On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
Руководитель Научной школы




Пост N: 362
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.07.08 02:02. Заголовок: Что такое человекосообразность образования?


Основная цель исследований Научной школы – проектирование и реализация человекосообразного типа образования.

Эта задача выражается в трёх главных исследовательских задачах:

1. Выявить потенциал человека, который может быть реализован с помощью образования.
Данная задача порождает ряд исследовательских вопросов, например:

• Что такое потенциал человека? Нужна дефиниция этого понятия, обоснование его содержания.
• Каков состав потенциала человека? Относительно каких критериев формулировать содержание этого потенциала? Например, должны ли сюда входить такие человеческие способности, как чтение мыслей на расстоянии, телепортация, интуитивное познание мира? Т.е. что именно должно быть раскрыто в человеке или человеком в процессе его образования?
• Каким должно быть образование человека, чтобы реализовывались заложенные (скрытые) возможности человека? Что означает человекосообразность образования? В чём его сходства и отличия от природосообразного культуросообразного образования, от свободного развития, личностно-ориентированного образования?

2. Определить особенности жизни человека в современном обществе и обеспечить адекватную реализацию этих особенностей с помощью образования.

Речь идёт о том, что человек, каким бы потенциалом он не обладал, живёт «здесь и сейчас», т.е. вынужден адаптироваться к окружающей среде во всех её формах: культурных, семейных, производственных, природных, технических и т.п. Человек не может и не должен быть «социальным инвалидом», поэтому при наличии самых различных потенциальных качеств, он взаимодействует именно в том мире, какой есть. Отсюда следует прежде всего компетентностный подход к образованию.

3. Определить миссию человека в мире, во времени и пространстве, в культуре, а также выявить роль образования для осуществления этой миссии.

Миссия человека – есть то, что следует из смысла его существования. Понятие «миссии человека» (миссии ученика) в педагогике, дидактике и методике сегодня практически не исследовано. Между тем, именно на основе миссии человека возможно формулирование целей его образования.

Указанная задача предполагает постановку исследовательских вопросов, например:

• Что такое миссия человека? Есть ли у неё специфика для человека как ученика?
• Кем (чем) задаётся миссия человека? Какова роль религиозных конфессий, государства, семьи? Какова роль самого человека в её определении?
• Как миссия соотносится с процессом её достижения? С образовательным процессом?
• Существуют ли общая и индивидуальная составляющая миссии человека?

Под человекосообразностью образования мы понимаем ориентацию на эти три задачи.

Приглашаю обсудить эти исходные задачи.

Ищи в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 19 [только новые]





Пост N: 1
Откуда: Беларусь, Мозырь
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.11.10 19:20. Заголовок: Уважаемый коллеги? Н..


Уважаемый коллеги? Не кажется ли вам, что принцип природосообразности включает в себя принцип человекосообразности? Исхожу из рассуждений о природе, которая выступает в двух значениях: сущее (живая, неживая природа, космос и т.д.) и сущность сущего (внутренний смысл, миссия). В качестве сущего в Античности выступал космос, соответственно, центрация на нем (космоцентризм), соответствие ему (макрокосмос-микрокосмос) составляет содержание принципа природосообразности. Далее Средневековье, где природосообразность - это, по сути, богосообразность. Возрождение в качестве высшей ценности выдвигает человека (антропоцентризм), чем это не природосообразность как человекосообразность? и т.д. Более того, на мой взгляд, выделение человека из природы в контексте глобальных природных катаклизм и в условиях обострения инстинкта самосохранения это очередной тупик. Приоритетами должны стать коэволюция, единство, целостность с окружающим миром, а научные поиски должны осуществляться не вокруг рождения новых богов, а вокруг включения человека как целостного существа в контекст природы, так как лишь согласованности и сообразности с природой уже мало.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.08.08 04:44. Заголовок: К п.2. На мой взгл..


К п.2. На мой взгляд, собенность жизни человека в современном обществе помог бы определить термин "тектура". В условиях происходящего «информационного взрыва» наблюдается закономерный процесс перерождения культуры в «тектуру». «Тектура» – гибрид смыслов «техника» и «культура». Это «культура» искусственного мира. По словам философа и культуролога В.А.Кутырева: «Если из культуры уходят чувства, дух, душа и она опирается на разум, рассудок, интеллект, она является тектурой». Задача образования - противостоять этому процессу, или хотя бы тормозить это перерождение.

valyaramz Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 13
Откуда: Россия, Белово
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.08 21:20. Заголовок: А.В.Хуторской пишет:..


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Каким должно быть образование человека, чтобы реализовывались заложенные (скрытые) возможности человека?


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Речь идёт о том, что человек, каким бы потенциалом он не обладал, живёт «здесь и сейчас», т.е. вынужден адаптироваться к окружающей среде во всех её формах:


Т. е. образование должно реализовывать именно те возможности человека, которые будут ему необходимы для адаптации к его окружающей среде, к тому обществу, где он живёт. А на протяжение последних 20 лет у нас такие изменения с обществом происходят, что образование, как наиболее консервативная государственная система, ничего не успевает. Наверное, нужен какой - то прогноз: каким будет наше общество через 10 лет? И изменится ли миссия человека этого нового общества? Но для этого надо знать особенности миссии человека сейчас...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 5
Откуда: Россия, Ижевск
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.09 01:02. Заголовок: Мне кажется, что мис..


Мне кажется, что миссия человека - это его предназначение на Земле. Каждый должен что-то сделать для своего государства, для человечества. Это "что-то" он должен выбрать сам по своему наитию. Но чтобы справиться с этой задачей, он обязан учится. Учить его будет сама жизнь через реакцию на его поступки, действия, события. Всю жизнь человек как ученик сдаёт экзамен перед родителями, детьми, сослуживцами, соседями и т.д. Идею "жизнь - это постоянное обучение" можно донести до ребёнка.



мила Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 17
Info: учитель изобразительного искусства
Откуда: Россия, п.Уренгой
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.09 07:52. Заголовок: А.В.Хуторской пишет:..


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
• Что такое миссия человека? Есть ли у неё специфика для человека как ученика?



На мой взгляд, в том мире, в котором сейчас живет человечество, (даже как то жутковато произносить это словосочетание) но тем не менее, видимо ввиду современных информационных технологий,-он кажется нам ,то ли перерождающимся в силу "очищения" планеты самой себя, то ли "строящимся"и развивающимся в геометрической прогрессии в силу роста человека интеллектуального и разумного. Миссия человека в таких условиях заключается не в выживании сильнейшего,-а в том, что выживает приспособленный. Чтобы реализовывать свою первую человеческую миссию, как жителя планеты и обеспечения себя социальным "багажом" необходимым для "хотя бы существования",- поэтому,я считаю, для человека,как человека-ученика,необходимо постоянно находиться и "вертеться" в процессе образования,учения,чтобы реализовать себя достойно как личность в социуме. С детства нам говорят:-"Ты должен стать человеком!"

Тишкина Татьяна Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 52
Откуда: РФ, Благовещенск
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.09 23:43. Заголовок: Выявить потенциал че..


Выявить потенциал человека, это все равно, что познать Бога. В этом отношении я агностик, я думаю, что человек непознаваем в принципе.
А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
• Существуют ли общая и индивидуальная составляющая миссии человека?


Вопрос миссии человека на земле – самый философский вопрос и каждый человек отвечает на него сам и для себя, и универсалий здесь не может быть. Вот и в проекте Стандарта "Миссия" - опять понятие которое пытаются перефразировать к целям образования.
Люди разные - есть прагматики, есть альтруисты, пацифисты. Как то они сформировались и без образования, а иногда и вопреки.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 43
Info: Позитив:)
Откуда: Россия, Шелехов
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 00:00. Заголовок: Человекосообразность..


Человекосообразность предполагает создание условий для становления специфических путей саморазвития учащегося с учётом его личных целей, потребностей, особенностей окружающей среды, а также стимулирование накопления максимально развитого "арсенала" средств адаптации через самообучение и самовоспитание.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 95
Info: преподаватель физики
Откуда: Россия, Иркутск
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.09 20:47. Заголовок: Архипова Т.А. пишет:..


Архипова Т.А. пишет:

 цитата:
Человекосообразность предполагает создание условий для становления специфических путей саморазвития учащегося с учётом его личных целей, потребностей, особенностей окружающей среды


Уважаемые коллеги, у меня возник вопрос?
Человекосообразное образование подразумевает самостоятельно определять свою миссию, цель и смысл жизни?
Каким образом учащийся сможет правильно для себя посавить цель и определить свою миссию, без определённой базы знаний, личного мировоззрения?

Жизнь учит только тех, кто её изучает”. (В. Ключевский). С уважением Олеся Александровна!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 66
Откуда: РФ, Благовещенск
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.09 23:12. Заголовок: Tatarnikova_O_A пише..


Tatarnikova_O_A пишет:

 цитата:
Каким образом учащийся сможет правильно для себя посавить цель и определить свою миссию, без определённой базы знаний, личного мировоззрения?


Tatarnikova_O_A пишет:
Олеся Александровна здравствуйте. Вы в тупик поставили своим вопросом. А действительно как?
Попробую порассуждать исходя из своего опыта. Цель всегда направлена на определенный результат, рождается в результате опыта, всегда имеет под собой основу каких-то знаний о предмете своей цели, привлекательна и личностно-ориентирована. Для рождения цели достаточно небольшого толчка стимула, ситуации.
Миссия – это предназначение, стремление к конкретной цели через свои возможности и даже сверх того. Деятельность. Значит, она может быть внешней по отношению к человеку или внутренним стремлением. Можно её рассматривать как механизм реализации цели в какой-то степени. Давайте порассуждаем


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 62
Info: Позитив:)
Откуда: Россия, Шелехов
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.09 23:48. Заголовок: Коллеги, доброго вре..


Коллеги, доброго времени!
Прелесть человекосообразного обучения в том и состоит, что ребёнок обращается к ЛИЧНОМУ опыту и ЛИЧНОЙ образовательной базе при определении цели, объёма материала и путей достижения поставленной цели.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 97
Info: преподаватель физики
Откуда: Россия, Иркутск
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.09 10:23. Заголовок: Архипова Т.А. пишет:..


Архипова Т.А. пишет:

 цитата:
обращается к ЛИЧНОМУ опыту и ЛИЧНОЙ образовательной


Каким образом "личный опыт" первоклассника может позволить ему правильно для себя определить свою цель образования? На мой взгляд, в данном возрасте ребёнок ещё не способен дать осознанный ответ на вопрос "зачем ты получаешь образование?" Он может дать ответ, но он будет основываться на прочитанных им или в присутствии его книг, рассказов, мультфильмов и т.п.. А это не его личное мнение
Может ли первоклассник осознанно ответить на вопрос "Зачем ты живёшь?"?


Жизнь учит только тех, кто её изучает”. (В. Ключевский). С уважением Олеся Александровна!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 454
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.09 10:40. Заголовок: Tatarnikova_O_A пише..


Tatarnikova_O_A пишет:

 цитата:
Может ли первоклассник осознанно ответить на вопрос "Зачем ты живёшь?"?


А вы спросите. У нескольких первоклассников. Потом проанализируйте и изложите здесь результаты. Тогда и обсудим.

Ищи в себе лучшее! Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 237
Откуда: Россия, Владивосток
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.09 15:56. Заголовок: Татарникова О.А. пиш..


Татарникова О.А. пишет:

 цитата:
Каким образом "личный опыт" первоклассника может позволить ему правильно для себя определить свою цель образования? На мой взгляд, в данном возрасте ребёнок ещё не способен дать осознанный ответ на вопрос "зачем ты получаешь образование?" Он может дать ответ, но он будет основываться на прочитанных им или в присутствии его книг, рассказов, мультфильмов и т.п.. А это не его личное мнение
Может ли первоклассник осознанно ответить на вопрос "Зачем ты живёшь?"?


Работая с первоклассниками на протяжении нескольких лет, могу ответить утвердительно. Первоклассники действительно отвечают на подобные вопросы. Самое интересное при этом то, что дети еще не знают, а значит, не могут повторить стандартных общепринятых ответов. Для взрослых практически каждое изречение - открытие, которое может послужить поводом для размышлений.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 115
Откуда: РФ, Благовещенск
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.09 21:51. Заголовок: Человекосообразное о..


Человекосообразное обучение - это соответствование идеальному образу имя которому человек. Это я так выделила для себя понятие.
Миссия школы - способствовать становлению идельного человека. И здесь полная творческая свобода, поскольку в природе все подобно и нет ничего одинакового, надо просто стремиться быть человеком самому и воспитывать человека в учениках.
В нашем мире стремительно меняется все, и чтобы успевать нужно бежать, как Алисе советовала королева в сказке Кэролла, но человеческие вопросы и проблемы вечны.
Меня очень привлекакет идея человекосообразного обучения, именно свободой творчества каждого ученика, создать эти условия нужно очень постараться.
Миссия человека в наш век потребительской культуры - сохранить человеческое состояние, не стать рабом массового сознания. И видеале стать идеальным по 10 заповедям.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 90
Info: Позитив:)
Откуда: Россия, Шелехов
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.09 22:54. Заголовок: ИДЕАЛЬНЫЙ. 1. Являющ..


ИДЕАЛЬНЫЙ. 1. Являющийся идеей (филос., книжн.). И. тип. Идеальное бытие у Платона. 2. Возвышенный, неземной (книжн. устар., теперь ирон.). Идеальная любовь. Он рук в грязи житейской не марал, он для того был слишком идеален. Нкрсв. 3. Очень хороший, превосходный, отличный (разг.). И. работник. Идеальные квартирные условия. Идеальная погода.
Интересно, коллеги, что же тогда понимать под "идеальным образом человека"?
Какими шкалами можно измерить "идеальность"? И чем должен отличаться Homo idealis?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 61
Откуда: Россия, Зеленогорск
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.11 01:36. Заголовок: А.В.Хуторской пише..




А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
человек, каким бы потенциалом он не обладал, живёт «здесь и сейчас», т.е. вынужден адаптироваться к окружающей среде во всех её формах: культурных, семейных, производственных, природных, технических и т.п.


Сижу на этой странице целый час и пытаюсь оформить мысль... Но ведь не на все компетентности существует запрос... Если семейная или родительская компетентность не развивается в школе и ВУЗе, а наш ученик живет себе в среде и создает семью, не владея компетентностями, прогноз неблагоприятный. В среднем, по-прежнему, число браков равно числу разводов (у нас, по крайней мере). Не развивая столь важную компетентность, выполняет ли школа свою миссию?
Ведь потом все по кругу: некомпетентные родители, компетентностный подход по отношению к их ребенку... а если по-другому...
Компетентные родители - это сила! И для школы решилось бы множество воспитательных задач. Может, стоило бы одной из ключевых компетентностей в школе обозначить родительскую?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 633
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.11 04:47. Заголовок: Матвейчук Н.Н. пишет..


Матвейчук Н.Н. пишет:

 цитата:
Может, стоило бы одной из ключевых компетентностей в школе обозначить родительскую?



Разумеется, если исходить из принципа человекосообразности, то в числе компетенций любого нормального человека - как продолжателя рода - должна быть одной из ключевых - компетенция родителя.

Отсутствие в школе даже намёков на эту компетенцию - не единственный ОЧЕВИДНЫЙ недостаток существующей системы образования и её стандартов.

Ищи в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2
Откуда: Россия, Нефтеюганск
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.11 01:28. Заголовок: Добрый день. Конечн..


Добрый день. Конечно, чем дальше идёт общество в своём развитии, тем больше понимание необходимости соблюдения золотого правила нравственности. Думаю, каждый хочет быть уверенным в завтрашнем дне... А чтобы этого достичь необходимо элементарное воспитание подрастающего поколения. В семье оно будет закладываться, культивироваться ли будет школой... не это главное. А главное чтобы воспитывая, образовывая были золожены гуманистические принципы жизни в обществе. Для меня важно, чтобы мои ученики не подставили друг другу подножку в прямом и переносном смысле, перевели стариков на другую сторону дороги...и тогда образование достигнет своей цели-воспитает человека живущего по человеческим законам!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 664
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.02.12 07:50. Заголовок: Осмоловская И. М. пи..


Осмоловская И. М. пишет:

 цитата:
Уважаемый Андрей Викторович! Вы пишете, что главная задача образования - выявить, раскрыть и реализовать заложенный в человеке потенциал. Полностью согласна. Но возникает вопрос: а как проверить, решена ли поставленная задача?



Как проверить, решена ли поставленная задача? Для этого, на мой взгляд, нужно:
1) разбить задачу на 3 части: главная задача образования - выявить, раскрыть и реализовать заложенный в человеке потенциал.
2) для каждой части (выявить, раскрыть и реализовать) определить содержание потенциала человека, которое диагностируется;
3) определить систему измерителей для каждой задачи;
4) применить измерители на разных этапах образования;
5) сделать выводы о степени решения каждой подзадачи и цели образования в целом.



Ищи в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  11 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет