On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
АвторСообщение
Руководитель Научной школы




Пост N: 67
Info: светло-мутно-радужное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.06 09:19. Заголовок: Что такое смысл образования?


Поскольку мы обсуждаем не просто цели образования, но смысл и цели образования, необходимо определить, что такое есть этот смысл, который задает (должен задавать) цели образования. Возможно, что могут быть (и уже сть) разные смыслы образования, каждый из которых реализуется соответствующей целевой парадигмой.

Итак:

Смысл – идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, ценность. Целостное содержание высказывания, несводимое к значениям его частей, но само определяющее эти значения.

Что же касается разных смыслов, приведу, вспоминая Э.Фромма, для начала парочку противоположных смыслов в стиле "иметь или быть":
1. Иметь образование. Обычно говорят - "дать образование" и строят целевую парадигму "передаточной" педагогики: учитель - дает, ученики - берут и как-бы имеют это самое образование. Результат - формируем потребителей и иждивенцев: "Мне недодали".
2. Быть в образовании - противоположный смысл. Быть, значит бытийствовать, действовать, не дожидаясь, когда кто-то что-то тебе передаст. Это продуктивные целевые ориентиры, компетентностная парадигма, а также эвристическая - тоже сюда относится.

Какие ещё есть смыслы? И как они связаны с целями образования?

Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 71 , стр: 1 2 All [только новые]







Пост N: 13
Откуда: Россия, Бердск
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.10 05:17. Заголовок: Смысл образования - ..


Смысл образования - для чего оно, что дадут полученные знания в школе. Очень часто ребята не осознают зачем им надо изучать отдельные предметы, в том объёме. Ведь они считают зачем мне нужно знать формулу бутана, где находится китайская стена и многое другое. Понимать начинают намного позже, когда им не хватает данных знаний и они начинают заниматься своим образованием с помощью интернета. Ведь жизнь постоянно меняется. И роль учителя они начинают осозновать, когда сами становятся взрослыми осознавая смысл жизни на этой большой планете.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.06 04:40. Заголовок: Re:


Андрей Викторович!
Люблю я определения, что ни говори, и моя филогогическая ипостась здесь просыпается!
Если оттолкнуться от Ожегова, то ещё кое-что можно осмыслить: есть и такое определение слова "смысл"- разумное основание (для цели). Вообще многое в этом слове от разума, постижения, понимания каких-то очень важных и фундаментальных основ.

Продолжаю смыслы Э.Фрома и комментарии Андрея Викторовича и даю (осмелившись!) еще одно образное определение смысла: ЖИТЬ В ОБРАЗОВЫВАНИИ...
"Быть" -это возможно сегодня, сейчас. А "жить"- это уже временнОе понятие. Кроме того-"образовывание"-тоже процесс во времени. Выдвигая этот смысл я всё себе самой обосновываю "свою" траекторию, то самое "самодвижение", которое в её основе лежит.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 17
Info: жизнерадостное
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.06 06:36. Заголовок: Re:


Так же позволю себе цитаты (ну что поделаешь, если хорошие мысли успели повторить раньше!).
«Смысл нельзя дать, его нужно найти»(В.Франкл) и далее: «это нечто, что мы проецируем в окружающие нас вещи, которые сами по себе нейтральны». Любой артефакт культуры должен быть осмыслен, то есть наделен смыслом в определенном контексте, который М.М. Бахтин называет «социальным миром-языком», вне контекста он бессмыслен, абсурден.
Смысл образования - в обретении смысла. И, уж простите, (опять заклинания!) - в обретении себя. Открывая мир, осмысливая его, мы открываем, осмысливаем себя.


С уважением, Одинец Карина Аскеровна Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 75
Info: светло-мутно-радужное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.06 07:16. Заголовок: Re:


Когда-то, в эпоху перестройки и учителей-новаторов, мне довелось довольно сущностно и подробно поговорить с М.П. Щетининым. Так вот он расшифровывал СМЫСЛ как СОВМЕСТНУЮ МЫСЛЬ (вопрос - с кем совместную?). В продолжение: Человек - чело веков (ум столетий), Разум - единый ум.

Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.06 09:55. Заголовок: Re:


Если уж влезать в философию, следует различать объективную сущность образования и субъективный смысл - отражение человеком (обществом) данной сущности. Приведу пример. Вот стоит пианино. Одна моя дочь воспринимает его, как инструмент для самовыражения, вторая - как инструмент для лазания, муж - как источник ужасных звуков и головной боли, я - как средство удовлетворения моих родительских амбиций и т. п. Но это на самом деле один и тот же предмет. Вот также и с образованием.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 33
Info: изумительное
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.06 15:53. Заголовок: Re:


А. В. Хуторской пишет:
"он (М. П. Щетинин) расшифровывал СМЫСЛ как СОВМЕСТНУЮ МЫСЛЬ (вопрос - с кем совместную?).

Если говорить о личном смысле, то, может, это – мысль, рожденная в результате внутреннего диалога? А если это поиск общего смысла (или общих черт смысла каждого) для нескольких индивидов – то в результате внешнего?


Моя версия: Смысл – действие, деятельность С МЫСЛЬЮ, с пониманием, с осознанием. Т.е.уяснить смысл образования – значит понять, какая основная МЫСЛЬ лежит у истоков образовательной деятельности.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 101
Info: светло-мутно-радужное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.09.06 07:13. Заголовок: Re:


В другой ветке предложил создать смыслологию - науку о смыслах.

Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 19
Info: рабочее
Откуда: Россия, Железнодорожный
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.09.06 09:30. Заголовок: Цели и задачи в образовании


С точки зрения философии каждый объект (а образование является именно объектом) имеет некоторую объективно наличествующую сущность, которая при рассмотрении конкретного экземпляра объекта воплощается в некотором явлении. Собственно, именно сущность определяет, чем данный объект отличается от любого другого (например, образование от простой передачи информации). То есть разумнее всего было бы попытаться изучить эту сущность. Однако, как только мы сталкиваемся с изучением чего-либо, мы также сталкиваемся и с субъективностью, ибо процесс познания без субъекта просто невозможен. Отсюда я дала бы следующее определение слова «смысл» - это отражение сущности (а не формы и не конкретного явления) некоторого объекта. Итак, смысл образования – это отражение сущности образования.
Цель – это результат некоторого направленного движения какого-либо объекта. Этот результат всегда должен иметь средства диагностики, то есть определения, достигнута ли данная цель или нет. Не всегда этот результат можно задать точно. Например, пуля может попасть в середину мишени, а может и не в середину, но все же это будет попадание. Но средство диагностики должно быть всегда.
Чем, на мой взгляд, цель отличается от задачи? Мне кажется, что не объемом («цель больше, чем, задача»), а наличием заданной исходной точки, начальных данных. Собственно, задача является задачей, если определены начальные данные и указано, что должно являться решением задачи. Это решение должно быть корректным, то есть обладать тремя свойствами, о которых часто забывают, а именно: существование, единственность, устойчивость. Это значим, что решение, во-первых, должно существовать в рамках заданной постановки задачи (а если иначе поставить, то может и не существовать!), во-вторых, должно быть единственным (это не значит, что ответ только один, это может быть и некоторое множество, но это значит, что мы не можем, решая одну и ту же задачу каждый раз получать разные решения) и в-третьих, при молом изменении начальных данных решение должно изменяться мало. В образовании конкретный учитель и конкретный ученик сталкиваются обычно именно с задачами (хотя и со стандартными), но на более высоких этажах иерархии задачи практически не ставятся (то, что спускается сверху, под видом задач, таковыми на самом деле не является).
Какими же способами решаются задачи? Обычно чуть ли не единственным способом решения задач в образовании (во всяком случае единственным культивируемым) является логический, то есть строгая последовательность умозаключений, приводящая о начальных данных к результату. Но рискну заметить, что так стараются решать задачи только ученики, а отнюдь не учителя, и особенно не чиновники. В педагогике подобное явление соответствует выстраиванию образовательной технологии. Гораздо более популярными являются совсем другие способы. Например, достаточно часто используется ассоциативный способ решения, то есть ищется похожая задача и предполагается, что решить ее можно тем же способом и получить похожее решения. Крайнее выражение этой ситуации: у учителя Петровой дети хорошо сдают экзамены, так что я передеру ее методику и у меня тоже все будут хорошо сдавать. Есть еще такой способ решения, как простой перебор. На самом деле это далеко не худший способ решения, хотя часто неэкономный. Человек не компьютер, он не может быстро обсчитать тысячу вариантов, чтобы выбрать лучший. А в применении к образованию возникает еще и та проблема, что времени на ошибку попросту нет. Можно, конечно, решить делать так: попробую методику Иванова, а если не получится, тогда Петрова, а если нет, - так Сидорова. Так часто в школе внедряются инновации. Можно также пытаться при решении задч получать не наиболее точное, а наиболее вероятное решение. В этом случае критерием качества решения будет лучшая или худшая оценка вероятности. Надо сказать, что при этом можно получить как вполне хорошее, так и плохое решение, никак не удовлетворяющее принципам корректности. В качестве примера такого решения в области управления образованием я бы назвала введение ЕГЭ. В конце концов, решение может быть получено случайно. На самом деле так поступают не только двоечники, но и учителя: требуют совершенствования методик, ну так сделаем нечто и объявим инновацией, а что, разве не новое? Чем существенным случайный выбор отличается от решения, полученного в результате инсайта (творческого озарения), так это тем, что для случайного решения нет и не может быть никакого обоснования, тогда как для инсайтного решения такое обоснование (логическое, ассоциативное или другое) найти можно и нужно.
Большинство учителей сами не умеют ставить себе цели и задачи, поэтому и не занимаются развитием этой компетенции в учащихся. Они обычно работают по схеме формализованная постановка задачи (дано) – решение. Следующим этапом в развитии должна была бы быть цепочка неформализованная постановка задачи (дано) – формализованная постановка задачи – решение. Теперь следует учить ставить задачи: постановка цели (дано) – постановка задачи – решение. И только теперь следует учить правильному целеполаганию: предметная область – постановка цели – постановка задачи – решение. Технология данного процесса, честно говорю, мной еще не получена и не освоена.




Cogito ergo sum (DeCarth) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 118
Info: светло-мутно-радужное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.06 20:31. Заголовок: Re:


Озеркова пишет:

 цитата:
Итак, смысл образования – это отражение сущности образования.


Это важный, но не единственный признак смысла. Кроме того, быть отражаемым, ещё не значит стать отраженным. Вокруг полно смыслов, которые рядом ходящие люди не замечают, потому что для них эти смыслы не отразились.
Я бы всё-таки считал смыслом м не отражение сущности, а саму сущность. Но что тогда есть сущность?


Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 119
Info: светло-мутно-радужное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.06 20:34. Заголовок: Re:


Озеркова пишет:

 цитата:
Собственно, задача является задачей, если определены начальные данные и указано, что должно являться решением задачи. Это решение должно быть корректным, то есть обладать тремя свойствами, о которых часто забывают, а именно: существование, единственность, устойчивость. Это значим, что решение, во-первых, должно существовать в рамках заданной постановки задачи (а если иначе поставить, то может и не существовать!), во-вторых, должно быть единственным (это не значит, что ответ только один, это может быть и некоторое множество, но это значит, что мы не можем, решая одну и ту же задачу каждый раз получать разные решения)



Вот уж не соглашусь, что решая одну и ту же задачу каждый раз нельзя получать разные решения. Да можно! У нас в эвристических олимпиадах так и происходит. Одну и ту же задачу по-разному может решить и один и несколько участников.

Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 120
Info: светло-мутно-радужное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.06 20:40. Заголовок: Re:


Озеркова пишет:

 цитата:
Большинство учителей сами не умеют ставить себе цели и задачи, поэтому и не занимаются развитием этой компетенции в учащихся.


А как же тренеры? Например, тренер по фигурному катанию совсем не обязательно сам должен уметь фигурно кататься. Тем не менее, он обучает этому и иногда успешно! Отсюда могу сделать вывод: чтобы учитель научил ученика ставить цели, он сам может этого и не уметь делать. Но что же тогда должен уметь учитель? Какие к нему нужны требования, чтобы даже нетворческий педагог мог помочь развить креативные способности ученика? Вот вам задача управления образованием. Сможете её поставить и\или решить?

Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 16
Info: всегда улыбаюсь
Откуда: РФ, Учалы
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.06 02:23. Заголовок: Re:


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Но что же тогда должен уметь учитель? Какие к нему нужны требования, чтобы даже нетворческий педагог мог помочь развить креативные способности ученика? Вот вам задача управления образованием. Сможете её поставить и\или решить?


Учитель должен уметь:
1. Работать быстро и оперативно с источниками информации
2. Уметь найти консультантов чтобы поучится у них (раз он не креативный)
3. Обладать навыками менеджера.
4. Уметь перерабатывать информацию, анализом, синтезом оной.
5. Предмет само собой
....
Коллеги что еще?

Хочу научиться
поэтому я здесь.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 7
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.06 06:14. Заголовок: Re:


Учитель должен уметь многое.но главное-обладать профессиональным достоинством.определяющим иерархическую структуру.систему ценностных ориентаций педагога.мотивов педагогического труда.смыслов внутренней субъектной профессиональной позиции.Это задает правильную педагогическую тональность взаимоотношений с учащимися в процессе преобразования культурных смыслов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 58
Info: позитивно-динамичное :-)
Откуда: Россия, Кисловодск
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.08 08:07. Заголовок: Хисаметдинов А.А. пи..


Хисаметдинов А.А. пишет:

 цитата:
Учитель должен уметь:
1. Работать быстро и оперативно с источниками информации
2. Уметь найти консультантов чтобы поучится у них (раз он не креативный)
3. Обладать навыками менеджера.
4. Уметь перерабатывать информацию, анализом, синтезом оной.
5. Предмет само собой
....
Коллеги что еще?


А еще он должен уметь учить

Дорогу осилит идущий...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 5
Info: оптимистическо-идеалистическое
Откуда: Россия, Екатеринбург
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.06 09:36. Заголовок: Re:




А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
А как же тренеры? Например, тренер по фигурному катанию совсем не обязательно сам должен уметь фигурно кататься. Тем не менее, он обучает этому и иногда успешно! Отсюда могу сделать вывод: чтобы учитель научил ученика ставить цели, он сам может этого и не уметь делать.


Вы делаете выводы из частного случая.
То есть человек, не умеющий плавать, учит других плавать! А если бы он плавать умел, то научил бы лучше, так как учил бы не только, зная теоретически, как это делается, а используя свои ощущения, зная детали, которые позволяют теоретические знания улучшить.Кое-то трудно объяснить словами, надо пережить, прочувствовать. Вы бы отдали своего ребенка учиться плавать к тому тренеру, который плавать не умеет? Или пошли бы учиться прыгать с парашютом к тому тренеру. который ни разу сам этого не делал?
Можно ли, даже предъявив к учителю какие-то разумные требования, еще и добиться, чтобы он им соответствовал?
Ну. ладно... Чисто теоретически. Я хочу развить креативные способности ученика, но не умею творчески подходить к делу. Я не смогу придумать самостоятельно задания для него, но могу взять готовые, разработанные творческими учеными. Найду их в книгах, в интернете, у знакомых. Главное, чтобы они подошли моему ученику. Можно попробовать: это задание он не может выполнить, это - его не интересует, а это - подойдет. (Учитель должен знать сферу интересов ученика, обладать интуицией). Задание ученик выполнил. Каков результат? Критерии оценки? Что дальше? Следующее? Или найти ему другого учителя? (Нет, это уже нестандартный подход) Учитель должен уметь найти нужную информацию. Посоветовать интересные курсы.
И все-таки я не верю, что нетворчески работающий педагог без посторонней помощи смог бы хорошо развить креативные способности ученика.
Или я не понимаю, что значит "нетворческий" ? Поясните, пожалуйста.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 22
Info: всегда улыбаюсь
Откуда: РФ, Учалы
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.06 17:13. Заголовок: Re:


Пономарева И.Н. пишет:

 цитата:
И все-таки я не верю, что нетворчески работающий педагог без посторонней помощи смог бы хорошо развить креативные способности ученика.


Конечно не сможет!
Однако смысл управленца от образования (а учитель тоже он) в том, чтобы смог. Другое дело надо это ему или нет, здесь уже мотивация самого педагога включается.

(Из нереализованного опыта работы в сфере высокотехнологического IT образования и бизнеса:

4 года назад в г.Уфа объявили конкурс на замещение вакантной должности зам. директора по образованию в Очень крупной федеральной компании, контингент обучающихся, круг клиентов - крупные предприятия и банки республики и соседних областех, технические менеджеры оных, конкурс был 50 чел. на место на 1 этапе, 3 - этапа: республиканский - и два федеральных, прошел первые два, на третьем не получилось - просто рассматривались мои документы, работа в прошлом, была ли связана со спецификой данной деятельности )

Это я к чему? При грамотном менеджменте можно добиться всего (почти всего ) Главное чтоб можно было научиться, и конечно с помощью.

Хочу научиться
поэтому я здесь.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 6
Info: оптимистическо-идеалистическое
Откуда: Россия, Екатеринбург
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.06 17:42. Заголовок: Re:


Хисаметдинов А.А. пишет:

 цитата:
Однако смысл управленца от образования (а учитель тоже он) в том, чтобы смог.


Итак, надо, чтобы смог. Может быть, мы даже сможем сделать, чтоб захотел - простимулируем его как-то, например. А надо ли? Может быть каждый пусть лучше каждый на своем месте выполняет то, что умеет наилучшим образом? Например, у нас есть учителя, которые. обучая по традиционной схеме добиваются хороших знаний(без которых не поступить в ВУЗ) и не губят при этом творческое начало в детях. Чувствуя их потребности, но не умея работать с ними в этом направлении, отправляют после уроков к специалисту, например, в кружок или на занятие в Центр "Одаренность и технологии".
По-моему, это лучше, чем пытаться сделать то, что не сделаешь хорошо, что не входит в сферу твоих интересов и умений.
Если человек. работая много лет , сам не пришел к мысли о необходимости развивать креативные возможности ученика, то помочь ему трудно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 25
Info: всегда улыбаюсь
Откуда: РФ, Учалы
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.06 21:24. Заголовок: Re:


Пономарева И.Н. пишет:

 цитата:
Чувствуя их потребности, но не умея работать с ними в этом направлении, отправляют после уроков к специалисту, например, в кружок или на занятие в Центр "Одаренность и технологии".По-моему, это лучше, чем пытаться сделать то, что не сделаешь хорошо, что не входит в сферу твоих интересов и умений.



Целиком с этим согласен! Менеджментская функция учителя (администратора) и означает направление к специалисту, единственное что еще необходимо сделать - мониторинг таковых.


Хочу научиться
поэтому я здесь.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2
Откуда: Украина, Днепропетровск
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.07 21:18. Заголовок: Пономарева И.Н. пише..


Пономарева И.Н. пишет:

 цитата:
То есть человек, не умеющий плавать, учит других плавать! А если бы он плавать умел, то научил бы лучше, так как учил бы не только, зная теоретически, как это делается, а используя свои ощущения, зная детали, которые позволяют теоретические знания улучшить.


Вспомните "Театр" Сомерсета Моема. Супруг Джулии Ламберт был некудышним актером, но оказался вполне талантливым режиссером.Сам не умея играть на сцене талантливо, он четко улавливал фальш в игре других актеров.
Теперь пример не литературный, а из жизни. В нашу школу периодически приглашают специалистов из метод. центра, знакомить нас учителей с инновациями в образовании. Методисты в школе не работают и далеки от того, как методики, которые они нам предлагают реально пройдут в реальном классе. Но они нас учат И спасибо им за это. После таких тренингов, проведенных не практикующими учителями, мы - учителя практикующие можем работать интереснее.

Хавкина Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.06 14:49. Заголовок: Re:


Озеркова

Цитата
Чем, на мой взгляд, цель отличается от задачи?

А вам не кажется, что задачи - это ступеньки на пути достижения цели? Это своеобразные подцели.
В самой задаче заключается цель определенного этапа урока. Ведь, чтобы достичь конечной цели урока, надо поставить маленькие подцели для каждого его этапа, конечная цель достигается через решение малых целей.
Умением разложить главную цель на задачи обладают далеко не все учителя. и этому надо специально учить. Есть педагоги, которые это на практике делают интуитивно и верно, но правильно и грамотно на бумагу перенести не могут. А, может быть. и не надо им этого уметь. Ведь их главная цель - научить ребенка. И если эта цель достигнута, а процесс соответсвует принципу "не навреди", то все хорошо.
все - таки учитель в первую очередь должен хорошо учить. а потом. если останется время и будет желание, заниматься все остальным. Хотя профессиональное самосовершенствование - это вещь необходимая.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 15
Info: оптимистическо-идеалистическое
Откуда: Россия, Екатеринбург
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.06 02:16. Заголовок: Re:


Мельникова Н.А. пишет:

 цитата:
Есть педагоги, которые это на практике делают интуитивно и верно, но правильно и грамотно на бумагу перенести не могут. А, может быть. и не надо им этого уметь. Ведь их главная цель - научить ребенка. И если эта цель достигнута, а процесс соответсвует принципу "не навреди", то все хорошо.


Согласна с Вами. Считаю. что без интуитивного понимания проблемы и ее решения учитель не сможет правильно действовать. А вот научить его грамотно излагать свои мысли и действия, подводить научную основу под то, что интуитивно правильно он делает (хотя бы помочь ему в этом) - задача педагогических институтов и институтов повышения квалификации.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 10
Info: удовлетворение от общения
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.06 04:00. Заголовок: Re:


что такое смысл образования? Поиск ответа учеником на вопрос ради чего я учусь. Выбор учеником позиции избегания или преодоления трудностей; в определении целей, в проявлении ценностно-смыслового отношения.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3
Откуда: Украина, Днепропетровск
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.07 21:54. Заголовок: Смысл образования


оданович М.В. пишет:

 цитата:
что такое смысл образования


Не углубляясь в филологию и философию, хочу обратить внимание на то, что для каждого субъекта образования - и смысл, и понимание различны. Что есть смысл оразования для наших детей? А для родителей?
С целями намного проще.
А, как заметил А.В. Хуторской:"Цель - всё же производная от смысла, а не отдельная от него сущность"


Хавкина Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 45
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.11.06 08:35. Заголовок: Re:


Согласуясь с выводами Н.М.Борыткоо том,что смыслы являются основанием субъектности педагога,мы рассматриваем в качестве детерминанты субъектного характера деятельности педагога ответственность за те изменения в развитии учащегося,которые возникают под влиянием его труда.Смысл труда учителя-реализация сущностной способности к созиданию другого,а через это -к самосовершенствованию(И.А.Колесникова).Смысл - служение ученику.А смысл образования ребенка - становление способности к самоопределению в социокультурных ценностях.Что обеспечит ему гармоничную жизнь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 16
Откуда: РФ, Шелехов Иркутской области
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.06 19:52. Заголовок: Re:


Я думаю, что во многом смысл современного образования связан с преодолением сложившихся стереотипов. В нашей стране к образованию относятся как к статичной данности: получил один раз диплом или аттестат - все образован на всю оставшуюся жизнь. Но жизнь не стоит на месте, более того с развитием НТП она стремительно несется, и полученных знаний когда-нибудь станет недостаточно. Поэтому цель современного педагога - научить своих учеников постоянно учиться, совершенствоваться, развиваться, показать им существующие возможности дла самообразования.
Второй стереотип связан с потребительским отношением к образованию. Увы, привыкшие к бесплатному "сыру", наши ученики и родители по-прежнему считают, что учитель обязан им все ДАТЬ,понятие авторского права им чуждо, оплачивать нужные чаду курсы, не входящие в школьную программу они не стремятся. Дело даже не только в деньгах, а в пассивности родительской общественности, в нежелании помочь собственному ребенку овладеть глубокими знаниями. Нужно в корне менять отношение к образованию. В настоящее время ценится его формальное выражение - оценка или документ об образовании.

Сорокина О.А. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 90
Info: умиротворенное
Откуда: РФ, Учалы
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.06 03:58. Заголовок: Re:


Смысл образования для учителя - непрерывное творческая самореализация, — это не значит просто создавать поэмы, статуи или выпускать умных детей. Это такое состояние, в котором человеку может приоткрыться истина. А истина приходит, когда нет мыслей, нет беспокойства о себе, когда ум отдыхает, когда человек полностью спокоен, без принуждения или каких-нибудь уловок, когда приходит тишина, поскольку «я» бездействует, тогда приходит творчество. Единственная проблема в этом случае как добиться такого состояния в условиях школы



Хочу научиться
поэтому я здесь.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 95
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.11.06 02:01. Заголовок: Re:


Найти школу,где созданы условия для творческого развития и самореализации педагога,где это включено в ценностно-смысловую парадигму политики руководства,где этот процесс стимулируется,где можно найти единомышленников.
    По первой части позвольте реплику:а как же известное:хороший художник-голодный художник?Или это о творческом голоде?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 156
Info: умиротворенное
Откуда: РФ, Учалы
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.06 02:06. Заголовок: Re:


Макарова Л.П. пишет:

 цитата:
По первой части позвольте реплику:а как же известное:хороший художник-голодный художник?Или это о творческом голоде?


Перенося на хороший творческий учитель - тот-который-зарабатывае немного Разумеется это не так.
Но вот найти таку школы в которой:

 цитата:
все включено в ценностно-смысловую парадигму политики руководства


считаю Очень большой удачей.


Хочу научиться
поэтому я здесь.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 55
Info: удовлетворение от общения
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.11.06 02:26. Заголовок: Re:


С одной стороны в процессе познания самого себя и других людей смыслы особенно ярко выражаются в значениях объекта познания, через которые проявляются желания, стремления, отношения к другим людям. С другой стороны, как отмечает Николай Михайлович Борытко, "обнаружение и построение смыслов своего бытия - созидательная деятелность, подвижная основа человеческого бытия - событие, со-бытие". Цель, стоящая перед учителем - создать ситуации на уроке, в которых ребенок проживает смыслы сам. Поик смыслов обеспечивается рефлексивной способностью человека. Впервые в государственных стандартах выделяется как одна из задач - реализация рефлексивной деятельности на уроке.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Я здесь чтобы узнать, как можно работать лучше. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 98
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.11.06 05:46. Заголовок: Re:


Система смыслов представляет собой основание профессиональной позиции как инварианта педагогической деятельности.Умение проникнуть в исходный смысл ситуации гарантирует понимание того,"что именно следует технологически инструментовать"(И.А.Колесникова).Неосознанность смыслов рождает стихийность.бессмысленность действий,превращая педагога в средство,создавая условия для манипулирования собой.Таким образом,обращение к поиску смысла - основа формирования подлинно профессиональной позиции.Слабость противостояния учителя негативу тоже объясняется отсутствием смысла в каких-то действиях.Это вообще проблема,наиболее существенно влияющая на продуктивность труда педагога.Очень серьезно это отражается на самоощущениях,на получении удовлетворения от работы.Как тяжело учителю,не осознавая смыслов.выполнять распоряжения.ПОлучается и исполнение со слабым результатом,и раздражение на всех и вся.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 182
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.06 18:58. Заголовок: Re:


В зависимости от того,какие ценности проповедует обучение и воспитание, определяются и цель, и смысл образования. Образование - это сфера социальная, в которой создаются внешние и внутренние условия для развития ребенка, для профессиональной самореализации взрослого в процессе освоения ценностей культуры. Соответственно им, саморазвитие происходит как творение человеком себя, жизнетворчество как культурное творчество, как улучшение, культурное преобразование социума.Смысл образования как и всякие смыслы существует объективно, независимо от нас. Задача образования состоит в том, чтобы открыть ребенку мир ценностей, ввести его в мир культуры. Смыслы человек проживает сам,поэтому ценности становятся смыслами, когда переживаются, проживаются детьми. Значит, в содержание образования должны быть включены "смысловые единицы",созданы ситуации переживания их. Массовая практика складывается так, что учителя приходится убеждать с том, чтобы он хотя бы приобщал детей к миру прекрасного через посещение театра, концертного зала, выставок и т. д.Почему так происходит, что сегодня, не скрывая, педагог говорит о своем безразличии к миру искусства, к национальным традициям, к правилам этикета? Разве это перестало быть одной из ведущих составляющих его профессиональной компетентности?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 92
Info: удовлетворение от общения
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.06 19:59. Заголовок: Re:


Смысл образования - создание условий выбора и определения ребенком целей своего образования и средств их достижения. В этом аспекте, необходима реализация в школе компетентностного подхода. На этом пути инновационные школы делают первые шаги. Так как необходимо педагогу овладеть технологиями, которые обеспечивали этот подход. К таким технологиям относятся, блочно-модульная технология, технология ситуативного обучения , технология проектного обучения и эвристического обучения...... Какие еще???
Реализация любой технологии требует от учителя дидактических средств, а это весьма трудоемкий процесс.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Я здесь чтобы узнать, как можно работать лучше. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 191
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.06 07:15. Заголовок: Re:


Видимо, технологии должны выбираться такие, которые дают возможность ученику сравнивать себя и действительность с какой-то образцовой мерой, идеалом и стремиться к совершенству, без чего о смысле вообще нет смысла говорить. Все технологии должны содержать критерии добра и зла.Да, идеалы должны быть не ложными.Если мы хотим, чтобы дети не посрамили нашего имени на экзаменах - истинный это идеал или ложный?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 8
Info: рабочее
Откуда: Россия, Иваново
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.01.07 20:03. Заголовок: Re:


Побродил по веткам нашего форума и набрался наглости высказаться!
Конечно я обращаюсь не только к Хуторскому (и не только на этой ветке), но процитирую его:


 цитата:
Какие ещё есть смыслы? И как они связаны с целями образования?



Может все гораздо проще и сложнее? Не ищем ли мы удобных смыслов и целей для себя?

Получается, как не крути, приблизительно так:

1. Смыл образования – образовывать, строить образы, т.е. относится к окружающему миру. Это и есть сущность образования.
Поэтому и создается впечатление, что смыслы меняются. Ведь мир меняется! А суть то таже! И это объективная реальность, никому не дано ее изменить. Естественно, что каждый в этом мире движется со своей скоростью, достигает своего. Кто-то доказывает теоремы, кто-то открывает вещества, кто-то придумывает словосочетания … И каждый делает это сам, но смог бы он это делать если бы не было других? Помогает ли ему чужой опыт?

2.Цель образования – научиться писать, читать, считать, говорить, слушать.
Для достижения этих целей и создаются образовательные институты. Создавались и будут создаваться. Эти институты были и есть разные (по форме и содержанию). Очевидно, что единственную лучшую (во всех смыслах) модель такого института создать невозможно. Конечно можно сказать, что поиски такой модели и есть смысл образования, но … Есть риск, что за оградами научных работ, смыслоопределяющих слов, выяснений кто правильно движется, будут потеряны образовательные цели - научиться писать, читать, считать, говорить, слушать.

Если взять за гипотезу, что цели образования - научиться писать, читать, считать, говорить, слушать, то какова роль учителя, ученика, учебника, компьютера, нашего форума и т.д.?


“Зачем приспосабливать ребенка к системе образования, не лучше ли эту систему приспосабливать к ребенку? ” Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 173
Info: Воспаряще-околоземное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.07 22:45. Заголовок: Re:


grigri пишет:

 цитата:
1. Смыл образования – образовывать, строить образы, т.е. относится к окружающему миру. Это и есть сущность образования.



Смыл образования – ещё и образовыватьСЯ. Т.е. образовывать себя. Смыслы будут различны от того, по отношению к чему задаётся образование. Поэтому необходимо вначале определить, что имеется ввиду под образованием.

С другой стороны, смысл образованеия - это и есть его суть, основа содержания. Поэтому, если сначала определить смысл, то от него будет следовать и определение самого образования. Такая вот диалектика.

grigri пишет:

 цитата:
2.Цель образования – научиться писать, читать, считать, говорить, слушать.



Цель - всё же производная от смысла, а не отдельная от него сущность. Заметил, что смысл у вас выражен по отношению к другим (образовываТЬ), а цель - по отношению к себе (частица СЯ).


Открой в себе лучшее, наконец! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2
Info: учитель русского языка и литературы
Откуда: Россия, Всеволожск
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.07 06:07. Заголовок: Смысл смыслов


Здравствуйте, уважаемый Андрей Викторович! Рада принять участие в форуме Научной школы
О.Э. Мандельштам однажды сказал: "Образование есть школа быстрейших ассоциаций." Мои ассоциации к слову "смысл" : мысль, осмысление, преодоление, действие, рефлексия, личность, философия, идея, задача, поиск, открытие., творец, я-концепция..
Ассоциации к слову "образование" : образ, творение, сотворчество, метафора, открытость, диалог, учитель, ученик, познание, истина,открытие...
Используя прием французских творческих мастерских, напишем текст, опираясь на полученные ассоциации.

Творение смысла
Учитель и ученик. Вечный диалог и вечный поиск себя, смысла своей деятельности... Образование. Вопросы и ответы . Преодолеваем, познаем, открываем, живем....


Пырина Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 73
Info: позитивное
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.07 10:29. Заголовок: Пырина Светлана пише..


Пырина Светлана пишет:

 цитата:
Творение смысла
Учитель и ученик. Вечный диалог и вечный поиск себя, смысла своей деятельности...


Великолепные благие цели. А если Вам ученик в ответ скажет: «Смысла жизни не существует. Мы живем чтобы жить. Эта простая истина, и незачем было флудить». (см. http://eidos.fastbb.ru/?1-9-0-00000242-000-0-0-1193846136). Что Вы сделаете? Как Вы преодолеваете негативизм, разочарование? каким образом сокращаете расстояние от непонимания к пониманию?

Двусмысленность – это богатство.
Борхес Х.Л.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 10
Info: учитель русского языка и литературы
Откуда: Россия, Всеволожск
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.07 05:28. Заголовок: Творение смысла


Ученикам-то как раз хочется верить в то, что все осмысленно. Негативизм сродни нигилизму. Двадцать с лишним лет работаю в школе и ни разу не встречала ученика, ктоторому бы был симпатичен нигилизм Базарова. Каким образом сокращать расстояние между непониманием и пониманием? Главное, чтобы ученики чувствовали твой интерес к жизни, к людям, чтобы урок не превращался в "дежурное блюдо".
Пример последних дней: готовилась к уроку в 9-ом по теме "Романтизм как литературное направление. Особенности романтического сознания".
Решила, что начну урок с чтения стихотворения В.С.Высоцкого "Я не люблю". Слушали с интересом, затем один юноша спросил:( а он всегда во всем сомневается) "А при чем здесь Высоцкий?" Решили, что к этому вопросу вернемся в конце урока. В этот день я читала стихи Высоцкого и в двух десятых классах уже в другом контексте. Вчера мне через Контакт пришло письмо от одной десятиклассницы, она еще раз спрашивала про стихи Высоцкого. Даже если стихотворение вызвало душевный отклик в 1-5 учениках-это уже начало большого пути к постижению смысла, к пониманию себя, мира.

Пырина Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 80
Info: позитивное
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.07 05:48. Заголовок: Пырина Светлана пише..


Пырина Светлана пишет:

 цитата:
Ученикам-то как раз хочется верить в то, что все осмысленно.


а предложенный мною текст написал как раз ученик. Безусловно, человек стремится к осмыслению жизни, всего происходящего, но не всегда делает это явно, не позволяет и другим вторгаться в эту область. Какие факторы влияют на открытие смыслов? Что конкретно может сделать учитель в рамках своей деятельности, чтобы деятельность ученика стала осмысленной?

Двусмысленность – это богатство.
Борхес Х.Л.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 21
Откуда: Россия, Екатеринбург
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.11.08 04:18. Заголовок: Пырина Светлана пише..


Пырина Светлана пишет:

 цитата:
Разгадывать смысл-это идти по лабиринту.


Одинец К.А. пишет:

 цитата:
человек стремится к осмыслению жизни, всего происходящего, но не всегда делает это явно, не позволяет и другим вторгаться в эту область.


В подтверждение того, что обсуждение смысла образования перетекло в обсуждение чего-то более глобального.


Sapienti sat - разумному достаточно; умный поймет с полуслова Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 71 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  11 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет