On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Руководитель Научной школы




Пост N: 673
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.12 22:53. Заголовок: Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности


Хуторской А.В.
д.п.н., член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва

Понятие метапредметности вошло в нынешнюю версию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Метапредметные образовательные результаты учеников теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы. Но как это делать, стандарты не сообщают. Что такое метапредметные образовательные результаты и как они связаны с учебными предметами, из текста стандартов неясно. Как учителю обеспечивать метапредметные результаты при изучении математики, русского языка, биологии, истории, физкультуры и других учебных предметов?

Включение в стандарты метапредметности, на мой взгляд, прогрессивный шаг. Но сделано это без должного научного обоснования, с неправомерным отождествлением метапредметной и общеучебной деятельности, подменой педагогических и дидактических понятий психологическими. Решая важную задачу гуманизации образования, разработчикам не удалось избежать «психологизма», об опасности которого предупреждали ещё Г.П. Щедровицкий и В.В. Краевский.

Суть метапредметного содержания образования в нынешней версии стандартов не раскрыта. В результате метапредметность образовательных результатов для большинства учителей, методистов, авторов учебников, управленцев образования, осталась малопонятным требованием. Попытки разработчиков стандартов отыскать метапредметность в известных психологических теориях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, в которых её никогда не существовало, вносит ещё большую неразбериху. Учителям нынешний стандарт непонятен.

Учебные метапредметы, метапредметное содержание и метапредметная образовательная деятельность достаточно давно – более 20 лет – проектируются и реализуются нашей научной школой, в основе которой заложен принцип человекосообразности. В связи с этим считаю необходимым обозначить выработанный нами подход.

Полностью статья здесь -
http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm

Приглашаю обсудить основные тезисы статьи.

Ищи в себе лучшее! Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 52 , стр: 1 2 All [только новые]





Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.04.12 21:41. Заголовок: В целом я согласна с..


В целом я согласна с идеей. Мне нравится, что метапредметность сочетает в себе фундаментальность образования с компетентностным подходом. Мне понравилась предложенная вами методика евристического обучения. Это будет здорово, если наших детей научат мыслить самостоятельно, относиться к знанию критически, а не верить в каждое слово учителя и подвергаться влиянию ложных авторитетов. Замечательно и то, что вы учитываете тот факт, что не всё знание нужно постигать евристически, но есть и многое, что достаточно просто получить в готовом виде. Такое сочетание мне кажется правильным. Дети должны уметь мыслить самостоятельно, но при этом они не обязаны за одиннадцать лет в школе «открыть» всё то, что человечество постигало веками.
Также особо хочу отметить евристические олимпиады.
«ЛЮБОВЬ. Жили-были три сестры - Вера, Надежда и Любовь. Как-то раз гуляли они по белу свету, а Любовь заблудилась в мягких облаках, да и потерялась. Попросила она помощи у Солнца. «А откуда ты родом?» - спросило Светило. Задумалась Любовь. Как она родилась, когда и где? Ничего не помнит. Помоги Любви. Напиши, где и как рождается любовь.

СЕМЬЯ. С первого класса знакома нам пословица "Повторение - мать учения". А какое действие или умение можно назвать отцом учения? Братом? Бабушкой? Кем еще? Опиши свою семью учения.

СОКРАТ. "Я знаю, что ничего не знаю" – эту фразу приписывают древнегреческому мыслителю Сократу. Говорят, что после этой фразы он добавил "А другие не знают и этого". Перечисли как можно больше того, чего именно ты не знаешь.»
Каждый из этих вопросов поставил меня в тупик и заставил задуматься. Это здорово, такие олимпиады должны существовать. Здесь не возможности ответить на авось, как в тестах, нужно подумать, придумать и суметь выразить. Единственно, что я не совсем понимаю, как такие задания оценивать. Рентабельно ли вообще их оценивать? А если не оценивать, то как мотивировать детей?
Вопросов много. Но это система, к которой действительно стоит стремиться.


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.04.12 19:25. Заголовок: Метапредметный подхо..


Метапредметный подход в образовании представляется важным и актуальным. Благодаря нему ученики научатся видеть, какие понятия стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях. Современному человеку крайне важно уметь самостоятельно мыслить, а не копировать чужие идеи. Довольно интересна идея фундаментальных образовательных объектов, подлежащих изучению каждым учеником, благодаря которым у них формируется полная картина познаваемого.
Жаль, что пока не удалось внедрить его в общеобразовательную систему в том виде, который предложен вами. Многие школьные учителя не в состоянии или не готовы разбираться с новой системой и продолжают пользоваться устаревшими технологиями. Поддержка специалистов крайне необходима.
Остается надеяться, что на ваши предложения обратят внимание.


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.12 17:12. Заголовок: Сама идея метапредме..


Сама идея метапредметного содержания образования заслуживает внимания. С введение в школьную программу метапредметов ученики смогут получать не просто знания по разным предметам, не просто информацию из разных сфер, а превратить свои знания в систему. Но это только теоретически. Как это будет осуществляться на деле, если в стандартах не прописано, что суть метапредметные образовательные результаты, как они связаны с предметами школьной программы, каким образом их следует обеспечивать и оценивать? Получается, вся ответственность возлагается на учителя, а методологическая база абсолютно не разработана. Согласна, что нужно обязательно обеспечить курсы подготовки учителей, которые помогут им с успехом внедрять идеи новых стандартов. Хотя и в этом случае, без реальной помощи со стороны специалистов не обойтись.
Предлагаемые вашей Научной школой метапредметные олимпиады, методики эвристического обучения и интересны для школьников, и, безусловно, целесообразны, так как сочетают и идею метапредметности, и компетентностный подход. Думаю, внедрять новый ФГОС можно только после серьёзной доработки, подведения научной и методологической базы.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.04.12 16:47. Заголовок: Подход мне нравится...


Подход мне нравится. Выпускники школ не всегда могут похвастаться тем, что за годы учения в школе у них сформировалась целостная картина мира. Вот разрозненные знания по каждому из предметов, подчас никак не увязанные между собой - это да, это есть. С введением же этого подхода (если, конечно, внедрять его продуманно), ученики, как уже было сказано, смогут превратить свои знания в систему и это, безусловно, очень важно!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.12 07:01. Заголовок: Содержание ме..


Содержание метапредмета координально отличается от традиционного учебного курса. Смысл заключается в том, что учебный материал не выдается ученику для усвоения в готовом виде, а ученик добывает его по-своему, в ходе эвристической деятельности. Данная методика предполагает научить ребенка познавать материал активным творческим путем с использованием инновационных технологий. И теперь ролью учителя является стать помощником для ученика в достижении поставленной цели, а не как раньше- учить ребенка прописным истинам.
С одной стороны - это прекрасно, что ученики начнут, наконец, самостоятельно мыслить, а с другой стороны с этим нововведением может возникнуть множество трудностей, как для учеников, так и для родителей и учителей. Для одних трудность будет заключаться в необходимости, во что бы то ни стало решить поставленную задачу, для других – стереотипность в мышлении и от этого затруднения в помощи ребенку с решением, в для третьих – сложность в оценке способностей ребенка, ведь стандартов нет.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.05.12 19:07. Заголовок: Мне, как и Т. Сласте..


Мне, как и Т. Сластеновой, подход нравится!))
Но, как и Ольгу Г., беспокоит вопрос оценивания - как? Тем не менее, подвести научную и методологическую базу - задача сложная, но выполнимая, тем более, в Ваших работах уже заложено много необходимого для этого.
Мне особо импонирует идея о том, что крайне важным в метапредметном образовании станет усвоении "первосмыслов". Считаю, что знание основ, "узловых точек" (которые по своей суди, естественно, метапредметны) является наиболее необходимым компонентом любого когнитивного процесса. Вспомним хотя бы древнюю науку, знания которой для современного общества превратились в тайны. Раньше знание было именно метапредметным - сконцентрированным из разных сфер знания в одном, "взаимосвязанном" знании. Взять те же античные триллиум и квадриллиум: всего 7 наук - а в них сосредоточены все знания. доступные для людей того времени.
Поэтому сама идея метапредметности мне очень нравится, но она предполагает кардинальную переделку существующей системы образования со сменой всех ФГОСов, учителей и подходов к преподавательской деятельности, поэтому, по-моему, она, на данный момент, предстает несколько утопичной.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.12 03:29. Заголовок: Мне, как и Грише, пр..


Мне, как и Грише, пришла в голову мысль о том, что изначально знание было метапредметным. И все философы и великие учителя древности не разделяли общее знание на науки в том виде, каком они существуют сейчас. Но на протяжении стольких веков информации, которую необходимо было передать, набиралось все больше, и естественным путем сама методика передачи знания изменилась (а именно, знания разделили на области). Не хочется повторяться, но, конечно, это необходимо - найти взаимосвязь между теми "цепочками" знаний, которые складываются у учеников в изучении предметов. И конечно, сделать это непросто, потому и стоит вопрос "как?". Но, если ответ на этот вопрос будет найден и воплощен в жизнь, мне кажется, что это очень поднимет качество образования. А это как раз та самая проблема, которую мы муссируем и не можем решить уже долгое время.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.12 22:51. Заголовок: Метапредметность..


Метапредметность как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д. Я считаю, что такой подход будет очень действенным, так как учащиеся при такой системе обучения будут получать больше знаний и развиваться в самых разных направлениях, выходя за рамки обычной "сухой" школьной программы.
У учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 4
Откуда: РФ, Мирный РС (Якутия) МБОУ ЦДОД
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.12 18:13. Заголовок: Как пишет уважаемый ..


Как пишет уважаемый Андрей Викторович, "Нужна оргдеятельностная технология по постепенному выявлению и включению метапредметных элементов в обучение обычным предметам. Учителям нужно выделить фундаментальные образовательные объекты, запланировать соответствующую учебную деятельность по отношению к ним, сделать первичную диагностику ученической подготовленности. Затем, проведя систему занятий, продиагностировать полученные учениками результаты, скорректировать дальнейшую методику." Новые стандарты уже введены, а армия учителей все еще не совсем понимают суть метапредметности скажем в отличие от УУД.Очень много времени требуется на освоение нового.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 6
Откуда: РФ, Мирный РС (Якутия) МБОУ ЦДОД
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.12 18:44. Заголовок: Согласна с Андреем В..


Согласна с Андреем Викторовичем "В отношении метапредметного подхода требуется специально организованная подготовка учителей.
Директору школы или завучу недостаточно провести педсовет, на котором объявить, что теперь все будем достигать метапредметных образовательных результатов. Нужна оргдеятельностная технология по постепенному выявлению и включению метапредметных элементов в обучение обычным предметам. Учителям нужно выделить фундаментальные образовательные объекты, запланировать соответствующую учебную деятельность по отношению к ним, сделать первичную диагностику ученической подготовленности. Затем, проведя систему занятий, продиагностировать полученные учениками результаты, скорректировать дальнейшую методику."
Вопрос автору: "Решая важную задачу гуманизации образования, разработчикам не удалось избежать «психологизма», об опасности которого предупреждали ещё Г.П. Щедровицкий и В.В. Краевский. " Действительно думаю, что много психологизма в стандартах.
Как избежать разночтения некоторых терминов?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.12 20:29. Заголовок: метапредметный подход


Темпы развития нашего общества ускоряются, поэтому стремительно меняется и образование. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, (когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно) невозможно без метапредметного подхода.
Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Метапредметный подход , это пока не совсем привычное понятие в работе рядового учителя… Поэтому, самый трудный предмет при реализации новых образовательных стандартов — это сам учитель, изменение его менталитета, его подходов к структуре и проведению урока. Для этого необходима серьезная работа институтов повышения квалификации, институтов развития образования, методических служб различного уровня. Думаю, что ЦДО «Эйдос» мог бы занять в этой цепочке достойное место.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 925
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.09.18 23:11. Заголовок: Приглашаю в группу н..


Приглашаю в группу на Фейсбуке, где ведутся дискуссии о метапредметном подходе:

Метапредметный подход в образовании. Общедоступная группа // Научная школа А.В. Хуторского. Аккаунт в социальной сети Фейсбук. URL: https://www.facebook.com/groups/eidos.meta/

Реализуй себя, человек! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 52 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  11 час. Хитов сегодня: 46
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет