производства возможна при весьма обоснованных решениях. Педагогическое прогнозирование должно учитывать вероятность и обоснованность результатов решений.
Прогностическое мышление можно разделить на саногенное (позитивное) и патогенное (негативное). Саногенное прогностическое мышление – выявляет достоинства предстоящих событий и процессов, все лучшее, что нас ждет впереди. Оптимизм – основная черта такого мышления, как правило, преобладающего в педагогической среде. Основное позитивное качество педагога – заметить позитивные аспекты личности ученика, раскрыть прекрасные перспективы, которые его ожидают, к которым он может стремиться.
Патогенное прогностическое мышление – направлено на выявление проблем, препятствий и трудностей, которые нас ожидают в будущем. В каждой личности выявляются, прежде всего, негативные черты, недостатки этого человека.
Профессионализм, компетентность эти качества специалиста являются основными и определяющими для руководителя в ситуации выбора кандидата на определенную должность. Нами выделяются следующие прогностические компетенции общие: информационная, коммуникативная, управленческая, исследовательская, перцептивная, культурологическая, и специальные: технологическая, конструктивная, политологическая, медицинская, социологическая, психологическая и другие специальные прогностические компетенции в определенной сфере деятельности.
В любой сфере деятельности можно говорить о трех уровнях прогностической компетентности: низкий, средний и высокий.
1. Низкий уровень прогностической компетентности предполагает слабую ориентацию в ближайшем и отдаленном будущем. Такой человек «плывет по течению», живет по принципу «день прошел и слава богу». Прогнозируются элементарные потребности, события. Знают и используют прогнозы погоды, читают и часто доверяют астрологические прогнозы. Основными методами прогнозирования являются различные приметы и интуиция.
2. Средний уровень прогностической компетентности предполагает хорошую ориентацию в ближайшем и слабую в отдаленном будущем. Такой человек знает, что он хочет, как этого добиться и что это даст в будущем, умеет предвидеть к чему приведут те или иные простые действия, какие возникнут ситуации. Умеет найти выход из сложной ситуации. Стремится к объективному прогнозированию ближайшего и отдаленного будущего. Иногда, часто интуитивно, использует отдельные методы и приемы прогнозирования. Может назвать различные виды прогнозов: экономические, политические, демографические, экологические, технические, социологические, педагогические и другие.
3. Высокий уровень прогностической компетентности предполагает хорошую ориентацию в ближайшем и отдаленном будущем, в предстоящих событиях. Может предвидеть адекватную реакцию окружающих на предстоящие события, действия, процессы. Знает и использует методы и приемы прогнозирования. Может предположить структуру ближайшего и отдаленного будущего, способен найти недостающее звено («белое пятно») в цепочке предстоящих событий. Опирается на объективные методики прогнозирования и исключает приметы и необоснованную интуицию. Конструирует будущее. Хорошее прогностическое мышление позволяет избегать сложных жизненных ситуаций.
Предлагаемая классификация может быть использована для определения уровня прогностической компетентности личности путем проведения бесед, анкетирования, тестирования, экспертной оценки или другими методами. Эффективным может оказаться использование самооценки.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 12 [только новые]







Пост N: 174
Info: Философское
Откуда: Россия, Шелехов
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.07 11:39. Заголовок: Re:


КАИ пишет:

 цитата:
Интуитивный – опирается на зарождающиеся тенденции, неосознанные законы, еще не открытые явления. Такой прогноз сложно составляется, еще сложнее обосновывается и воспринимается. Достоверность - достаточно высока для долгосрочных прогнозов.



Доброго общения!

Честно говоря, сомнительность достоверности такого прогноза. Способность к интуитивному предвидению, как мне кажется, ограничена у большинства людей. Лишь единицы способны на предвидческий инсайт. Думается, что первая, осознанная, форма предвидения предпочтительна именно потому, что ее можно сделать массовой, обучить прогнозированию. Вот создание такой методики обучения кажется наиболее перспективной стезей внедрения прогнозирования. Понятны плюсы предвидческой компетенции, понятны границы использования. Непонятны основы научного предвидения. Кажется, что и их проработка должна быть актуальной.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 264
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.07 18:04. Заголовок: Re:


Прогностические способности - вещь крайне интересная, поскольку связана с внутренним в человеке. И для определённых групп людей эта задача - развитие их дара предвидения - наиважнейшая задача. Я бы назвал два органичения здесь: 1) не всем, далеко не всем людям даннная способность дана в качестве приоритетной, 2) социуму, да и школе эта задача не нужна в массовом воплощении. Поэтому вряд-ли можно говорить о прогностической компетенции. Я об этом примерно говорил в заметках "Существуют ли нравственные компетенции?" - http://khutorskoy.ru/be/2007/0831/index.htm

Т.е. задача развития прогностических способностей у тех, кому они даны, есть. Но задачи массового формирования прогностических компетенций в в общеобразовательном смысле - я бы не формулировал.

Ищи в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3
Откуда: Россия, Ульяновск
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.07 04:48. Заголовок: КАИ пишет: 2. Средн..


КАИ пишет:

 цитата:
2. Средний уровень прогностической компетентности предполагает



Мне очень нравится заниматься прогнозированием учебных результатов. Ознакомившись с уровнями прогностической компетентности, себя отношу к среднему. Как развить у себя прогностические способности дальше?. Объясняю и своим ученикам как можно прогнозировать результаты своих учебных достижений. Для тех кто этому внемлет - понятно моё оценивание его, а это для меня важно, т.к. после разбора решения задач ученик сам может себя оценить.

Игонина Е.М. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 107
Info: удовлетворение от общения
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.08 02:13. Заголовок: Способность человека..


Способность человека прогнозировать результаты собственной учебно-познавательной деятельности получила название социального интеллекта (Стенберг, Айзенк). Основным дидактическим условием его становления являются ситуации преодоления преодоления учеником трех типов затруднений: познавательных, личностных, межличностных.
Долгое время в нашей школе уделялось внимание развитию теоретичнского интеллекта, определяющего отношение ученик - предмет изучения.
Прерогативой же социального интеллекта становятся отношения ученик-объект - ученик-субъект.
Мало уметь прогнозировать результаты деятельности, но необходимо понимание и объективное оценивание способов достижения этих результатов.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Я здесь чтобы узнать, как можно работать лучше. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 324
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.08 07:26. Заголовок: оданович М.В. оданов..


оданович М.В. оданович М.В. пишет:

 цитата:
Мало уметь прогнозировать результаты деятельности, но необходимо понимание и объективное оценивание способов достижения этих результатов.


Ну да, наверное это нужно. И что? Что вы хотите сказать/предложить?

Ищи в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 6
Откуда: Болгария, Пловдив
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.01.08 04:45. Заголовок: Методология прогностики


Для формирования умении в сфере познавательной "модели"прогностики,необходимо установить следущие методологические етапы:1.Принятие информационного "маркера",для конкретного масива знании.2.Построение "маркерной"сетью в ходе решения учебных задач,"субстанциального"характера.3.Решение и верификация С.задании- первый шаг к решению стратегических задании.Пример:развитие понятия "семантическая конструкция" в школе.Маркеры-сигнификация слова,десигнация выражения,роль и место генеративности естественного языка.Все ети "информационные "маркеры служат для улеснения выбора в процессе обучения/прогностичном моделе/.Обективность оценки,зависит от "характера "обективизирующего " выбора ученика в ходе предпочитания одного или другого "маркера"-он дает базисную информация,необходимый "минимум"для формирования прогностичной "концепций.Выбрав один или другой маркер ученик достигет к прогноз с различной константности.

Geri Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 325
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.01.08 06:36. Заголовок: Уважаемый Георгий То..


Уважаемый Георгий Тодоров , я не очень понял ваш подход к обучению ученика прогнозам. Информационный маркер - это свойство объекта (явления), которое прогнозируется? Или которое существует сейчас?

И ещё - как выбирается маркер? Откуда его брать? Не является ли выбор маркера уже прогнозом?

Ищи в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 7
Откуда: Болгария, Пловдив
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.01.08 07:33. Заголовок: Ответ


Уважаемый Андрей Хуторской!
Парадокс современной школе,состойтся в нечто абсурдное.В информационном мире,ученик не в состояние "приобрести"ее "активным способом".Он акумулирует ее очень пестеливо,утилитарно.Мои научные и преподавательские компетенции,связаны с методологией формирования научных понятиях технического характера.Апробировал достаточно ефективно/с большим процентом достоверности по отношению експериментальной извадке роль и место информационного "маркера",как методологическое основание ефективного "активного обучения".Каждый маркер является вариантом решения прогностичной моделью.Выбор зависит от информационной компетентности каждого ученика в ходе конструирования своего прогнозного решения.Все маркеры имеют "открытого"прогнозного характера.Свойство объекта или явления в неких случаях имеет и инвариант в информационном масиве маркера.Маркер дается как вариант прогнозных усилии ученика.Он "усиливает"только динамичную характеристику прогноз/функциональност решения меня интересует в частности/.Маркеры дают возможность что-бы каждый ученик развил свою прогнозу/близкого значения и дальнего/.Спасибо Вам за интерес.Надеюсь что обсуждение етого концептуального подхода не закончилось.Форумный характер дебатов ограничивает меня в определенных границах и толкованиях.

Geri Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 326
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.01.08 08:53. Заголовок: Георгий Тодоров ,мог..


Георгий Тодоров ,могли бы вы поэтапно описать пример действий с маркером при обучении ученика прогнозу на занятии по технике. Т.е. назвать:
тема занятия -
возраст учеников -
цель занятия -
объект -
информационная среда -
продукт технический, который создаёт ученик -
маркер, который ему предлагается -
что делает ученик -
какой прогноз он совершает -
что делает учитель -
результат образовательный -

Ищи в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 8
Откуда: Болгария, Пловдив
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.08 04:00. Заголовок: Возможный ответ


Уважаемый Андрей Хуторской,мои описание общого характера следущие.Они к сожалению не покажут концептуальность той модели:

Тема:"Проектирование архитектурного объекта",возраст-9-10годов,
цель занятия-определить семантических и технологических границ понятий вида/елемент и взаимосвязь/.

Оъект-Технология конструирования/матрица прогнозных взаимодеиствии/ у школьников 3-4-го класса.

Информационна среда-Стандартного типа/инструкционных карт-типа Alexander,C.,"чертожная тропа решений","типовые ескизы для выбора проектного и прогнозного варианта представления арх.объекта,технические рисунки аксонометрических выборов практического выполнения,тематичный технический словарь "Технические понятия в школе".Ученик вырабатывает макет "своего"архитектурного решения/2часа для анализа и выработки/.

Маркеры-Они в данной теме двух типов-Начальный и крайный маркер.Начальный маркер улесняет ученика в ходе близкого/субстанциального/прогнозирования,Крайный маркер дает ученика увереность,что его решение имеет дальнее,стратегическое значение и его прогнозный результат такой же.

Маркеры первого типа в данной ситуации следущие-Анализируйте своего будущего арх.решения и исползуйте маркеры,"связаны с функциональност изделия,его предназначения,ергономичность,колористика.Все маркеры того типа в начале темы раскрываются учителем в определенных семантических,технологических и операциональных информационных границах.Их еталонизирование учитель делает с помощю трех типовых решениях задания/3 арх.объекты в которых каркер ведущий/.В большинсве случаев ученики используют те маркеры/первого типа/.Они улесняют их выбор на базе аналога близкого значения.Я живу в дом,такого типа.Ьнализ и прогноз связаный с ним.

Маркеры второго типа даются учителем для разширения прогнозных решении-Анализируите своего будущего арх.решения и используите маркеры с тектоничность изделия,промен аксонометрического характера,арх.реконструкции.И два типа маркеры имеют характера методологических еталонов информационного и практического характера.Они стандартизованы технологическим,лингво-семантическим и приложным образцам.

Цель занятия развитие понятийной компетентности учеников,формирование компл.умении технологической планировки действии.Арх.конструирование и проектирование имеет широкое присуствие в Болгарской образовательной традиции.Если учителю останется време,то он может и полечь.

Благодаря Вам за интерес.Знаю,что многое осталось неисказанном.Буду рад побеседовать и дальше.С искренним уважением-Георгий Тодоров.

Geri Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 328
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.08 10:42. Заголовок: Уважаемый Георгий То..


Уважаемый Георгий Тодоров ,

Если я правильно понял, то прогностической компетенцией вы называете умение ученика планировать, делать план.

В моём понимании прогноз - это несколько иное действие. Прогноз - умение предвидеть будущее. Например, уметь предвидеть погоду, которая будет завтра, или предвидеть результат воплощения архитектурного проекта - как будет стоять мост или здание.

А маркером вы называете - алгоритм действий ученика? Маркер - это задание ученику для того, чтобы он составил план. Я правильно понимаю?



Ищи в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 9
Откуда: Болгария, Пловдив
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.08 17:27. Заголовок: Ответ


Дорогой, Андрей Хуторской!
Цель познавательной прогностики является достичь качество "истинность" описываемых объектов и явлении.Делать прогнозу,ето не колдунство.Инф.маркеры являются елементом конкретного артефакта,инф.объем которого ученик должен дополнит множеством методов.Один из них и прогнозный подход.Что-бы делат етого у них необходимы и маркеры.Они являются епистемологическую часть массива знании.У учеников имеются представления о понятия/на базе житейского аналога/,но и аналоги ведь разные.Тогда маркер канализирует усилия учеников разного социально-технического "статуса"подготовки в ход решения конкретной теме.Метео-прогноз-достоверен если у них опять имеются фактологические маркеры/части истинности явления/.Облака-серые,ветер постоянный,амплитуда тем.непостоянного характера...План является частью общего модела.Основное формирование тех.компетентности на базе усвоения абстрактного материала,путем исползования дозированных,стандартизированых инф.маркеров/непосредственно в ходе практического исполнения задания/.Практический Результат важен для только для статистики.Важнее активное,прагматическое обучение.Н.Гронланд пишет,что фактологическое/информационное обучение/ имеет следущие процедуры:1.Установление различии между сообщеного факта и оценки прогноз;2.2Установление различии между факта и степень предположения;3.Диференцировка логических ошибок в ходе разсуждения;4.Системма обоснованных и необоснованных прогноз.Спасибо за Вашего мнения.Оно для меня Важное.Желаю успешного дня.Георгий Тодоров

Geri Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  11 час. Хитов сегодня: 23
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет