On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Представитель Научной школы




Пост N: 89
Info: позитивное
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 10:56. Заголовок: Личностно или Человеко?


Уважаемые коллеги!
Личностно-ориентированное обучение в последние годы стремительно завоевывает образовательное пространство России. Основная цель исследований Научной школы А.В. Хуторского - проектирование и реализация человекосообразного типа образования. Синонимичны ли понятия «личностно-ориентированный» и «человекосообразный»? Сформулируйте своё понимание этих терминов и предложите этап целеполагания на личностно-ориентированном и человекосообразном уроках.

Двусмысленность – это богатство.
Борхес Х.Л.
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 62 , стр: 1 2 All [только новые]







Пост N: 24
Откуда: Россия, Стерлитамак
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.10 04:09. Заголовок: Личностно-ориентиров..


Личностно-ориентированное и человекосообразное обучение - разные понятия, не являются синонимами. Личность - понятие социальное, человек - понятие более широкое, в зависимости от контекста, может подчеркивать биологическое, культурологическое, социальное, галактическое в человеке. Человекосообразное обучение может вобрать в себя личностно-ориентированное, но не наоборот. Человекосообразность предполагает соответствие человеческой природе, образу человека. При реализации личностно-ориентированного обучения предполагается выявление и развитие индивидуальных способностей и склонностей учеников. В целеполагании учитель определяет создание ситуаций успеха, уверенности в себе, стремлении к самореализации, самоактуализации.

aif Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 21
Откуда: Россия, п. Эдучанка
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 14:25. Заголовок: Здравствуйте, коллег..


Здравствуйте, коллеги!
На мой взгляд, понятие "человекосообразный" намного шире понятия "личностно-ориентированный", и поэтому второе понятие является составляющей первого, так как само понятие "человек" шире понятия "личность". Когда школа опирается только на развитие личности, она напрочь отметает не менее важную составляющую жизни человека: его физическую оболочку, которая влияет на обучение тоже и не замечать, не опираться, не учитывать физические качества и состояние ребёнка при обучении невозможно.
К тому же зачастую в школе личностно-ориентированное обучение сводится к развитию психологических качеств личности (памяти, внимания и т.д.), необходимых для освоения знаний, получения информации ради информации, без учёта нравственных аспектов и принципов.
Вообще, само слово "человек" понятнее слова "личность".

Жизнь прекрасна Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 18:00. Заголовок: Здравствуйте, уважа..


Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я между понятиями "человекосообразный" и "личностно-ориентированный" ставлю знак равно.
Мне сейчас вспомнилась одна ЛЕГЕНДА, которая звучит так...
В одной притче рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадёжнее спрятать от человека его Самую Главную тайну? Но где это место? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут её. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец-то, решили: давайте спрячем Тайну внутри самих людей!!! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть.
Во многом боги оказались правы. Мы знаем о себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далёких светилах. В том числе и о своих возможностях, каковы они и где их предел. И вместе с тем боги ошиблись. Что бы ни изучал человек, какие бы далёкие и отвлеченные объекты ни выбрал для исследования, за этим всегда стоит жгучее любопытство по отношению к самому себе. Не потому ли нас интересуют Вселенная, природа, другие живые существа, законы логики и математики, что мы хотим понять своё место в нашем сложном мире, жаждем узнать, кто мы и зачем мы? Что я могу знать? Что я должен знать? Что я могу? На что могу надеяться? - эти вопросы составляют глубинную суть любого взгляда человека на мир.
Человек - самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своём развитии человечество все смелее заглядывает в себя - в поисках Самой Главной Тайны.
А открытие Тайны, по-моему, заключается в том, что человек не только должен быть развит интеллектуально, морально, но и физически. Постижение Тайны означает, что мы узнаём путь, по которому необходимо идти, что бы стать гармонично развитой личностью.!!!!!!
Учитель начальных классов Эпельдимова Наталья Ивановна, г.Новосибирск МОУ-гимназия №13

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 23
Откуда: Россия, п. Эдучанка
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 18:22. Заголовок: Natalya пишет: мы х..


Natalya пишет:

 цитата:
мы хотим понять своё место в нашем сложном мире, жаждем узнать, кто мы и зачем мы? Что я могу знать? Что я должен знать? Что я могу? На что могу надеяться? - эти вопросы составляют глубинную суть любого взгляда человека на мир.


Вот именно этим вопросам никогда не будет места на личностно-ориентированном уроке, потому что личностно-ориентированный урок ориентирован на особенности конкретной личности. Изучили, как развиты психические процессы у личности, её характер, особенности деятельности и восприятия и даём этой личности на неё ориентированное задание, объясняем так, как она лучше усвоит. При этом всем давно понятно, что в группе невозможно удержать внимание на всех и использовать все типы подачи матерала. Да и гармонично развитой личности при таком способе обучения не получится, потому что аудиал так и останется аудиалом, а визуал визуалом, ведь им не надо напрягаться, учитель уже напрягся, чтобы помочь им оставаться с их личностными особенностями.

Жизнь прекрасна Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 120
Откуда: Россия, Нефтекамск
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 21:28. Заголовок: Надежда Лимонникова ..


Надежда Лимонникова пишет:

 цитата:
ведь им не надо напрягаться, учитель уже напрягся, чтобы помочь им оставаться с их личностными особенностями.


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В данной цитате есть, по-моему, смысл. "Ориентация" деятельности учителя, его напряжение в поиске подходящих для конкретной личности средств и методов. И бездействие ученика. Недаром говорят о новом понимании личностно ориентированного обучения в документах по модернизации. Мы же это новое понимание определяем как "человекосообразное". Одним из человеческих "образов" является образ деятеля. В таком случае человекосообразным будет такое обучение, которое организует индивидуальную деятельность ученика, его учение.
А вы как думаете?
И что для этого нужно?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 27
Откуда: Россия, п. Эдучанка
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 22:42. Заголовок: Kuleshova G пишет: ..


Kuleshova G пишет:

 цитата:
В таком случае человекосообразным будет такое обучение, которое организует индивидуальную деятельность ученика, его учение.



Самое главное, что необходимо для организации человекосообразного обучения, - это учитель, который больше ощущает себя не в социально роли учителя, педагога, профессионала или взрослого, а считает, что он человек и пришёл передать свои человеческие знания и знания о человеке и мире другому человеку. Вообще, я думаю, что миссия каждого человека - развивать свой потенциал в сообществе других потенциалов, других людей. Вся жизнь, куда ни посмотришь, именно в этом и состоит.

Жизнь прекрасна Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.09 17:47. Заголовок: Уважаемые коллеги! М..


Уважаемые коллеги!
Мне кажется, что между личностно-ориентированным и человекосообразным обучением ставить "=" нельзя, а вот между личностно-развивающим и человекосообразным - можно вполне.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Пост N: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 20:48. Заголовок: Natalya пишет: А от..


Natalya пишет:

 цитата:
А открытие Тайны, по-моему, заключается в том, что человек не только должен быть развит интеллектуально, морально, но и физически.



На мой взгляд, вы сформулировали именно «человекосообразный» подход в образовании.
Личностно ориентированный подход не базируется на физических особенностях учащихся.
В этом одно из различий.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 00:38. Заголовок: Natalya пишет: Чело..


Natalya пишет:

 цитата:
Человек - самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своём развитии человечество все смелее заглядывает в себя - в поисках Самой Главной Тайны.


Здравствуйте, Наталья Ивановна! Очень красивая легенда. Спасибо, Вам за её освещение в форуме. С последним предложением я не согласна. Есть что-то такое, что не даёт нам узнать себя во всей "красе"!. Мне кажется, это один из законов природы, мы не должны знать всего. Конечно, очень жаль, что некоторые знания погибают вместе с человеком, но так задумано природой или мы сами виноваты в этом?
Хорошая тема для дискуссии с ребятами? А как Ваши ученики поняли эту легенду?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 22
Откуда: Россия, п. Эдучанка
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 18:04. Заголовок: В одном из словарей ..


В одном из словарей
Личность - социально и духовно развитый человек.
Человек - особый род сущего, высшая ступень живых ораганизмов на Земле; субъект социального процесса; творец культуры и исторического развития.
Исходя из этих понятий
личностно-ориентированный - направленный на социальное и духовное развитие человека. Личность приходит в школу, чтобы её развивали социально и духовно. Социально - знания и общение. Духовно - нормы поведения, нравственные принципы. При этом личность сама на свой процесс социально-духовного развития никак не влияет. Потребность самой личности в социально-духовном развитии не учитывается.
человекосообразный - сообразующийся с ролью человека как высшей ступенью живых организмов на Земле (физическое, природное) - это помогает понять человеку всю тяжесть ответственности, который возлагает на него природа, делая его венцом творения (тяжела ты, шапка Мономаха!); ребёнок пришёл в школу уже как равноправный субъект социального взаимодействия - его мнение должно быть интересно, его потребности на первом месте, но он в обществе, значит, должен уважать окружающих и их потребности, все равноправны (у учителя тоже свои потребности есть); ученик - творец своей жизни, в первую очередь, откуда в жизни появится смысл, если человек сам его не создаст.
Вот такие длинные определения. И я не могу поставить между ними знак равно.

Жизнь прекрасна Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 24
Откуда: Россия, п. Эдучанка
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 19:27. Заголовок: Этап целеполагания н..


Этап целеполагания на уроке. 5 класс. Тема: Поход Александра Македонского на Восток.
Личностно-ориентированный урок:
Цель: 1. изучить по карте направления и результаты походов Александра Македонского, ответить на вопросы: "Какую цель поставил перед собой Александр Македонский? Удалось ли ему достичь поставленной цели?"
2. воспитывать заинтересованное отношение к окружающим и их потребностям;
3. развивать умение самоисследования и навыки эффективного общения.

Человекосообразный урок:
Цель:
1. на примере Александра Македонского выяснить, какова роль постановки цели в жизни человека, как, поставленная человеком цель, может повлиять на самого человека, общество, историю, каковы последствия действий человека, почему не получается достичь желаемого?
2. учить определять свои потребности (Смогу ли я быть таким, как Александр Македонский? Нужно ли мне это? Почему он решил жить так, а не иначе? Что было препятствием на его пути? Верны ли его цели? От чего зависит достижение цели?)
3. формировать навык нормотворчества. (Сформулируйте нормы, которые смогут определить, достойную цель избрал человек или нет? Сравните события из жизни Александра Македонского. Нарушил ли он эти нормы?)


Жизнь прекрасна Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 21:03. Заголовок: Надежда Лимонникова ..


Надежда Лимонникова пишет:

 цитата:
2. учить определять свои потребности (Смогу ли я быть таким, как Александр Македонский? Нужно ли мне это? Почему он решил жить так, а не иначе? Что было препятствием на его пути? Верны ли его цели? От чего зависит достижение цели?)




Такой фрагмент на уроке, на мой взгляд, позволяет каждому ребенку встать на место «героя» т.е. понять соответствует ли ребенок этому «образу человека» с его личностными, физическими качествами. И очень важно дать понять ребенку- то что он непохож на «этот образ» не недостаток, а возможный вариант ( причем таких может быть до десятка в классе). И конечно же этот урок будет более интересен детям.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 20:39. Заголовок: Добрый день, коллеги..


Добрый день, коллеги!

Эти два понятия имеют много общего. На мой взгляд, это объясняется тем, что «личностно-ориентированный» подход – это одно из ответвлений «человекосообразного». Так же как и «человек» более емко, чем «личность».

Для понимания этих двух типов образования нужно отталкиваться от понятия «человек» и «личность»

Давай те обратимся к толковому словарю

Человек – 1) Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. Обладатель лучших интеллектуальных или моральных качеств.
Личность – 1) Совокупность свойств, присущих определенному человеку и составляющих его индивидуальность; отдельное человеческое "я". 2) а) Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения. 3) а) Человек как член общества


И еще один тезис в защиту того, что знак равно ставить нельзя

Человек – душа, тело, мысли (разум, знания, самоопределение и т.д)
Личность – душа, душевные качества, «культурность»

Очень часто при личностно-ориентированном подходе педагог опирается на склонности и интересы ученика и воспитывает культуру и средствами культуры, как представителя определенного общества


При человекосообразном образовании учитель ставит перед собой более высокие, глобальные цели – предоставление ребенку его индивидуальной траектории (согласно его психическим особенностям или врожденным физическим способностям), его реализация в определенной ситуации или даже выбор этой ситуации.

Таким образом, человекообразное образование поглощает личностно-ориентированное.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 25
Откуда: Россия, п. Эдучанка
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 21:13. Заголовок: natarom пишет: При ..


natarom пишет:

 цитата:
При человекосообразном образовании учитель ставит перед собой более высокие, глобальные цели – предоставление ребенку его индивидуальной траектории (согласно его психическим особенностям или врожденным физическим способностям), его реализация в определенной ситуации или даже выбор этой ситуации.

Таким образом, человекообразное образование поглощает личностно-ориентированное.



Совершенно с вами согласна.
Что самое интересное, при всём глобализме целей, их взрослости предположение о том, что ребёнок может в этом что-то не понять, разрушается. Все человеческие темы оказываются близкими для ребёнка и о них он может рассуждать так же глубоко, как и взрослые. Это ещё раз подтверждает, что обучать нужно человекосообразно.

Жизнь прекрасна Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 121
Откуда: Россия, Нефтекамск
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 21:37. Заголовок: natarom пишет: При ..


natarom пишет:

 цитата:
При человекосообразном образовании учитель ставит перед собой более высокие, глобальные цели – предоставление ребенку его индивидуальной траектории (согласно его психическим особенностям или врожденным физическим способностям), его реализация в определенной ситуации или даже выбор этой ситуации.


Внесу некоторые коррективы: предоставление возможности и создание условий для реализации каждым ребенком его образовательной траектории.
Мы исходим из того понимания, что индивидуальная образовательная траектория в потенциале есть у каждого человека. Реализуется ли она и действиетельно ли человекосообразна?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 26
Откуда: Россия, п. Эдучанка
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 21:51. Заголовок: На мой взгляд, даже ..


На мой взгляд, даже при обычном образовании сохраняется индивидуальная образовательная траектория. Ведь каждый ученик берёт только то, что необходимо ему в даный конкретный период его жизни. Учитель не может на это повлиять при обычном обучении, и может этому способствовать при человекосообразном обучении.
Наверное, это всё-таки природный закон. Закон собственного видения мира и, как следствие, индивидуальной образовательной траектории длиною в жизнь.

Жизнь прекрасна Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 22:23. Заголовок: Добрый день, коллеги..


Добрый день, коллеги.
Я считаю, что эти два понятия имеют много общего, одно вытекает из другого. "Личностно-ориентированное" обучение - это единый процесс развития индивидуальности личности, в котором личность становится субъектом собственного становления и развития. В основе "человекосообразного" образования лежит идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей. Следовательно, понятие "человекосообразного" образования поглощает "личностно-ориентированное" и знак равенства между ними ставить нельзя. У каждого человека есть своя система координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой жизненныйпуть.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 04:52. Заголовок: Наталья Гардт пишет:..


Наталья Гардт пишет:

 цитата:
"Личностно-ориентированное" обучение - это единый процесс развития индивидуальности личности, в котором личность становится субъектом собственного становления и развития. В основе "человекосообразного" образования лежит идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей.


Я с Вами соглашусь, у нас схожие взгляды на эти понятия. Единственное хотелось бы добавить, что помогая ребенку выявить и развить его возможности, надо помнить о быстро изменчивом мире и адаптации ребенка в нем.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 05:30. Заголовок: Наверное, я с Вами с..


Наверное, я с Вами соглашусь, ведь в процессе образования действительно раскрывается человек и его неисчерпаемые возможности, и наша с вами задача всячески способствовать этому раскрытию путем классных и внеурочных занятий, манерой общения с детьми, их родителями и друзьями. Мне видится "человекосообразное" образование гуманным и очень востребованным средством современного образования. И это понятие, конечно шире понятия "личностно-ориентированное" обучение. Спасибо.





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 22:27. Заголовок: Надежда Лимонникова ..


Надежда Лимонникова пишет:

 цитата:
На мой взгляд, даже при обычном образовании сохраняется индивидуальная образовательная траектория. Ведь каждый ученик берёт только то, что необходимо ему в даный конкретный период его жизни. Учитель не может на это повлиять при обычном обучении, и может этому способствовать при человекосообразном обучении.


Я думаю, что понятия «личностно-ориентированный» и «человекосообразный» это синонимы, так как каждый человек это личность, человек – индивид, личность- индивид, ориентирование – это нахождение места в пространстве, сообраз- сбор информации в определенном месте. «Личностно-ориентированный» и «человекосообразный» урок это ориентация на развитие индивидуальной личности в плане творчества, креативности, самовыражения.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2
Info: Зри в корень!
Откуда: Россия, Энгельс Саратовской области
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 04:51. Заголовок: зив пишет: Я думаю,..


зив пишет:

 цитата:
Я думаю, что понятия «личностно-ориентированный» и «человекосообразный» это синонимы, так как каждый человек это личность, человек – индивид, личность- индивид



С Вами не согласны классики педагогики. И я не могу согласиться.

"Человек-индивид представляет (условно) совокупность физического и психического содержания".
"Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

- совокупность социально значимых свойств человека;

- система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; -система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;

- осознание окружающего мира и себя в нем;

- система потребностей;

- совокупность способностей, творческих возможностей; -совокупность реакций на внешние условия и т. д."

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
click here

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 22:41. Заголовок: Урок английского язы..


Урок английского языка, 5 класс
Тема: Домашние животные, питомцы.


Личностно-ориентированный:

1. Научить читать текст и формулировать главную идею.
Прочитать текст и предложить свои варианты названий к нему.
2.Ответить на вопросы: какие чувства испытывает персонаж текста? Хорошо ли он поступил? Почему он любит домашнее животное?
3. Научить выражать свои мысли.
Какой фрагмент текста тебе больше всего понравился, перескажи его.


Человекосообразный:

1. Научить читать текст и формулировать главную идею.
Прочитать текст и выбрать из предложенных вариантов, наиболее подходящее название.

2. Ответить на вопросы: как бы ты поступил на месте персонажа? Почему он так поступил?

3. Научить выражать свои мысли. Каких домашних животных ты знаешь? Расскажи о своем питомце. Почему ты его любишь?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 28
Откуда: Россия, п. Эдучанка
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 22:46. Заголовок: По-моему, из такой ф..


По-моему, из такой формулировки целей трудно понять, чем отличается личностно-ориентированное обучение от человекосообразного.

Жизнь прекрасна Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 04:30. Заголовок: Мне кажется не совсе..


Мне кажется не совсем оправданным постановка вопроса. В первом случае "Как бы ты поступил не его месте?" -Разве это не было бы логичным в первом случае? Спасибо.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.09 22:46. Заголовок: Одинец К.А. пишет: ..


Одинец К.А. пишет:

 цитата:
Синонимичны ли понятия «личностно-ориентированный» и «человекосообразный»?


Уважаемая Одинец К. А.! Спасибо за вопрос, который заставил работать "серое вещество"! Если не задумываться, то кажется, что это одно и тоже. А как задумаешься... Я думаю, что человекосообразный урок подразумевает развитие не только способностей, но и возможностей каждого ребёнка, а для этого нужно их знать. Тем самым учителю необходимо самому обладать интуицией, тонко чувствовать ребёнка и ситуацию, иметь необходимые знания для прогнозирования и уметь их применить, не принося вреда ученику. Чтобы проводить человекосообразные уроки учителю, в первую очередь, необходимо самому всегда оставаться ЧЕЛОВЕКОМ!

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 00:24. Заголовок: Начнём с более узког..


Начнём с более узкого понятия - личности, но не менее важного. Личность - это индивидуальность, что-то особое, уникальное, неповторимое, имеющее своё лицо. Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие той самой индивидуальности, которая присуща каждому (только нужно её увидеть, разглядеть, развить и этому тоже нужно учить), обучение направленное на развитие личности каждого и любого ребёнка. Мне кажется, наиболее важно развивать в ребёнке понимание того, что он - личность, достойная уважения, понимания, любви, наконец (согласить, всем этого хочется). И личность, в первую очередь в ответе за себя: что я познал, правильно ли понял, как вёл себя в той или иной ситуации, какие выводы сделал?. Педагог при личностно-ориентированном обучении должен показать ребёнку ПУТЬ реализации своей личности, желательно успешной, принимаемой многими окружающими. При чём, хочется, что бы в конце жизни человек мог сказать: "Я прожил жизнь счастливо!" Просто сказать - педагог должен помочь каждому ребёнку вывести свою формулу счастья.
Понятие "человек" включает в себя больше значений. Что личность? Черты характера из которых вытекают поступки. а затем и жизненная траектория, порой непонятная многим и даже себе. Человек определяет, ищет своё место не только в обществе, но и в космосе. Кто из нас смотрел на небо и не задавался вопросами: Что Я? Для чего Я? Почему Я? Ура, это именно Я! Да, человек - это космос, вмещающий в себя очень многое, в том числе и личность. И порой личность играет роль солнца, луны, а то и чёрной дыры. Человек приходит в мир, чтобы определить, какое место в его понимании занимает Бог, природа, общество, культура, искусство, наука и т.д. Важно ли расставлять по степени важности эти понятия или принимать их как равноценные? Каждый из нас должен определить для себя, что для него важнее.
Человекосообразное обучение - это процесс обучения при котором человек, который обучает, развивает, воспитывает "соображает", как из личности получить НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА! Для этого и мыслить он должен глобально, а действовать локально (перефразирование известного экологического принципа).

Коллеги, как Вы думаете, способны ли мы Вами воспитать НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 02:27. Заголовок: Андреева Татьяна пиш..


Андреева Татьяна пишет:

 цитата:
Коллеги, как Вы думаете, способны ли мы Вами воспитать НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА?




А у меня сразу возник вопрос. А одинаково ли мы понимаем критерии настоящего человека.

Кто нам, педагогам, поможет в этом разобраться?

А если учитывать то, о чем сегодня говорим, сколько видов настоящего человека возможно,
со своими индивидуальными чертами положительными и отрицательными, со своими траекториями развития.
И каждый имеет право на существование.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 03:17. Заголовок: natarom пишет: Сино..


natarom пишет:

 цитата:
Синонимичны ли понятия «личностно-ориентированный» и «человекосообразный»?


Попробую и я порассуждать над этим вопросом. По-моему, в понятии "личностно-ориентированный" больше педагогики и психологии. Планируя урок в рамках личностно-ориентированного обучения, педагог опирается на уровень развития познавательных процессов, уровень обученности каждого ученика, т.е. ведет обучение в "зоне ближайшего развития". А вот рассуждая над понятием "человекосообразный", невольно вспоминаю слова А.П.Чехова " В человеке ВСЁ должно быть прекрасно..." Отсюда и "человекосообразный" урок, по-моему, должен решать еще и особую, нравственно-эстетическую задачу. Вот и получается, что первое понятие более узкое, а значит ставить их в один синонимический ряд нельзя.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 04:29. Заголовок: Марина ш пишет: сло..


Марина ш пишет:

 цитата:
слова А.П.Чехова " В человеке ВСЁ должно быть прекрасно..." Отсюда и "человекосообразный" урок, по-моему, должен решать еще и особую, нравственно-эстетическую задачу.


Но "личностно-ориентированный" урок тоже решает эту задачу! И различие заключается не в этом. В центре личностно-ориентированного обучения стоит ученик со своими личностными способностями, и процесс обучения строится в зависимости от возможности из запросов ребенка, его желаний. А в "человекосообразном" обучении ребенок развивается в социуме, вместе с быстро меняющемся миром.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 03:21. Заголовок: natarom пишет: Колл..


natarom пишет:

 цитата:
Коллеги, как Вы думаете, способны ли мы Вами воспитать НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА?


Человек воспитывается нашим примером. Вот и вся наука!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 03:45. Заголовок: Здравствуйте уважаем..


Здравствуйте уважаемые коллеги!
В моем понимании личностно-ориентированный тип образования предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности. А человекосообразный тип образования позволяет раскрыть потенциал учащихся, его творческую самореализацию, готовность адаптироваться в условиях меняющегося мира.
Исходя из этого, я не считаю, что данные понятия синонимичны, более того, они абсолютно разные.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1
Info: Зри в корень!
Откуда: Россия, Энгельс Саратовской области
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 03:58. Заголовок: «В человеке всё долж..


«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
А.П. Чехов.

1. Понятия «личностно-ориентированный» и «человеко-сообразный» не являются синонимами, так же как не являются синонимами понятия «личность» и «человек», «ориентированный» и «сообразный».
Когда мы говорим о личности, то на первый план выступают социально значимые (значимые для общества) качества, поэтому личностно-ориентированное обучение направленно на развитие ЗУНов и компетенций, которые на данном этапе считаются приоритетными для общества и позволят ученику в будущем легче в нём адаптироваться в профессиональном и социальном плане.
«Человек» – понятие более широкое, чем «личность». «Человеко-сообразный» – значит соответствующий своему внутреннему «Я» и собственному представлению об окружающим мире в целом. Учитель видит в ребенке человека и помогает ему осознать и развивать себя в физическом, духовном, интеллектуальном плане. Такое образование более прогрессивно как более гуманное.

2. Образец целеполагания на личностно – ориентированном уроке с использованием проектной методики:

  •  создание проблемной ситуации;
  •  постановка целей учителем совместно с учащимися;
  •  формирование групп по ключевым темам;
  •  сбор и обработка материала;
  •  оформление проектов;
  •  защита проектов;
  •  анализ и самоанализ результатов работы.

    Образец целеполагания на человекосообразном уроке:

  •  создание проблемной ситуации;
  •  постановка личных целей учащимися;
  •  самоопределение формы работы (групповая или индивидуальная);
  •  сбор и обработка материала;
  •  оформление образовательного продукта по собственному выбору: конспект, тезисы, реферат, доклад, тест, схема, презентация, фильм, макет;
  •  презентация готового образовательного продукта;
  •  рефлексия всех участников, в том числе учителя.



  • Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 1
    ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 04:25. Заголовок: Никифорова С.Ю. пише..


    Никифорова С.Ю. пишет:

     цитата:
    Я считаю, что эти два понятия имеют много общего, одно вытекает из другого. "Личностно-ориентированное" обучение - это единый процесс развития индивидуальности личности, в котором личность становится субъектом собственного становления и развития. В основе "человекосообразного" образования лежит идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей


    Наверное, я с Вами соглашусь, ведь в процессе образования действительно раскрывается человек и его неисчерпаемые возможности, и наша с вами задача всячески способствовать этому раскрытию путем классных и внеурочных занятий, манерой общения с детьми, их родителями и друзьями. Мне видится "человекосообразное" образование гуманным и очень востребованным средством современного образования. И это понятие, конечно шире понятия "личностно-ориентированное" обучение. Спасибо.


    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 3
    Info: Зри в корень!
    Откуда: Россия, Энгельс Саратовской области
    ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 05:07. Заголовок: юлия еременко пишет:..


    юлия еременко пишет:

     цитата:
    Никифорова С.Ю. пишет:
    Я считаю, что эти два понятия имеют много общего, одно вытекает из другого. "Личностно-ориентированное" обучение - это единый процесс развития индивидуальности личности, в котором личность становится субъектом собственного становления и развития. В основе "человекосообразного" образования лежит идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей



    Дорогая Юлия!
    Вы привели в качестве цитаты слова, не принадлежащие мне.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 5
    ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 05:28. Заголовок: Извините, это мой пе..


    Извините, это мой первый опыт работы в on-line

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 4
    ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 05:22. Заголовок: Никифорова С.Ю. пише..


    Никифорова С.Ю. пишет:

     цитата:
    Образец целеполагания на человекосообразном уроке:


     создание проблемной ситуации;

     постановка личных целей учащимися;

     самоопределение формы работы (групповая или индивидуальная);

     сбор и обработка материала;

     оформление образовательного продукта по собственному выбору: конспект, тезисы, реферат, доклад, тест, схема, презентация, фильм, макет;

     презентация готового образовательного продукта;

     рефлексия всех участников, в том числе учителя.


    Спасибо Вам! Мне близки ваше видение "человекосообразного" обучения. Особенно радуют пункты в целеполагании о рефлексии всех участников процесса ( это важно для детей, ведь они могут видеть и ошибки учителей) и о выборе собственного выбора образовательного продукта. Хотелось бы познакомиться с конкретным уроком или системой уроков по вашему предмету, где вы бы применили данное целеполагание. В любом случае спасибо.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 3
    ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 04:52. Заголовок: Я считаю понятие чел..


    Я считаю понятие человекосообразное образование более глобальным. Ведь кроме многочисленных компетенций, которые мы развиваем в процессе личностно-ориентированного обучения, здесь нужно помнить о тех других понятиях и навыках, которые отличают человека разумного и адекватного современным условиям любому другому живому существу.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 3
    ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 05:40. Заголовок: Пример целеполагания..


    Пример целеполагания на личностно-ориентированном и человекосообразном уроках.

    1. Тема урока: "Предмет, задачи и методы экологии. Уровни организации живого" Вводный урок в 9 классе.
    Личностно-ориентированное обучение: результат на выходе: каждый учащийся должен понимать, для чего лично ему нужно изучать науку - "экологию"
    Человекосообразное обучение: каждый учащийся должен выработать алгоритм применения полученных знаний, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим, ни природе.

    2. Тема урока: "Среды жизни. Приспособление организмов к условиям среды: понятие - адаптации"
    Личностно-ориентированное обучение: результат: умение определять среды жизни по их особенностям, какие условия комфортны для живых организмов.
    Человекосообразное обучение: умение создавать и поддерживать комфортные условия для всех живых организмов, живущих на планете.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 1
    ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 13:54. Заголовок: Здравствуйте, коллег..


    Здравствуйте, коллеги! Четвёртый год я работаю по УМК "Перспективная начальная школа" одной из главных целей, которого является личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт. Личностно-ориентированное обучение - это развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения и умения учиться, воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться, если создать для них необходимые условия.
    Человекосообразный - понятие, которое включает в себя те индивидуальные природные качества (физические, психические), которые заложены в каждом человеке с рождения. Приходя в школу, маленький ученик уже имеет свой жизненный опыт, опираясь на который педагог должен обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях организованной учебной деятельности. Поэтому понятие "человекосообразный", на мой взгляд, шире понятия "личностно- ориентированный".


    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 1
    ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 13:58. Заголовок: Надежда Лимонникова ..


    Надежда Лимонникова пишет:

     цитата:
    Жизнь прекрасна


    Здравствуйте уважаемые, коллеги! Понятия "человекосообразный" и "личностно-ориентированный" на мой взгляд разные. Личностно-ориентированный- направленный на развитие социального и духовного потенциала человека.
    Человекосообразный- направленный на полную ответственность человека за свои поступки и уважение окружающих и их потребностей. Елена Селиверстова


    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Ответов - 62 , стр: 1 2 All [только новые]
    Ответ:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

    показывать это сообщение только модераторам
    не делать ссылки активными
    Имя, пароль:      зарегистрироваться    
    Тему читают:
    - участник сейчас на форуме
    - участник вне форума
    Все даты в формате GMT  11 час. Хитов сегодня: 16
    Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
    аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет