On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.13 21:34. Заголовок: Учитель в девиантном социуме


Уже привычным стало ощущение кризиса, который многие представители интеллигенции называют гуманитарной катастрофой или глубоким кризисом образования и культуры.
Причины нынешней ситуации в стране мы ищем где угодно – в политике, экономике, но почти никогда не задумываемся о морали. Возможно, потому, что при советской власти это понятие было дискредитировано.
Пока лишь немногие учителя и вузовские преподаватели адекватно рефлексируют себя как педагоги-профессионалы в контексте тотального роста девиантности.
Каково же моральное сознание современного учителя?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 7 [только новые]





Пост N: 3
Откуда: Россия, Иркутск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.13 00:02. Заголовок: Несоблюдение моральн..


Несоблюдение моральных норм педагогами было и раньше, но при этом оно поддерживалось тоталитарной системой или не было настолько публичным, открытым. Вспомните, как часто учителя в школе унижали учеников, превышали нормы педагогической этики - такие психологические травмы не забываются. И если раньше такое унижение скрывалось самим учеником, его родителями и на тропу войны со школой вставали лишь реальные бунтари (остальные боялись плохих отметок, характеристик и тд), то в нынешних условиях ни родители, ни дети не молчат, все предается огласке. Поэтому учитель с низкими моральными принципами либо будет вынужден пересмотреть свои ценности, либо уйдет из школы сам или с помощью обиженных учеников.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.13 03:32. Заголовок: Ох, уважаемая коллег..


Ох, уважаемая коллега, позвольте с вами не согласиться. Вы, наверное, живете в другой стране.
Почему сегодня так трудно воспитывать детей?
Я думаю потому, что сегодня трудно разобраться в себе самому учителю. Может ли воспитывать Личность тот учитель, который сам для себя не определил экзистенциальные ценности – любовь, совесть, честь….
Часто говорят: «Трудные времена…» Я прочла блестящее объяснение этому у Ольги Седаковой.
«Когда зло принимает откровенно инфернальные формы, а невинные страдания превосходят все меры, как это было, допустим, при Гитлере и Сталине, то союз со злом или даже мирное с ним сосуществование становится для человека как бы естественным.
Сегодняшняя ситуация сложнее: она пестрая и мутная. Времена инфернального зла, без стыда утверждали целесообразность зла любого масштаба, постулируя, что зло — это добро, если оно служит верной цели. Теперешнее время такого не говорит. Скорее уж оно говорит, что само это различение устарело, что все и не добро, и не зло, а что-то такое смешанное и невнятное, отчасти хорошее, отчасти дурное – как все мы, как весь этот грешный мир. Нет худа без добра – и добра нет без худа, как симметрично дополнил немудрящую пословицу Бродский – и предположил, что это и есть та новость, которую Россия несет Западу, тот “свет с Востока”, которого он ждал и наконец созрел до него. Созрел до старого цинизма софистов?»
Насилие становится неприметным, носители его — анонимны. Кто, собственно говоря, тиран либерального общества? А жертв как будто и вовсе не видно. Как будто… Но их так много, они вокруг и везде… И часто в нашем, учительском корпусе.
Вы не согласны?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.13 03:53. Заголовок: Образование и общест..


Образование и общество неотделимы. Любые сколько-нибудь глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация в целом, неизбежно сказываются и на состоянии сферы образования. И, вместе с тем, именно сфера образования, откликаясь на эти общественные проблемы, обязана оказывать свое влияние на общество, упреждать нежелательное развитие событий. Это - одна система.
В числе критериев здоровья любого общества принципиально важным является возможность удовлетворения двух типов потребностей членов обществ: витальных (условия жизни) и идеальных (смысл жизни). При этом вторая группа потребностей представляется более важной. Таким образом, принципиально важным для любой социальной системы является «воспроизводство Смысла».
Общество через систему образования должно обеспечить своим гражданам достойную смысловую нагрузку – некий «пантеон идеалов», организующий социально одобряемые цели и практики. Но сложившаяся ситуация в области обеспечения нравственного здоровья нашей нации может быть концептуализирована как кризис идеального. Фактически речь идет об аномии (Э. Дюркгейм) хронического характера, устойчивой де-аксиологизации (понимаемой, как утрату ценностей) на уровне общественного и индивидуального сознания.
В результате мы наблюдаем стремительный рост тотальной девиантности социума. Более того, значительная часть девиаций получает моральную поддержку со стороны общества, масс-медиа, героизирующих и эстетизирующих многие формы девиантного поведения. Понятие девиации утрачивает свое прежнее значение, поскольку у всех существующих форм поведения и способов социального действия оказывается равное право на существование, а нормы как таковые исчезают.
Для деятельности любого педагога эта ситуация становится катастрофической. Понимание главного – чему и зачем учить, на каких примерах воспитывать – становится все более проблематичным.
Как учителю вернуть профессиональное уважение и выполнить свою культуросозидательную миссию в социуме?





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.13 04:55. Заголовок: В настоящее время мы..


В настоящее время мы живем в ситуации, которую можно обозначить одним словом «экстремальность». Читая эти слова, каждый педагог понимает – это о нем. Все мы сегодня внутри системы, которая находится в глубоком кризисе. Уже понятно, что этот кризис российского образования затяжной. Учитывая его глобальность, можно смело сказать, что кризис многомерен и носит системный характер. Ухудшение качества общего и профессионального обучения столь заметны, что возникает необходимость определения минимума образованности, без которого просто невозможно жить в цивилизованном обществе. Появились ЕГЭ и новые стандарты. Но они ситуацию не изменят. И это очевидно сегодня для всего педагогического сообщества.
Работать педагогом становится все труднее. Другими стали дети, другим стал социум. Происходит резкая смена образа жизни и социального поведения и отторжение традиционных нравственных и мировоззренческих представлений, привычные модели поведения оказываются неэффективными.
Сегодня кризис смысла уже осознан всеми. Но учительство переживает этот кризис смысла особенно болезненно, на собственном опыте ощутив и кризис культуры, и девальвацию нравственных ценностей, и губительные последствия так называемых реформ, которые привели к резкому снижению не только его статуса, но и уровня его материального положения, а порой — и просто к нищете.
Получается, что быт все-таки определяет сознание?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.13 04:50. Заголовок: табу на честность


Табу на честность - так я бы охарактеризовал состояние современной системы образования.
Многие ли учителя (практики, реально работающие с детьми, да еще в провинции) удовлетворены качеством своей работы?
Научное творчество - это иное, там есть поле для полета мысли. А вот практика с ОБЫЧНЫМИ детьми....
Мы молчим о массовой децелерации детей, о девиантности сознания многих учителей...
Куда как приятнее петь дифирамбы самим себе, о том, что сеем разумное, доброе, вечное...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.13 05:04. Заголовок: Согласна с Вами, Але..


Согласна с Вами, Алексей. Я новичок на этом форуме и, видимо, поэтому кое-что не понимаю.
Большинство участников форума, как мне видится, убеждены в своей талантливости и эффективности. Ну все у них хорошо. И всем они довольны.
А я вот нет. Все время думаю, ищу ответы....

Почему учитель, осознавая, что дети далеко не всегда понимают его объяснения или текст учебника, не может изменить ситуацию? Почему информационный обмен на уроке «очень часто напоминает разговор слепого с глухим», когда для учителя причины детских затруднений остаются тайной "за семью печатями", и он продолжает использовать понятия, логические конструкты, искажённое восприятие которых и является источником непонимания.
Размышляя о причинах школьной неуспеваемости, я связываю в своем сознании их с таким проявлением общественного сознания, с которым сталкивается каждый современный учитель и оказывается бессильным перед ним, - это «невежество». Имеется в виду не невежество педагогов (что может представлять собой отдельную тему), а такой недостаток знаний, который существенен с точки зрения общества, невежество, которое создано обществом и намеренно им оберегается.

Современные социологи, занимаясь социологией невежества, доказывают, что «невежество не остается в тех границах, которые ему устанавливает общество; невежество, как и любого рода положительное знание, имеет склонность к расширению, оно расширяется и распространяется, выходит за рамки предписываемых ему границ, приобретает новые масштабы, имеющие социальные последствия. И, подобно положительному знанию любого рода, оно влияет на общество и изменяет его в ту или иную сторону».

Невежество, в котором заинтересовано общество, не является простым недостатком знаний и необразованностью. Оно несет в себе больше неопределенности, является результатом деятельного усилия, укоренено в культурной и социальной структуре общественной жизни и заставляет исключить определенные области знания из числа того, что может быть известно каждому. Подобно областям знаний, существуют области невежества, которые общество поощряет при помощи соответствующих образовательных институтов. Отсутствие информации или дезинформация являются частью такой системы. Нужны ли примеры?

Уже многие годы существует практика замалчивания знаний и распространение ложной информации. Иногда она обретает особо крупные масштабы. Тогда появляется ясное осознание того, что невежество – это все-таки сила, а распространение невежества – необходимая часть политической системы.
Одной из разновидностей намеренного замалчивания знаний служит «педагогическое невежество». Оно основывается на предположении о том, что избыточная информация, которую ученик не в состоянии усвоить, не только не приносит дополнительных знаний, но и мешает ученику продвигаться в обучении. Возникает вопрос: до каких пределов преподаватели могут допускать такого рода невежество, чтобы оно оставалось временным явлением, а не прогрессировало и не искажало когнитивную систему учителя?

Ученые пришли к выводу, что современные учителя чаще всего оправдывают невежество в том случае, если знание искажает интеллектуальную систему, принятую в массовом сознании. И если время от времени появляются новые объяснения фактов (или идей), то они игнорируются. Другую разновидность оправдания невежества они связывают с тем, что знание или его определенные области объявляются вредными для тех, кто обладает ими. Говоря иначе, возникает мнение, что существуют такие вещи, о которых лучше ничего не знать.

Как функционирует невежество в обществе, каковы его последствия для общества и отдельной личности? Но пока именно учителя, в наибольшей степени страдающие от непонимания социологических механизмов невежества, и являются его распространителями.

Коллеги. вы не задумывались над этим?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.11.13 10:40. Заголовок: Может надо поменять вопрос?


Добрый день, уважаемые коллеги!
Хочу поделиться итогами своих размышлений.
Могу сказать, и меня, наверное, в этом поддержат многие, что легко воспитывать детей никогда не было. И при том, что теперь называют тоталитарной системой (я проработала при ней учителем почти 12 лет) тоже были бунт и обиды. Только выражались они более скрыто – в упорном нежелании выполнять домашние задания или в выполнении заданий учителя так, что вместо ответа читалось «отл» (отстань от меня, Любовь Валентиновна!), в непосещении родительских собраний и т.п. Каким бы ни было общество, тоталитарным или девиантным, оно – объективное условие нашей жизни и деятельности. Условие необходимое, но недостаточное. И достраивается оно, в том числе, нашими потребностями и представлениями о лучшем, о том, чего на сегодняшний момент нет. Можно долго рассуждать на тему «почему нет того, чего нет», но ведь есть то, что есть. И если задуматься именно над этим, вопрос «почему чего-то нет» меняется на вопрос «зачем и для чего есть то, что есть». Зачем идти войной на учителя? Зачем родитель, учитель, ученики унижают друг друга? Зачем я работаю в школе? И далее по всей проблематике. Что получит каждый для себя (только признавайтесь ЧЕСТНО!!!) и общество в том числе, в результате своих действий, исполнения своих желаний, своих побед? Какой результат, какую награду? Не буду спорить, может кому-то в радость жить в состоянии вечной войны с окружающими или обиды на всех и вся, или пребывание в колыбели, пусть так. А по мне лучше взять весь доступный арсенал педагогики и психологии, опыта и практики, игр и прочих форм учебной деятельности, техники и технологий и, опираясь на то, что выяснилось по итогам ответов на все «зачем», продолжать работать, внося соответствующие коррективы в свою деятельность. Дайте попробовать того, чего хотят, путь в игре или в деятельности. Хотят на необитаемый остров или в театр военных действий – пожалуйста, есть масса приёмов и игр, психологи подскажут. Пусть попробуют (и не только ученики), получат результат, сравнят с желаемым, сделают выводы, а уж организовать всё это - прямая задача учителя. Возможно, даже после такой, понарошку, пробы желаемого, поймут, что в войне с учителем победителей не бывает, что бесконечно одинаково сладкая манная каша может приедаться и т.д. А потом хорошо бы заняться конструированием вместе с учителями, родителями и учениками желаемого лучшего школьного будущего, предварительно уяснив, чего же нам в действительности не хватает, и как мы на самом деле хотим его построить.
Для меня перенос акцента с одного вопроса на другой сделал чашу нелегкого педагогического, в том числе и управленческого труда наполовину полной, бесконечно интересной и притягательной, заполнил рабочие будни интересной и результативной исследовательской деятельностью, позволил на многие проблемы школы посмотреть совершенно по-новому и находить ответы. Не утверждаю, что этот приём панацея от всех школьных проблем, да и информационная база не по всякой проблеме может быть доступна, но для меня во всей моей школьной жизни вопрос «зачем» работал очень хорошо.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  11 час. Хитов сегодня: 18
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет