On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Пост N: 21
Откуда: Россия, Челябинск
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.09 06:35. Заголовок: Анализ открытого урока


Уважаемые коллеги!
Вот говорим-говорим учителю о всевозможных изменениях всех составляющих образовательного процесса, а уроки-то анализируем всё по-прежнему - по себе, конечно, сужу

Давайте вместе составим схему анализа современного урока?

Предлагаю начать с содержания:

Пункт 1. Соответствие содержания урока обязательному минимуму федерального компонента ГОС. Освоение всеми учащимися "объекта прочного усвоения" урока, или даже первичный контроль этого освоения...

Тарасенко Е.В. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 14 [только новые]







Пост N: 7
Откуда: Россия, Салават РБ
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.10 02:11. Заголовок: Мне, как администрат..


Мне, как администратору, очень удобен вот такой схематичный анализ урока.
СХЕМА ЭЛЕМЕНТАРНОГО АНАЛИЗА (САМОАНАЛИЗА) УРОКА
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Оценка каждого показателя в баллах:
2 – отсутствие элемента, неудовлетворительно;
4 – удовлетворительно;
6 – хорошо;
8 – отлично.

1 Постановка обучающих, развивающих, воспитательных задач.
2 Владение вариативной методикой.
3 Применение методик разноуровневого обучения.
4 Использование педагогических приемов для актуализации и обогащения субъективного опыта ученика.
5 Стимулирование учащихся к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.
6 Владение методикой организации исследовательского обучения.
7 Создание ситуации творчества и успеха.
8 Учет индивидуальных особенностей учащихся.
9 Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности на уроке.
10 Владение учителем коммуникативной культурой.
11 Обучение учащихся умениям самообразования.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ
СРЕДНИЙ БАЛЛ
( уровень эффективности урока)

УРОВНИ ПРОВЕДЕННЫХ УРОКОВ:
2 – 3,6 – НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
3,7 – 5– УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
5,1 – 6,8 – ХОРОШО
6,9 – 8 – ОТЛИЧНО



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 29
Откуда: Россия, Барнаул
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.09 15:12. Заголовок: Здравствуйте, колле..


Здравствуйте, коллеги! Может быть, мой опыт пригодится Я рядовой учитель, но когда приглашаю к себе на урок, даю такую распечатку. Разработала не сама, нашла где-то в рекомендациях и применяю. Если присутствующий может что-то добавить - всегда пожалуйста!
ФИО присутствующего: _____________________________
Занимаемая должность:_____________________________
Анализ урока
1. Подготовка учителя к уроку
Определение целей.
2. Оснащение урока дидактическим материалом, наглядными пособиями, ТСО
3. Приёмы и характер опроса:
репродуктивный;
элементы поиска;
творческая направленность;
углубление и обобщение;
отработка основных понятий.
4. Организация работы по усвоению новых знаний:
подготовка учащихся к восприятию нового материала;
научное содержание;
идейная направленность;
аргументация фактами из жизни;
самостоятельная работа учащихся творческого характера;
осознанность усвоения нового материала.
5. Воспитание в процессе обучения:
формирование мировоззренческих убеждений;
воспитание высоких нравственных качеств личности; воспитание сознательной дисциплины;
воспитание трудолюбия и культуры труда.
6. Методы обучения:
объяснительно – иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный;
частично - поисковый (эвристический);
исследовательский.
7. Обучение навыкам учебного труда:
сравнивать, обобщать, делать выводы;
заучивать рациональным способом;
самоконтроль, взаиморецензирование;
аргументированное доказательство;
самостоятельная работа с книгой.
Индивидуальная работа:
с учащимися с низкой мотивацией обучаемости;
с учащимися, имеющими пробелы в знаниях;
с учащимися, имеющими отклонения от норм поведения;
с хорошо успевающими учащимися.
Домашнее задание:
объём;
характер;
инструктаж;
своевременность.
Развитие мыслительной активности учащихся:
высокий уровень активности;
средний;
низкий.
Общие выводы по уроку:
урок отличный;
цели достигнуты;
урок хороший;
урок удовлетворительный;
урок плохой (допущены ошибки теоретического и
методического характера, цели не достигнуты).
Общее впечатление:__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 23
Откуда: Россия, Челябинск
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.09 15:40. Заголовок: Сухорукова Г.А. пише..


Да, согласна, что анализ урока должен включать анализ этих его составляющих, но по каким критериям?
Сухорукова Г.А. пишет:

 цитата:
Определение целей.


Может быть, доля самостоятельности учащихся в постановке и принятии цели, или личностная значимость цели урока для учащегося...
Сухорукова Г.А. пишет:

 цитата:
Оснащение урока дидактическим материалом, наглядными пособиями, ТСО


Может быть, целесообразность использования средств обучения, их "работа" на достижение цели...
Сухорукова Г.А. пишет:

 цитата:
Приёмы и характер опроса


Может быть, адекватность используемых приёмов поставленной цели, их эффективность и достаточность для активизации деятельности учащихся...
И т.п.



Тарасенко Е.В. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 27
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.09 21:45. Заголовок: Анализ урока - не пр..


Анализ урока - не простой вопрос. Как избежать субъективности, поспешности в выводах? Все ли уроки "получаются"? Чтобы проанализировать урок, необходимо дать определение - что такое современный урок. Цели такого урока (кто их ставит, кто будет решать). Содержание (что и как осваивать). Способы работы. Контроль, самоконтроль, самоанализ, рефлексия (учителя и ученика).
Когда все участники анализа урока (учитель, наблюдатель-администратор) определятся, каким должен быть современный урок, можно его и анализировать.

С уважением,
Екатерина Михайловна Васильева
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 28
Откуда: Россия, Челябинск
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.09 19:31. Заголовок: Васильева Е. М. пише..


Васильева Е. М. пишет:

 цитата:
Как избежать субъективности...



Екатерина Михайловна, спасибо за мысль об объективности анализа урока - это тоже очень актуальная проблема. Выделенные в схеме анализа урока критерии его анализа должны быть максимально прозрачными... Может быть, возможно составление дихотомической шкалы?

Тогда уже выделенные нами критерии должны быть сформулированы следующим образом:
  • Соответствует ли содержание урока обязательному минимуму федерального компонента ГОС?
  • Выделен ли в содержании урока "объект прочного усвоения" (учителем или учащимися)?
  • Принимают ли учащиеся участие в определении цели урока? Если нет, принимают ли они цель урока как цель собственной деятельности?
  • Все ли средства обучения используются в соответствии с принципами достаточности и необходимости?
  • ...


  • Тарасенко Е.В. Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 29
    Откуда: Россия
    ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 05:35. Заголовок: И все-таки - что так..


    И все-таки - что такое современный урок?
    Тарасенко Е.В. пишет:

     цитата:
    Выделен ли в содержании урока "объект прочного усвоения" (учителем или учащимися)?



    Ответ: да - нет? Что такой ответ дает педагогу?
    Тарасенко Е.В. пишет:

     цитата:
    Принимают ли учащиеся участие в определении цели урока? Если нет, принимают ли они цель урока как цель собственной деятельности?
    Все ли средства обучения используются в соответствии с принципами достаточности и необходимости?


    Раз эти понятия должны быть на уроке, может, тогда анализировать степень их проявления:
    Степень осознанности целей урока учениками.
    Степень оправданности использования технических средств.

    Хотя мне важнее сначала разобраться с определением урока, а потом уже его анализировать... Ведь определений много, технологий - тоже. С точки зрения человекосообразного обучения (НШ А.В.Хуторского), каким должен быть современный урок?

    С уважением,
    Екатерина Михайловна Васильева
    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 30
    Откуда: Россия, Челябинск
    ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.09 00:06. Заголовок: Васильева Е. М. пише..


    Васильева Е. М. пишет:

     цитата:
    С точки зрения человекосообразного обучения (НШ А.В.Хуторского), каким должен быть современный урок?



    Андрей Викторович в книге "Как разработать творческий урок" даёт следующее определение:

    Творческий урок - это многогранный кристалл, в котором отражается вся система обучения учителя. Такой урок воплощает структурные элементы образовательной программы: смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов. Создание творческого урока – это "творчество в квадрате", поскольку учитель разрабатывает систему условий для предстоящего творчества учеников. Главными вопросами на этапе разработки урока являются следующие: Что именно будет создано учениками на уроке в направлении изучаемой темы? Как обеспечить этот процесс? *

    Может быть, целесообразно проводить анализ урока исходя из этих его составляющих? Тогда какими будут критерии анализа?

    * Хуторской А.В. Как разработать творческий урок. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003

    Тарасенко Е.В. Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 25
    Откуда: Российская Федерация, Новосибирск
    ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.10 03:57. Заголовок: Васильева Е. М. пише..


    Васильева Е. М. пишет
     цитата:
    Цели такого урока (кто их ставит, кто будет решать). Содержание (что и как осваивать). Способы работы. Контроль, самоконтроль, самоанализ, рефлексия (учителя и ученика).
    Когда все участники анализа урока (учитель, наблюдатель-администратор) определятся, каким должен быть современный урок, можно его и анализировать.


    Полностью согласна с мнением. Есть у меня и свое убеждение. Анализировать уроки по унивкрсальной схеме - невозможно. И на то есть масса аргументов. Поделюсь некоторыми... Открытый урок в рамках конкурса "Учитель года", проводимый в каком-нибудь крупном городе и урок в малокоплетной сельской школе по одной и той же теме в рамках Государственных образовательных стандартов будут отличатся? А образовательный эфект таких уроков.... Будет ли он одинаков?
    У меня есть более 10 схем анализов уроков по различным видам административного контроля. Я в поиске...

    Уча, учимся. Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 92
    Откуда: Россия, Бреды
    ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 20:23. Заголовок: Больная тема и для у..


    Больная тема и для учителя и для завучей. Все зависит от вида анализа....
    I. Краткий оценочный анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

    II. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.

    III. Полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока.
    IV. Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей учащихся.
    V. Структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
    VI. Анализ воспитательной направленности урока
    VII. Комбинированный анализ
    VIII. Дидактический анализ
    IХ. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).
    Х. Комплексный анализ
    Как психолог пользуюсь следующим:
    Примерная схема анализа урока

    1. Организация познавательной деятельности учащихся:

    – Как на уроке создавались условия для продуктивной работы мышления и воображения? (Существуют разные виды мышления: активное, самостоятельное, творческое. Активное может и не быть самостоятельным. Самостоятельное – это не всегда творческое. Творческое же мышление обязательно будет и активным, и самостоятельным. Творческий труд невозможен без продуктивной деятельности воображения. Создание новых образов – конечный результат деятельности воображения. Воображение называется воссоздающим, если оно воссоздает в образах картины по описанию, чертежу, схеме, карте и т.д. Творческое воображение рождает явления, в которых воплощаются замыслы и модели новых общественно ценных предметов.)

    Как добивался учитель нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов?

    – Как учитель использовал в своей работе убеждение, внушение?
    – Как добивался учитель сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся?
    – Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания проявились у школьников на уроке?
    – Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на уроке?
    – Какие формы работы использовал учитель для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и др.)?

    2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся на уроке в процессе формирования знаний и умений:

    – Как учитель использовал воссоздающее и творческое воображение при изложении нового материала?
    – На каком уровне формировались знания учащихся: на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведенных формул и т.п.?
    – С помощью каких приемов учитель добивался активности и самостоятельности мышления учащихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы и др.?
    – Какого уровня понимания добивался учитель от учащихся: описательного, сравнительного, обобщающего, оценочного, проблемного? Как руководил учитель формированием убеждений и идеалов?
    – Какие виды творческих работ использовал учитель на уроке и как руководил творческим воображением учащихся: объяснение темы и цели работы, обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформлению работы?
    – Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом?

    3. Личностный подход к деятельности учащихся на уроке:

    – Какие чувства детей проявились на уроке, и чем они были вызваны?
    – Как осуществлялось управление общением учащихся на уроке?
    – В какие моменты урока наиболее успешно формировались волевые качества школьников.
    – Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся?

    4. Мастерство учителя: пути организации воздействия и механизм воздействия: подражание, эмпатия, рефлексия и др.; умение создавать психологические условия для убеждения: психологический климат, смысловое единство и др.; умение пользоваться внушением как средством (методом) педагогического воздействия; способы управления общением учащихся между собой на уроке; особенности самоорганизации учителя: его подготовленность к уроку, рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая импровизация, педагогический оптимизм, находчивость и др.); педагогический такт учителя; психологический климат в классе.

    Хочу работать по-новому, эвристично. Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 16
    Info: учитель физики
    Откуда: Россия, Бердск Новосибирской обл.
    ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.10 02:51. Заголовок: Анализ КАКОГО урока?


    Анализ ОТКРЫТОГО урока - это одно, анализ "обычного" урока (все они должны быть современными!) - это, на мой взгляд, совсем иное. И, наверное, невозможно составить какой-то план или схему анализа, который будет универсальным, т.е. подходить ко всем ситуациям. Ведь есть цель посещения урока, с этой точки зрения и нужно строить анализ...

    С уважением, Т.А.Кокшарова Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 7
    ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.10 03:43. Заголовок: Здравствуйте, уважае..


    Здравствуйте, уважаемые коллеги!
    Опыт работы позволяет прийти к такому выводу,что в свете всех бывших и новых Стандартов при анализе урока используется примерно один и тот же шаблон, с одинаковым наборов критериев урока. НО важно сейчас рассматривать урок через принятый стандарт.
    И здесь нужно увидеть присутствие таких этапов, как целеполагание , создание продукта урока (коллективный или лично каждым учеником) и обязателен этап рефлексии.


    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 30
    ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.10 14:27. Заголовок: Добрый день, уважаем..


    Добрый день, уважаемые коллеги!
    В анализе современного урока обязательно должны быть такие пункты:
    -наличие целеполагания,
    -создание образаовательного продукта,
    -рефлексия.
    - использование ИКТ.
    Эти критерии позволяют судить не только о професссиональной компетентности учителя , но и о развитии учеников на уроке.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 43
    Откуда: Россия, Иваново
    ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.10 03:28. Заголовок: Доброго времени суто..


    Доброго времени суток, коллеги!
    Предлагаю вашему вниманию анализ хода и результатов урока.
    1. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ХОДА УРОКА
    Место урока в системе по данной теме. Соответствие структуры урока поставленным целям и задачам. Логика взаимосвязи отдельных элементов урока. Стала ли цель урока (отдельных этапов урока) целью учебной деятельности учащихся?
    2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
    Материал - оригинального своеобразного содержания;
  • интересен для учащихся;
  • интерпретирован самим учителем;
  • соответствует возрастным особенностям учащихся;
  • стимулирует на поиск, создает психологическое затруднение;
  • порождает потребность усвоить его;
    активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует их развитию.
    3. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
  • творчество;
  • самостоятельность;
  • активность.
    4. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ.
  • эффективность применяемых способов взаимодействия (методов и приемов);
  • эффективность общения на уроке (характер отношений учащихся и учителей);
    4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ.
  • указывает, заставляет...
  • разъясняет, рассказывает, проверяет, оценивает...
  • стимулирует на принятие цели, на деятельность, на общение...
    5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ.
    6. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УСПЕШНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УРОКА.
  • Отличное знание предмета.
  • Общая эрудиция.
  • Умение владеть классом; создавать эмоциональный и деловой контакт.
  • Характер замечаний в адрес учащихся. Педагогический такт.
  • Внешний вид учителя.
  • Культура речи.
    7. ОБЩИЙ ВЫВОД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА.
  • оценка урока;
  • предложение учителю.

  • Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 77
    Info: мечтательный
    Откуда: Россия, Ижевск
    ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.11 06:42. Заголовок: В анализе урока долж..


    В анализе урока должно быть отражено как учитель формирует общеучебные умения, навыки и универсальные способы деятельности.

    Файзуллина Л.В. Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Ответ:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

    показывать это сообщение только модераторам
    не делать ссылки активными
    Имя, пароль:      зарегистрироваться    
    Тему читают:
    - участник сейчас на форуме
    - участник вне форума
    Все даты в формате GMT  11 час. Хитов сегодня: 36
    Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
    аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет