On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Руководитель Научной школы




Пост N: 125
Info: светло-мутно-радужное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.10.06 09:53. Заголовок: О соотношении личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования


Приглашаю к обсуждению моей статьи - http://www.eidos.ru/journal/2006/1016.htm
С удовольствием рассмотрю сомнения, возражения, критические замечания по сформулированным в ней положениям, определениям, суждениям.

Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 46 , стр: 1 2 All [только новые]







Пост N: 12
Откуда: РФ, Учалы
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.06 22:55. Заголовок: Re:


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Смысл человеко-сообразного образования определяется смыслом человека. Существуют различные понимания человека. В зависимости от ответа на вопрос «что есть человек» устанавливается и реализуется та или иная система его образования. В моем понимании, у каждого человека есть своя система координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой путь.



Можно ли понимать данное рассуждение как дифференциацию систем образования в зависимости от субъективного восприятия "Человека" экспертом от образования? Здесь уже заложен конфликт систем которые могут быть предложены!


 цитата:
Существуют фундаментальные и прикладные смыслы. Смысл жизни, смысл мира, смысл бытия, смысл образования - наиболее фундаментальные.



Смысл образования отнести бы к прикладным смыслам.


 цитата:
т.е. их целью, может стать осознание и понимание представителями педагогического сообщества необходимости выявления и фиксации смыслов человеко-сообразного образования - образования меняющегося, инновационного, такого, которое вбирает в себя социальное и личностное, традиционное и эвристическое, компетентностное и ЗУНовское, очное и дистанционное


Как Вы себе представляете это осознание смыслов. Философское осознание на глубинном уровне процессов образования, смысловой фиксации не является превалирующим в деятельности педагога.

P.S. Когда продолжение?-> (От смыслов к моделям)


Хочу научиться
поэтому я здесь.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 128
Info: светло-мутно-радужное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.06 23:05. Заголовок: Re:


Хисаметдинов А.А. пишет:

 цитата:
Можно ли понимать данное рассуждение как дифференциацию систем образования в зависимости от субъективного восприятия "Человека" экспертом от образования? Здесь уже заложен конфликт систем которые могут быть предложены!



Да, с дополнением, что субъективное восприятие "Человека" имеется не только у эксперта от образования, но и у каждого человека. Но это восприятие каждым участником образования закладывается и реализуется на своем уровне и в своей сфере деятельности. Одни - например, авторы учебников, реализуют свое понимание человека и смысла его образования в в учебнике; учитель - на уроке и т.д.

Что касается "конфликта систем", то я бы назвал это не конфликтом, а взаимодействием, согласованием разных представлений человека у всех участников обазования. А те, кто проектируют это образование и согласование разных позиций, должны заложить в образовательные стандарты технологии такого согласования. В принципе, кое что в этом направлении делается, например, законодательно введены разграничения федерального, национально-регионального и школьного компонентов стандартов (раньше был ещё и ученический компонент, но его убрали из законодательства).

Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 14
Info: всегда улыбаюсь
Откуда: РФ, Учалы
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.06 02:05. Заголовок: Re:


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
В принципе, кое что в этом направлении делается, например, законодательно введены разграничения федерального, национально-регионального и школьного компонентов стандартов (раньше был ещё и ученический компонент, но его убрали из законодательства).



Данное разграничение уберут, теперь снова будет все единое (вчера прочитал, но забыл где и ссылку потерял)
А по поводу конфликтов, все же это есть особенно в "Истории",
....хотя вот еще http://lenta.ru/news/2006/10/25/darwin/
как Вам такой поворот? Не подвигнет ли Ваше безусловно научное и интересное с педагогической точки зрения суждение и исследование на возможные конфронтации?

Хочу научиться
поэтому я здесь.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 37
Info: всегда улыбаюсь
Откуда: РФ, Учалы
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.06 16:10. Заголовок: Re:


Раз уж ветка "зависла" позволю себе написать коротеньки пост:

Итак, имеем человеко-сообразный тип образования, кстати говоря каждый уважающий себя профессор делает упор на свою смысловую направленность предмета, согласно своей сообразности.
Не поэтому ли как раз мы имеем огромное количество неправлений научной мысли, публикаций, систем обучения. И это хорошо, плохо когда одна из точек зрения на смысл победит. Как сделать так чтобы было некое всеобщее "мерило".

Вот сейчас православие в школы вводят, как быть то?!

Хочу научиться
поэтому я здесь.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 139
Info: задумчивое
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.06 23:35. Заголовок: Re:


Хисаметдинов А.А. пишет:

 цитата:
Раз уж ветка "зависла"



Пусть уж лучше ветка зависнет, чем будет наполняться постами, не имеющими отношения к её теме и обозначенным проблемам.

Прошу вас прочитать административные объявления о содержательности выступлений на форуме научной школы.

А.В.Хуторской

Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 112
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.06 08:03. Заголовок: Re:


Думаю,идеи личностно ориентированного образования сужают и цели педагогики,и смыслы,обращаясь только к социальной составляющей в человеке.Концептуальные основы педагогической деятельности должны быть связаны с целостным восприятием человека.Поэтому в споре ЛОО и человекосообразного победит второй подход.Но мне ближе гуманитарно-целостный подход.Только там можно решить проблему духовного воспитания.Это процесс надличностный,где уж тут ЛОО справится.Да и искусство,литература,в частности целостность человека проповедует.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 148
Info: умиротворенное
Откуда: РФ, Учалы
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.06 02:50. Заголовок: Re:


Макарова Л.П. пишет:

 цитата:
Но мне ближе гуманитарно-целостный подход.


Это позиция ведь Б.С. Гершунского кажется.
Но не приведет ли только такая постановка образования к обученияю направленному на конфессиональность?

Думаю достаточно будет и того что образование и образованный человек будет обладать такими параметрами как:

1.Грамотность, под которой понимается уровень обученности, требуемый для функционирования современного человека в обществе плюс обладание необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области науки, техники, искусства и т.д.

2.Образованность, предполагающая наличие достаточно широкого кругозора и определенной избирательности по глубине понимания тех или иных вопросов.

3.Профессиональная компетентность, определяющаяся уровнем собственно профессионального образования, опытом, индивидуальными особенностями личности, ее стремлением к самообразованию, самосовершенствованию, способностью к творчеству, ответственным отношением к делу.

4.Культура, рассматриваемая как степень совершенства, достигнутая в овладении той или иной деятельностью или отраслью знания.

5.Менталитет, воплощающий в себе глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения и предопределяющий поступки человека и его отношение к различным сторонам жизни общества.


Хочу научиться
поэтому я здесь.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 149
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.06 11:21. Заголовок: Re:


У нас недавно понадобилась помощь(материальная,существенная)бывшему директору нашей школы,операция.Как думаете,Ваш образованный человек откликнулся бы?Услышал бы просьбу,не обращенную лично к нему?Что в Вами перечисленных необходимых и достаточных качествах гарантирует простую отзывчивость человека?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 28
Info: хорошее
Откуда: Россия, Красногорский
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.06 04:22. Заголовок: Re:


Давайте задумаемся вот над чем:
Мы провозгласили личностно - ориентированную, гуманистическую парадигму. Но отказались ли от привычной угрозы "двойкой", вызовом родителей и т.д. ?
А ведь мы знаем, какие отрицательные эмоции вызывают подобные наши
действия. Как часто у школьника возникает сознание: ЛУЧШЕ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ, ЧЕМ БЫТЬ "ПЛОХИМ УЧЕНИКОМ", у которого ничего не получается. Поэтому будем всемерно заботиться о преобладании положительных эмоций на каждом нашем уроке.


Романов К.М. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 189
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.06 06:55. Заголовок: Re:


Сегодня в дискуссионном клубе старшеклассников одиннадцатиклассница сказала:"Спасибо педагогам, которые понимают,что иногда я не понимаю,и дают мне время подумать,столько времени, сколько надо. Спасибо, что мне не страшно на уроках".Здесь, конечно, множество положительного для характеристики гуманитарного подхода,человекосообразного образования. А я думаю, о каком гуманитарном подходе можно говорить, если вообще в любом контексте звучит слово "страх".Гуманитарный подход предполагает не -Я сегодня добрая, не бойтесь меня-а субъект-субъектное взаимодействие. А если ребенок так радуется сегодня пониманию педагога, значит о страхе не перестает думать.Что же с человеком вообще происходит у наших добрых учителей?!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 201
Info: довольное-предовольное
Откуда: РФ, Учалы
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.06 07:15. Заголовок: Re:


Макарова Л.П. пишет:

 цитата:
А если ребенок так радуется сегодня пониманию педагога, значит о страхе не перестает думать.Что же с человеком вообще происходит у наших добрых учителей?!


Кажется что у 11-ти классников понятия страха как такового вообще нет!
Любопытство-интерес, или апатия- безразличие, а страха нету. ИМХО

Видимо научился, ;)
жду мнения жюри!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 214
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.06 21:21. Заголовок: Re:


Может быть, он как раз скрыт за чем-то из перечисленного Вами, Азат Анварович? Особенно если говорить об апатии и безразличии. Дети хотят, чтобы мы видели в них людей, общение строили на этой основе. Мы же часто воспринимаем их как учеников и только на уровне учебных требований общаемся. Какое уж тут человекосообразное или на худой конец личностно ориентированное образование?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 211
Info: довольное-предовольное
Откуда: РФ, Учалы
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.06 22:41. Заголовок: Re:


Макарова Л.П. пишет:

 цитата:
Дети хотят, чтобы мы видели в них людей, общение строили на этой основе. Мы же часто воспринимаем их как учеников и только на уровне учебных требований общаемся. Какое уж тут человекосообразное или на худой конец личностно ориентированное образование?


Это то как и смотря с кем и необязательно со всеми учениками!

Видимо научился, ;)
жду мнения жюри!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.07 23:14. Заголовок: Размышления вслух


Очень интересная статья. Так и тянет поспорить.


 цитата:
Смысл - это сопряжение фундаментальных основ миропорядка и мировоззрения конкретного человека или группы людей. Смысл - совместная мысль человека и мира, Бога, природы.


Мысли о смысле жизни как правило свидетельствуют о том, что человек находится в глубоком личностном кризисе. Когда человек здоров, он просто живёт. Стоит ли нам навязывать детям свои проблемы?
И ещё вопрос. Если миссия человека - быть убийцей, будем способствовать его реализации?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 29
Откуда: Казахстан, Петропавловск
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.07 01:51. Заголовок: Re:


Светлана пишет:

 цитата:
Мысли о смысле жизни как правило свидетельствуют о том, что человек находится в глубоком личностном кризисе.


Нет слов...
Вы действительно считаете, что задумываться о смысле самого главного дара, который есть у человека, могут только люди с проблемами?

Светлана пишет:

 цитата:
Когда человек здоров, он просто живёт.


Как это - "просто"?
Как в одной старой рекламе подгузников - "я пью и писаю"?

Кстати, любопытно, как Вы считаете, "здоровый" (в Вашем понимании) человек вообще живет духовной жизнью? Если да, то в чем она заключается?

Светлана пишет:

 цитата:
Если миссия человека - быть убийцей, будем способствовать его реализации?


А Вы вообще что под миссией понимаете?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.01.07 19:30. Заголовок: Многоуважаемому представителю научной школы


М.А. Липчанская Уважаемая коллега! Очень интересно узнать Ваше имя.
То, что я пью и писаю, точно такие же части моей жизни, как я познаю, работаю, творю...
Я знаю несколько ситуаций, когда педагог не отпустил ребёнка в туалет с занятия (вероятно из воспитательных соображений, или пафоса момента) и описавшийся на занятии ребёнок получал заикание, энурез и психологическую травму на всю оставшуюся жизнь. Разьве то, что ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ уже не имеет смысла?
Возможно есть люди, которые уже определили смысл своей жизни, записали его в ежедневник и живут со смыслом. Поделитесь с другими! В чём смысл Вашей жизни?
Вот и с миссией Вы попали не в бровь. а в глаз. Это модное иностранное слово бысро вошло в нашу речь. Вероятно есть религиозная трактовка, но нам необходима научная. Ни в педагогике, ни в психологии я определение ещё не встретила. Но часто попадается мне "миссия организации", "миссия солдат ООН в Косово". Раньше у нас был долг перед Родиной, перед партией, теперь появилась миссия. В чём разница

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 30
Откуда: Казахстан, Петропавловск
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.07 02:59. Заголовок: Re:


Здравствуйте, Светлана!

Светлана пишет:

 цитата:
Уважаемая коллега! Очень интересно узнать Ваше имя.


Чтобы узнать имя участника форума, нажмите на кнопочку "профиль", которая находится под текстом заинтересовавшего Вас сообщения.

Светлана пишет:

 цитата:
Разьве то, что ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ уже не имеет смысла?


В том, что человек существует как биологический объект, как часть биосферы, безусловно, есть смысл. Точно такой же, как и в существовании собак, кошек, попугайчиков и прочей живности. Только вот вряд ли этот смысл имеет отношение к образованию.

Никто, конечно, не отрицает наличия у человека физиологических потребностей, и необходимости их удовлетворения. Но ведь данными потребностями смысл жизни не ограничивается!
Из Вашего же выступления получается, что любую попытку человека стать свободнее по отношению к своей природе, найти смысл жизни за пределами физиологических потребностей и сиюминутных эмоциональных побуждений, следует расценивать как патологию.
Вы, кстати, так и не ответили на мой вопрос о возможности и содержании (если она есть) духовной жизни "просто живущего", "здорового" человека.

Светлана пишет:

 цитата:
Поделитесь с другими! В чём смысл Вашей жизни?


По-моему, это слишком личный вопрос, чтобы обсуждать его на форуме.

Светлана пишет:

 цитата:
Раньше у нас был долг перед партией, теперь появилась миссия. В чём разница


Разница - в источнике активности.
В первом случае - это партия, во втором - сам человек, исходящий из своих целей, ценностей, и своего понимания смысла жизни.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 164
Info: Философское
Откуда: Россия, Шелехов
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.01.07 02:54. Заголовок: Re:


Светлана пишет:

 цитата:
Мысли о смысле жизни как правило свидетельствуют о том, что человек находится в глубоком личностном кризисе. Когда человек здоров, он просто живёт.



Здравствуйте, Светлана!
Позвольте не согласиться со слегка однозначной трактовкой вопроса. Существует определенная группа людей, для которой поиски смысла жизни и есть смысл. Причем большинство умеют ценить и простые радости. Есть и такие, которые о смысле начинают задумываться в проблемный период. Тут вы правы. Педагог должен уметь абстрагироваться по максимуму от своих проблем, точнее, не переносить их на процесс обучения/воспитания. Естественно, при этом не быть сухарем без эмоций.
Такой баланс - неотъемлемое условие и человеко-сообразного, и личностно-сообразного образования. Может быть, через личное отношение человека и осуществляется эта связь?!


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 165
Info: Философское
Откуда: Россия, Шелехов
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.01.07 03:23. Заголовок: О сомнениях


Андрей Викторович!
Перечитала статью ещё раз и попыталась представить, соответствие личностного и общечеловеческого. Моё представление, возникшее при прочтении статьи состоит в том, что один тип образования тянет одеяло либо на личность, позволяя ей развиваться согласно способностям, либо на учителя (школу, государство), позволяя им достигать целей, используя личность; другой же - ведет развитие какого-то обобщенного человека, несущего "культурный" груз веков, нации и, Бог знает, чего еще, но в то же время являющегося человеком со своими запросами и миссией.
Таким образом, возникает огромная пропасть между не только двумя типами, но и внутри них. Может быть, я расcтавила аспекты не в том месте, где они предполагались Вами?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 187
Info: Многообразно-ситуативное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.01.07 11:29. Заголовок: Re:


Шулепова Т.В. пишет:

 цитата:
возникает огромная пропасть между не только двумя типами, но и внутри них


Что вы имеете ввиду под пропастью внутри них?


Найди в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 166
Info: Философское
Откуда: Россия, Шелехов
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.02.07 02:45. Заголовок: Re:


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Что вы имеете ввиду под пропастью внутри них?



Андрей Викторович! Имела в виду следующее:

Если процесс образования несет в себе два взаимно диаметральных по отношению к личности смысла (развитие личности и развитие с помощью личности, но у неё же нужных учителю (школе и т.д.) качеств), то как этот процесс можно вообще называть личностно-ориентированным, либо, если быть точной, как можно относить два смысла в один процесс? Получается, что связует их только то, что и там, и там, есть личность.

Рассматривая личность как человека (носителя культурно-социально-исторического груза), следует его позиционировать как среднее. С другой стороны, он обладает рядом не только "видоспецифических" черт, но и "организменно-специфических" (личных). Таким образом, возникает, с философской точки зрения дилемма об общем и частном.

Надеюсь, что Вы поняли мою мысль

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 188
Info: Многообразно-ситуативное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.02.07 06:55. Заголовок: Re:


В человеке есть всё. Появляется это всё неодинаково. Многое зависит от внешенй среды (особенно вначале), целей и технологий тех, кто выполняет вокруг человека функции учителей. Массовая школа задаёт массовые ориентиры, который так или иначе прописаны в стандартах-программах, в школьных традициях, руководящих указаниях. Такая школа не считает человека загадкой, которую ему же нужно помочь отгадать, открыть самого себя.

Такие задачи но в русле определенных культурных позиций и традиций могут задавать индивидуализированые, человекосообразные системы, например, восточные учения, европейские и иные системы создания человека отличного (от масс).

И только третий путь - когда сам человек рефлексивно самоопределяется по отношению ко всему, с чем имел дело, и начинает САМОдвижение. Это уже взрослый человек. Но не всякий взрослый на это способен, а только тот, кому, во-первых, это дано, а во-вторых, кто прошел предшествующие соответствующие системы обучения, где ему ПОЗВОЛЯЛОСЬ двигаться по своей траектории. Поэтому в массовой школе важно хотя бы позволить ученикам учиться сообразно своей человеческой сущности, а не только в личностно-определённом направлении, обусловленным социальными ожиданиями.


Найди в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 168
Info: Философское
Откуда: Россия, Шелехов
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.07 02:38. Заголовок: пока утопия


Давайте рассмотрим идеальную ситуацию. Общество, где подавляющее большинство её членов осуществляет процесс саморазвития согласно своим потребностям. Оно креативно, мудро. представляется одно НО - некая обособленность членов общества друг от друга. Поскольку общность основана на одном только сходстве - стремлении к саморазвитию, то представляется проблематичным устройство государства.
Как вариант из пессимистичного выхода - каждый член общества сознательно осознает свою роль в нем. Природные потребности и культурные предпосылки организуют идеальную модель общества.
Образование в первом случае служит лишь средством развития собственных способностей. Во втором - средством позиционирования своих способностей и потребностей в системе общества.
Пока оба варианта - утопия!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 189
Info: Многообразно-ситуативное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.07 04:11. Заголовок: Re:


Шулепова Т.В. пишет:

 цитата:
Давайте рассмотрим идеальную ситуацию.


А с какой целью вы её рассматриваете? Вы хотите построить идеальную модель общества? Или что?

Я, например, в своей статье http://www.eidos.ru/journal/2006/1016.htm пытаюсь продиагностировать ситуацию с личностно-ориентированным и человекосообразным образованием. Для того, чтобы разобраться с их отличительными основаниями. А это нужно для того, чтобы строить исследования, проектирование и реализацию определенного (ных) типов образования.

А ваша цель какая?

Найди в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 169
Info: Философское
Откуда: Россия, Шелехов
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.07 02:26. Заголовок: О цели


Честно говоря, фантазию занесло. Извиняюсь.

Цель одна - понять разницу между ними и разобраться в терминологии.

От степени понимания терминов может зависеть степень их принятия-непринятия. Честно признаюсь, я не очень хорошо понимаю характер иследований в педагогике, хочется научиться и им и их оформлению для других людей.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.07 17:58. Заголовок: Re:


Главное в соотношении личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования, по-моему, понимать , что не только в т в о е м мире живут окружающие, но и ты живешь в и х мире. Это поможет в определении жизненных ценностей человека, а значит и в правильном формировании системы его образования. Именно поэтому два вышеназванных типа должны быть в равном соотношении.

А какое соотношение должно быть между ними по вашему?



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 191
Info: Многообразно-ситуативное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.07 18:33. Заголовок: Человек как смысл образования


Индекс развития человеческого потенциала на постсоветском пространств

Из двух полярных сторон образования: человека (субъекта, личности) и социума (общества, государства) нас интересует, прежде всего, человек и такие понятия как человекоразмерность, человекосообразность, человекоориентированность происходящих образовательных процессов.

Проведенные психологами и педагогами исследования показали, что идея соотношения индивидуального и социального в процессе воспитания личности имеет фундаментальный характер, она является педагогическим законом, обусловливающим осуществление принципов природосообразности, культуросообразности и социосообразности в их взаимозависимости. Тем самым может быть создан тот педагогический феномен, который определяется сегодня как «человекоразмерность» и рассматривается как ценностный императив (Семенова Н.В., 2006, с.37).

В наших работах, относящихся ещё к советскому периоду образовательного пространства, было введено понятие «человекообразующее образование» (Хуторской А.А., 1990). Реализация содержания данного понятия и технологий с ним связанных, экспериментально проверена в ряде общеобразовательных школ. Было доказана возможность такого гуманистического ориентира, а также выявлены проблемы его инновационного внедрения.

В программных и концептуальных документах иногда подчеркивается человекоориентированная направленность образования наряду с выполнением государственных и общественных целей. В то же время, педагогической и технологической проработанности воплощения данного принципа до сих пор нет. Реально устанавливаемые образовательные стандарты и другие программные документы, как показал наш анализ, часто не соответствуют декларируемым целям человекоориентированности образования.

Перечисленные факторы обуславливает необходимость проработки гуманистической направленности образования. В образовании, основанном на законе соотношения индивидуального и социального, а также на принципе человекосообразности, расширяются возможности саморазвития личности, способной к выстраиванию отношений, равно продуктивных как для самой личности, так и для общества, в котором она живёт.

Педагогической выраженности человекоориентированного образования соответствуют аналогичные межгосударственные системы мониторинга, одна из которых называется индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП). Рассмотрим, что собой представляет этот индекс.

С начала 1990-х годов для оценки достижений различных стран в развитии человека проводятся специальные исследования. Их цель - определить, как человек развивается и может развиваться в отдельных странах, регионах, и что может сделать международное сообщество для содействия человеческому развитию. Анализируются достижения различных стран в наделении своих граждан возможностями прожить долгую и здоровую жизнь, получить необходимое образование, обеспечить достойный уровень доходов для себя и своей семьи.

Инструмент для измерения прогресса стран мира в отношении человека — Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Это сводный показатель развития человеческого потенциала, основными составляющими которого являются индекс средней продолжительности жизни, отражающий ожидаемую продолжительность жизни при рождении; индекс образования, характеризующий уровень грамотности и уровень охвата населения учреждениями образования, а также индекс ВВП, основанный на показателе валового внутреннего продукта на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США. Все эти составляющие относятся к числу основных предпосылок успешного развития общества в целом и каждого его члена, в частности.
Статистическая информация для глобальных отчетов по картине развития человека в разных странах собирается из трех основных источников: отдела народонаселения ООН, статистического института ЮНЕСКО и Всемирного банка, используется также национальная статистика. Вместе с тем, как подчеркивают авторы Доклад о развитии человека за 2006 год, индекс ИРЧП ни в коем случае не является «всеобъемлющим мерилом развития человека. В частности, в него не входят такие важные индикаторы, как соблюдение прав человека, демократических свобод и социального равенства. Но чем он действительно является, так это увеличительным стеклом, позволяющим увидеть прогресс человека и многообразную взаимосвязь между доходом и благосостоянием» (Состояние развития человека. Доклад о развитии человека 2006 – http://www.un.org/russian/esa/hdr/2006/hdr2006_hdi.pdf ).

Максимально возможное значение ИРЧП — 1, минимальное — 0. «Единицу» дают государству, в котором средняя продолжительность жизни составляет 85 лет, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40 тыс. долларам США, 100% населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, учатся в высшем или среднем учебном заведении. «Ноль» ставится в том случае, если в стране средняя продолжительность жизни составляет 25 лет, ВВП на душу населения (по ППС) —100 долларов США, 100% населения неграмотны, никто не получает никакого образования.

Обратимся к результатам оценки положения в 177 странах, осуществленной независимыми международными экспертами Программы развития ООН (ПРООН) по критериям, принятым в международной практике.

По итогам 2006 года на первом месте рейтинга, как и в предыдущем году, находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,965. На последнем, 177 месте – государство Нигер с индексом 0,311. В Норвегии люди живут в 40 раз богаче, чем в Нигере и почти вдвое дольше. Кроме того, норвежцы имеют возможность получать образование от начального до высшего, тогда как в Нигере только 21% населения охвачено образованием.

---
Вопрос для обсуждения следующий:

Возможно ли введение в систему образования некоего параметра, аналогичного Индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП)? Т.е. каким образом можно диагностировать и оценивать уровень (степень) человекосообразности образования - у конкретного учителя, в школе, городе, стране?




Найди в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 151
Откуда: Россия, Владивосток
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.09 19:45. Заголовок: Андрей Викторович! П..


Андрей Викторович!
Прочитала вашу статью, спасибо. Открыла для себя много нового, над некоторыми моментами пришлось задуматься. Возникло несколько вопросов.
"Если в первом случае компетенции выбираются такими, чтобы с их помощью обеспечивалось вхождение ученика в конкретный социум и успешность деятельности в нем; то во втором случае такой задачи как соответствие социуму не ставится, а ставится задача соответствия человеком своей миссии, реализации заложенного в нем потенциала... Человеко-сообразный тип образования допускает выбор учеником соответствующего ему социума, а в качестве крайней позиции даже выход за его рамки, уход от социума".

Если не ставится такая задача, как соответствие социуму, не сложно ли будет такому человеку? Способности к лидерству ведь есть не у всех. Или, возможно, они также будут развиваться, это предусматривается человеко-сообразным типом образования?

" ... в человеко-сообразном образовании необходимым содержанием выступает гармоничное развитие всех сфер человека в соответствии с его возрастными и иными особенностями. Так, если в качестве основных сфер человека считать тело, душу и разум, то содержание его образования должно распределяться именно в данной пропорции. А это означает, например, что на физическое движение и развитие в базисном учебном плане должно выделяться не менее трети времени (сравните с 2 часами в неделю, отводимыми в сегодняшних школах на физкультуру)."

Развитие таких сфер, как тело и разум - здесь для меня все понятно, но как развить сферу души? Приходит на ум, что это возможный результат нравственно - патриотического, экологического и т.д. воспитания. Чем мы сможем измерить уровень такого развития?

"Подчеркну практико-ориентированную ценность и исходность необходимых научных исследований. Основная проблематика научных исследований в области типов образования определяется, на мой взгляд, существующей реальностью, процессами в образовании и науке, соответствующими педагогическими проблемами, необходимыми для решения". Здесь я совершенно согласна.

А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Вопрос для обсуждения следующий:

Возможно ли введение в систему образования некоего параметра, аналогичного Индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП)? Т.е. каким образом можно диагностировать и оценивать уровень (степень) человекосообразности образования - у конкретного учителя, в школе, городе, стране?



На мой взгляд, все возможно. Сейчас можно даже индекс здоровья определять. Необходимо обозначить критерии, по которым можно будет оценивать, например: здоровье, образование, портфолио достижений и т.д.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 437
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.09 19:58. Заголовок: Передериева Е.В. пиш..


Передериева Е.В. пишет:

 цитата:
Если не ставится такая задача, как соответствие социуму, не сложно ли будет такому человеку?



Я не предлагаю отменить социальную ориентацию, я предлагаю научить ориентироваться на человека, а с социумом уметь жить и взаимодействовать. Сложности есть у каждого человека, дело не в том, чтобы их не было. Дело в иерархии сложностей. Одно дело сложность соответствовать очередному начальнику, другое - своей миссии в жизни и образовании.
Передериева Е.В. пишет:

 цитата:
Развитие таких сфер, как тело и разум - здесь для меня все понятно, но как развить сферу души? Приходит на ум, что это возможный результат нравственно - патриотического, экологического и т.д. воспитания. Чем мы сможем измерить уровень такого развития?



Душа - это чувства, эмоции. Это не патриотизм и экология. Нынешняя школа в основном ориентирована на развитие умственных качеств, но не душевных. Вот об этом речь.

Индекс человекосообразности образования - как его можно выразить, в каких параметрах? Как измерить, какова может быть процедура? На мой взгляд, очень важно обсудить и разработать такие вопросы. Это могло бы быть великолепное и очень ёмкое по своему значению педагогическое исследование.

Ищи в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 37
Откуда: РФ, Благовещенск
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.09 17:35. Заголовок: А.В.Хуторской пишет:..


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Возможно ли введение в систему образования некоего параметра, аналогичного Индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП)? Т.е. каким образом можно диагностировать и оценивать уровень (степень) человекосообразности образования - у конкретного учителя, в школе, городе, стране?


Здравствуйте Андрей Викторович!
Вначале подробно остановлюсь на тех моментах вашей статьи, где все так знакомо. Действительно сегодня в науке остро стоит вопрос объяснения понятий, слово для людей теряет смысл, слово одно, а содержаний в нем может быть несколько. Отсюда и неразбериха, которая я думаю, весьма удобна для части нашего общества. В мутной воде легче скрыть недостатки и даже более того… история тому пример.
Поворот к ученику осуществлялся медленно, многоступенчато и с большими перекосами. Личностно-ориентированное обучение принесло свои плоды, да только не те которые мы хотели, трудно традиционной школе, было, перестроится от системы знания к развитию ученика, однако сегодня это постепенно утверждается.
Согласна, что система ЕГЭ противоречит всем личностно-ориентированным и человекосообразным педагогическим системам, заявка или как мы говорим социальный заказ здесь проявляется со всей своей очевидностью.
Декларируется в образовании много разных направлений и все время нас реформируют, 2010 год объявлен годом учителя, и понятно не зря. Новые стандарты, новые идеи, да только как новое вино да в старые меха. Проблема еще на несколько десятилетий. Однако те направления которые разрабатывает ваша школа, я думаю – это то, что будет востребовано в самое ближайшее будущее, стандарты второго поколения – это наглядный тому пример.
Человекосообразное образование вы понимаете, как глубинный процесс, где ученик сам определяет свою образовательную среду, а обучение включающий весь спектр человеческих взаимоотношений, то есть, так как воспитывали в древности, я имею ввиду форму, не содержание, уже не всестороннее, внешнее, а конкретное, где обучение только часть общего целого существующего единого. Тогда непонятно какая цель образования станет общей. То есть стратегия обучения, как в эвристическом задании открытая, для каждого ученика своя?
Вы пишите, что личностно-ориентированное обучение имеет два подтипа, или два варианта воплощения – формирующее и выращивающее. Таким образом, получается, что оба типа – это коррекция личности, если грубо в интересах социального или иного заказа, та самая социализация и адаптация, которая является краеугольным камнем личностно-ориентированного образования отрицается принципиально.
Как то всегда думала, что это, наверное, хорошо. Вы сейчас всколыхнули мои давние, еще институтские сомнения, что лучше интегрированный в общество человек, удобный и счастливый, или страдающая творческая личность, которую все не понимают и которая востребована, только в кардинальные моменты. Я всегда задаю себе вопрос, чего я бы хотела для своих детей, и почему-то отвечаю, первое.
Следовательно, человекосообразное образование – это образование, которое принципиально отказывается от социализации, и главным критерием определяет духовную комфортность человека, соответствие его врожденной миссии на ЗЕМЛЕ. Это меняет главное – роль учителя в образовательном процессе, и саму систему образования.
В принципе вы абсолютно правы, все учащиеся в школе условно поделены на две группы, одни – интегрированы в учебный процесс, другие нет. И эти вторые все время с ним борются, где успешнее, где нет, и тем самым происходит естественный отбор, выживают сильнейшие, поэтому я думаю наша система уникальная, поэтому у нас такой высокий уровень творческого потенциала. Что и говорить воистину нет худа без добра.
Теперь мне абсолютно понятен вопрос как измерить то, что невозможно, как писал К.Д. Ушинский определить. Стремления человека, лежат вне его сознания. Но надо попробовать, ведь в записках к третьему тому Педагогической антропологии, К.Д. пытался найти именно эти категории. Он выделил такой фактор, как чувство удовлетворенности, это не дословно, в моей интерпретации.
Я думаю, что это может быть и уровень успешности, я имею ввиду общий, уровень тревожности, комфортности, но это все нужно разделить по направлениям, систематизировать и основой все таки должна быть психология.
Но поскольку вопрос конкретный попытаюсь ответить как можно более конкретно, при всей скудости информации. Хотя «Современная дидактика» и дает определенные направления мысли.
1. Философские принципы:
Учащийся – это человек, и он все делает так, как понимает он сам, он творец всего образовательного пространства, и в наш информационный век – это уже реальность;
Человек всю жизнь учится, он присваивает, те догмы и правила, которые ему подходят и отвергает то, что ему не подходит, и каждый день решает массу новых жизненных задач, ситуаций, и помочь ему можно только если он сам захочет;
Творчество – это управляемый процесс, ему можно научиться как определенной системе, любой талант без системы и работы над ним гибнет;
Содержание образования должно быть целенаправленно вперед, быть опережающим время, и оно не главное, главное человек и его содержание образования.
Это задание из учебника, так как я понимаю.
2. Параметры человекосообразного образования:
Здоровье и физическое и психическое;
Грамотность филологическая, культурная, интеллектуальная, экономическая, политико-правовая и социальная;
Успешность в том направлении, которое приоритетно для ученика и осознание это учеником;
Гражданское сознание и патриотизм;
Нравственная культура и толерантность.
Этот набор конечно можно продолжить, но я думаю, что если ученик будет здоров и ему будет комфортно в школе, если он успешен и понимает, как пользоваться благами демократии, если он не только любит свою Родину, но и готов за неё постоять, великолепно общается с друзьями, готов помочь не только ближнему, но и дальнему, то миссия учителя и классного руководителя выполняется.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 76
Info: преподаватель физики
Откуда: Россия, Иркутск
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.09 00:52. Заголовок: А.В.Хуторской пишет:..


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Возможно ли введение в систему образования некоего параметра, аналогичного Индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП)?


На мой взгляд, определить индекс заложенного в человеке потенциала не возможно. Это, как определение кинетической энергии у каждой молекулы, в отдельности, определённого газа. Для всего газа можно расчитать, а для отделой молекулы Для всего государства расчитывается исходя из средних параметров!
Человеческий потенциал носит вероятностный характер. Потенциал человека зависит от многих факторов и обстоятельств возникающих в каждый момент его жизни.

Жизнь учит только тех, кто её изучает”. (В. Ключевский). С уважением Олеся Александровна!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 154
Откуда: Россия, Владивосток
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.09 23:55. Заголовок: Спасибо, Андрей Викт..


Спасибо, Андрей Викторович!
Действительно, это будет очень интересное исследование. Привлекает в первую очередь своей необычностью, новизной.
Вы пишете в статье: "...В зависимости от ответа на вопрос «что есть человек» устанавливается и реализуется та или иная система его образования". По - моему, с этого нужно начать работу - определить для себя понятия "человек", "человеко-сообразность образования", далее в процессе исследования обязательно обнаружатся параметры, при помощи которых можно будет выразить индекс человеко-сообразности образования.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 10
Откуда: Россия, Йошкар - Ола, п.Медведево
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.09 01:38. Заголовок: Уважаемые коллеги, В..


Уважаемые коллеги, Вы подняли очень важные вопросы современного образования. Я уже давно переживаю за то, что наши ученики больше развиваются логически, а вот сферу эмоциональную во многом мы, уважаемые коллеги, упускаем из виду. Что происходит? Мы воспитываем жестоких, но умных, а это очень опасно. Соотношение логических предметов должно, хотя бы примерно, соответствовать тем, которые развивают чувства. А у нас происходит всё иначе. Если посчитать разницу в часах, то мы получим ужасную картину.
Не случайно наши психологи говорят нам, что у наших детей сострадание на низком уровне и т.д.
Если говорить образно, то мы растим птиц с одним крылом, с одним - они взлетят невысоко.

С уважением,
Лилия
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 70
Info: преподаватель физики
Откуда: Россия, Иркутск
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.09 04:06. Заголовок: Уважаемый Андрей Вик..


Уважаемый Андрей Викторович, в статье вы пишите, что
Парадигма «быть» в образовании имеет противоположный смысл. Быть, значит бытийствовать и действовать, не дожидаясь, когда знания или другие атрибуты образования тебе передадут.
На мой взгляд, действие или получение знаний от действий (размышлений) может привести к получению не научных знаний. Новое знание может появиться в результате осмысления полученных знаний. Если таковых знаний не было получено, что тогда???? К примеру, если школьнику не дать знания о законе всемирного тяготения, знания о движении планет у него могут возникнуть от ощущений и чувств (всем миром управляет Бог!!!)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 441
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.09 07:21. Заголовок: Tatarnikova_O_A пише..


Tatarnikova_O_A пишет:

 цитата:
К примеру, если школьнику не дать знания о законе всемирного тяготения, знания о движении планет у него могут возникнуть от ощущений и чувств (всем миром управляет Бог!!!)


А это так и есть! Всем миром управляет Бог. Именно так считал И.Ньютон - автор закона всемирнорго тяготения.
P.S. Кстати, а вы знаете, что сам Ньютон считал своим главным произведением жизни совесем не закон всемирного тяготения или другие законы, носящие сегодня его имя, а книгу "Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна"?

Ищи в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 75
Info: преподаватель физики
Откуда: Россия, Иркутск
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.09 23:45. Заголовок: Аважаемый Андрей Вик..


Уважаемый Андрей Викторович, не могли бы вы дать ссылку на информацию:
А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Всем миром управляет Бог. Именно так считал И.Ньютон




Жизнь учит только тех, кто её изучает”. (В. Ключевский). С уважением Олеся Александровна!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 444
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.09 03:30. Заголовок: Tatarnikova_O_A пише..


Tatarnikova_O_A пишет:

 цитата:
Уважаемый Андрей Викторович, не могли бы вы дать ссылку на информацию:
А.В.Хуторской пишет:

цитата:
Всем миром управляет Бог. Именно так считал И.Ньютон



Например, вот эти слова Ньютона: «Пространство есть эманативный эффект изначально существующей сущности (т.е. Бога), ибо если дана некоторая сущность, то тем самым дано и пространство. То же самое можно сказать и о длительности. Оба они, пространство и время, являются некоторыми эффектами, или атрибутами, посредством которых устанавливается количество существования любого индивидуума (сущности), принимая во внимание величину его присутствия и его постоянства в бытии. Таким образом, количество существования Бога с точки зрения длительности является вечным, а с точки зрения пространства, в котором оно наличествует (актуально), бесконечным» [A. R. Hall, Boas M. Hall, Unpublished Scientific Papers of Isaac Newton. A Selection from the Portsmouth Collection in the University Lidrary Cambridge. England, Camdridge University Press, 1962, p. 103.)

Вообще существует достаточное количество работ, посвященных теологическим взглядам Ньютона, если вам интересно, познакомьтесь с ними самостоятельно.

Ищи в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 71
Info: преподаватель физики
Откуда: Россия, Иркутск
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.09 04:10. Заголовок: Уважаемый Андрей Вик..


Уважаемый Андрей Викторович, в статье вы пишите, что образ человека в человеко-сообразном образовании зависит от выбранных философских оснований. То есть, образ будет подчинен каким-либо философским взглядам. Возможна ли такая ситуация, что образ человека будет таковым, что наука в последствии вступит в уже пройденный период развития, на пример будут преобладать эмпирические знания.
Каким образом должны отбираться философские основания?
Возможно ли изменение философских оснований в процессе обучения? Может ли это изменить миссию человека в процессе его жизни?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 442
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.09 07:24. Заголовок: Tatarnikova_O_A пише..


Tatarnikova_O_A пишет:

 цитата:
Каким образом должны отбираться философские основания?


Вопрос ключевой. Я думаю, чтокаждый челоек отвечает на него по-своему.
Tatarnikova_O_A пишет:

 цитата:
Возможно ли изменение философских оснований в процессе обучения?


Возможно.
Tatarnikova_O_A пишет:

 цитата:
Может ли это изменить миссию человека в процессе его жизни?


Может.



Ищи в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 18
Откуда: Россия, Череповец
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.09 01:30. Заголовок: Уважаемый Андрей Вик..


Уважаемый Андрей Викторович! В указанной Вами статье Вы отдаёте предпочтение человеко-сообразному образованию, одним из ключевых понятий которого являются:
Человек, потенциал человека, миссия человека .
Я учитель-практик. Давайте отойдём от науки к реальной жизни. Допустим, все мы дружно начинаем воплощать в жизнь человеко-сообразное образование. Увидели в ученике заложенный в нём потенциал, раскрыли его, создаём все условия для развития его природных способностей. Даже миссию свою он осознал будучи в стенах школы. И с осознанием своей миссии вошёл в жизнь. А что дальше? Коммуникативные навыки не сформированы, ведь это компетенция личностно-ориентированного образования. А мы, простите, этим не занимались, ведь для школы главным было, что бы ученик миссию свою осознал! И не умеет этот человек построить отношения с окружающими. И не только своим начальником. Он не умеет построить отношения с друзьями, в семье. Этот человек будет одинок, несчастен, в конце-концов он будет зол на весь мир, который не понимает его миссии.
Я не противник человеко-сообразного образования, но считаю, что оно должно идти рука об руку с личностно-ориентированным образованием. Только тогда мы воспитаем гармоничную личность.

Гусева Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 46 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  11 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет