On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
АвторСообщение
Администратор




Пост N: 27
Info: прекрасное
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.08.06 21:08. Заголовок: Границы применимости эвристического обучения


Есть ли ограничения у эвристического обучения? Всегда ли и всё можно изучать эвристически? Для всех ли годится такое обучение?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 63 , стр: 1 2 All [только новые]


Представитель Научной школы




Пост N: 2
Info: рабочее
Откуда: Россия, Братск
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.06 02:35. Заголовок: Мои размышления.


Ещё в IV веке до н.э. Аристотель сказал, что «всякое знание есть знание об общем». Однако, великий Эйнштейн утверждает, что «Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает всё на свете».
Эти высказывания являются подтверждением тому, что не следует загонять себя в узкие рамки знания. Попробуй дать волю мыслям на основе уже имеющихся знаний, а значит твори, исследуй, пробуй!!!

Эвристическое обучение даёт свободу мысли, максимально развивает воображение, не ограничиваясь конкретными знаниями. В связи с этим, следует считать, что эвристическое обучение не имеет границ, оно безгранично!!!

Практика показала, что получение любого знания возможно с помощью самых различных путей исследования, а значит, выбранный школьником путь обязательно ведёт к какому-либо открытию. Думаю, что такой путь можно смело назвать эвристическим, а также считаю, что его можно отнести к универсально-эксклюзивному способу познания действительности. Таким образом, думаю, что всегда и всё возможно изучать эвристически?

Вместе с тем известно, что природа сотворила человека и наделила его способностью воображать, придумывать, творить, созидать. Следовательно, каждый человек имеет так называемые эвристические способности. Другой разговор, если рассматривать, в какой степени развиты эти способности у каждого школьника!
Развитие таких способностей, наверное, и будет являться главной и основной смысловой нагрузкой для учителя в построении процесса обучения, который бы носил эвристический характер. На данном этапе конструируются два смысловых поля, относящихся как к учителю, так и к ученику.
Процесс же осознания выполнения какой-либо конкретной деятельности или создание продукта позволяет судить о степени развитости эвристических способностей у каждого ученика. Далее
admin пишет:

 цитата:
Для всех ли годится такое обучение?



Безусловно! Думаю, что такое обучение приемлемо для всех, поскольку именно «незнание» способно породить истинное знание, причём приёмами, выбранными и созданными самими учащимися. Они также изобретаются, совершенствуются и закрепляются в процессе деятельности. При этом знание присутствует само собой, а его объём имеет также различную величину в соответствии с возрастом.

Поскольку воображение безгранично, а его оригинальное проявление присуще только детскому возрасту посредством творческой деятельности, то педагогу остаётся миссия организации всего творческого процесса, который должен быть ярким, динамичным, увлекательным и эвристичным. Несомненно, такой увлекательный процесс эвристического обучения будет для всех и для каждого!!!




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 63
Info: светло-мутно-радужное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.06 07:29. Заголовок: Re:


Красноперова Т.В. Татьяна Вадимовна, ваше выступление мне показалось немного пафосным, но я совершенно согласен с той формулой, которую вы заявляете словами Эйнштейна:

Воображение > Знание

Но что дальше? Не вечно же повторять эту формулу? Надо продвигаться дальше. А дальше, на мой взгляд, необходима СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПАРАДИГМА, которая бы задавала ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ориентиры на развитие, диагностику, конторль и оценку степени сформированности ВООБРАЖЕНИЯ при изучении каждого учебного предсета (а не только музыки или живописи). Как спроектировать такого рода цели, чтобы они были понятны и приняты, прежде всего, учителями-предметниками, т.е. чтобы стандарты выполнялись, но кроме или вместо знаний в качестве результатов оказывалось ВООБРАЖЕНИЕ. Ну и знания, с ним связанные и опирающие на воображение.



Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.06 14:38. Заголовок: Re:


admin пишет:

 цитата:
Есть ли ограничения у эвристического обучения?



Есть ли ограничения у эвристического обучения? `
Есть. Главное ограничение – это ограничение продолжительности человеческой жизни. Насколько я понимаю, то эвристическое обучение предполагает, что ученик делает сам открытия, например, в физике законов Ньютона, о которых уже говорилось. Это делается, конечно же, под управлением учителя, а иногда и самостоятельно. Так? Тогда возникает вопрос: каким должен быть по времени школьный курс физики если взять сегодняшний объем содержания? Предвижу ответ, что надо пересмотреть и содержание. С этим согласен, но речь сейчас не об этом. Мы говорим об ограничениях эвристического обучения. На мой взгляд, главные ограничения: лимит времени на изучение школьных предметов, не умение учителями выдерживать темп урока, неэффективное использование учебного времени. Видимо есть еще и другие ограничения, но пока сталкивался только в основном с этими. Мне видится, что теория эвристического обучения нуждается и в солидной методической поддержке.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 8
Info: изумительное
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.06 16:45. Заголовок: Re:


Galanov пишет:

 цитата:
На мой взгляд, главные ограничения: лимит времени на изучение школьных предметов, не умение учителями выдерживать темп урока, неэффективное использование учебного времени.



Согласна с проблемой: Эвристическое обучение эффективно, но занимает много времени. Оргдеятельностные методы достаточно сложны, чтобы педагог ими овладел в относительном совершенстве (свободно и продуктивно). Тут же наваливаются учебные планы. Как быть?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 83
Info: светло-мутно-радужное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.06 04:04. Заголовок: Re:


Svitova Tatiana пишет:

 цитата:
Эвристическое обучение эффективно, но занимает много времени.



Эвристическое обучение занимает столько же времени, сколько и любое другое. Но расходуется это время по-своему.

Svitova Tatiana пишет:

 цитата:
Оргдеятельностные методы достаточно сложны, чтобы педагог ими овладел в относительном совершенстве (свободно и продуктивно). Тут же наваливаются учебные планы. Как быть?



Оргдеятельностные методы не столь сложны. Сложно понять и принять их необходимость.

Svitova Tatiana пишет:

 цитата:
Тут же наваливаются учебные планы. Как быть?



Учебные планы можно составлять с учетом эвристического подхода, по технологии опережающего изучения учениками реальных объектов, и вторичности изучения готовых знаний о них. Всё это проверено экспериментально и доказано в плане эффективности. Т.е. проблемы остаются сугубо инновационно-внедренческие. Школа, учителя должны придти к необходимости освоения эврстической системы, тогда дальше все будет хорошо




Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 17
Info: изумительное
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.06 05:51. Заголовок: Re:


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Оргдеятельностные методы не столь сложны. Сложно понять и принять их необходимость.



Благодарю за уточнение - самой было трудно конкретно выразить мысль.Действительно сложно понять и принять. Так, в моей экспериментальной работе преподаватели оргдеятельностную часть "сложили" на меня.Эту часть работы (составление индивидуальных образовательных программ,включающих и целеполагание) со студентами выполняла я.Они честно ознакомились с этой информацией, но сами выполнять не стали.В основном считают, что это является мешающей формальностью

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.07 20:29. Заголовок: Re:


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:

Учебные планы можно составлять с учетом эвристического подхода, по технологии опережающего изучения учениками реальных объектов, и вторичности изучения готовых знаний о них.



По этому поводу у меня есть проблема. Мне поручено писать учебные планы по дисциплинам, связанных с программированием для уч. заведений РБ. Я умеренный сторонник эвристического метода, но при составлении учебных планов и учебных пособий приходится сталкиваться с сильным сопротивлением со стороны чиновников от образования. Их можно понять - не каждый преподаватель республики желает работать по продуктивным технологиям. Какой тут найти выход - м.б. составлять комбинированный учебный план и методику, которая оставляет запреподавателем выбор - работать по эвристическим схемам или по-старому?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 218
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.07 23:06. Заголовок: Re:


Андрей пишет:

 цитата:
Мне поручено писать учебные планы по дисциплинам, связанных с программированием для уч. заведений РБ. Я умеренный сторонник эвристического метода, но при составлении учебных планов и учебных пособий приходится сталкиваться с сильным сопротивлением со стороны чиновников от образования. Их можно понять - не каждый преподаватель республики желает работать по продуктивным технологиям. Какой тут найти выход - м.б. составлять комбинированный учебный план и методику, которая оставляет запреподавателем выбор - работать по эвристическим схемам или по-старому?



Учебный план - элемент управления образованием. Не всё, но многое зависит от тех принципов, которые кладутся в его основу. Например, какова пропорция между лекциями и семинарами, самост. исследованиями, сколько на них отводится времени.

Выбор - дело хорошее. Но не всегда. Что касается фундаментальных основ, на которых осуществляется проектирование, они должны быть явно обозначены и реализуемы.

Кстати, обычно творчество, в том числе и эвристическая самореализация учащихся, часто заявляется в концептуальных документах государственного и международного уровня. Но вот до технологии воплощения часто не доходят. Учебный план и учебные программы, составляемые на эвристических принципах, не противоречат, а наоборот - соответствуют официальной стратегии. И в работе с чиновниками это должно быть явно провозглашаться.

Гораздо труднее действительно заложить такую технологию образовательной деятельности, которая соответствовала бы эвристическим принципам, была ясна, удобна и полезна как для учеников, так и для педагогов. Педагоги не очень хотят сами додумываться и дорабатывать свои курсы, но если им в этом помочь, многие готовы включить эвристический аспект в свою работу, потому что учащиеся его воспринимают с большим желанием, чем догматическое усвоение готовых истин.


Ищи в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.07 20:52. Заголовок: Re:


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Но вот до технологии воплощения часто не доходят…
Гораздо труднее действительно заложить такую технологию образовательной деятельности, которая соответствовала бы эвристическим принципам, была ясна, удобна и полезна как для учеников, так и для педагогов. Педагоги не очень хотят сами додумываться и дорабатывать свои курсы, но если им в этом помочь, многие готовы включить эвристический аспект в свою работу, потому что учащиеся его воспринимают с большим желанием, чем догматическое усвоение готовых истин.



Я планирую решить эту проблему (в рамках программы одного предмета в одной республике ex-USSR) следующим образом:

Поскольку эвристическое образование предусматривает разработку студентами эвристического продукта, который отражает их понимание фундаментального образовательного объекта. Т.о., учебный план должна быть трансформирована таким образом, чтобы проходимые теоретические темы были востребованы как материал, необходимый для построения эвристического продукта.

Это лучше объяснить примером.
Вот 1-й раздел «Интернет-программирования» HTML состоит из следующих тем:
1. Общие понятия
2. Ссылки
3. Списки
4. Таблицы
5. Фреймы
6. Формы
7. CSS

По каждой теме – лабораторная: создать страничку, создать меню, создать табличку – ну и варианты – образец, который надо повторить 1:1 – чтобы быть уверенным, что техника создания WEB-страниц усвоена полностью.

Вообще, мне такой подход не нравится в принципе, т.к. эти учебные мелкие задания затем благополучно выбрасываются и забываются.
Я предпочитаю, чтобы все наработки сохранялись для дальнейшей работы – поэтому я предлагаю одно задание на все лабораторные – создать гипертекстовый конспект-учебник по HTML (типа http://www.yaroshevich.belhost.by/HTML/main.htm) согласно варианту - на каждую лабораторную – задание по этапу разработки:

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ: делается макет страницы согласно варианту (http://www.yaroshevich.belhost.by/HTML.LAB/1_3.htm ),
2. ССЫЛКИ: затем меню и структура сайта (лаб 2),
3. СПИСКИ: создать гипертекстовый глоссарий (лаб 3),
4. ТАБЛИЦЫ: сформатировать страницы учебника с помощью таблиц http://www.yaroshevich.belhost.by/HTML.LAB/4_t.htm
5. ФРЕЙМЫ: сделать справочник на фреймах http://www.yaroshevich.belhost.by/HTML.LAB/5_fr.htm
6. ФОРМЫ: сделать обратную связь (Contact Us)
7. CSS: навести красоту с помощью CSS (http://www.yaroshevich.belhost.by/HTML.LAB/6css.htm)


Т.е. в конце обучения каждый получит свой личный конспект-справочник по HTML, который, будучи размещен на бесплатном хостинге, становится «нетеряемым» и в будущем легко может быть востребован.

Теперь, чтобы включить эвристический аспект, я даю возможность каждому желающему студенту (потому как не все желают) разработать сайт не по HTML, а на любую интересующую его тему – альтернативная музыка, футбол, сайт знакомств, интернет-магазин, сайт по продаже автомобилей (помню студент захотел даже создать сайт по наркотикам – как их производить – но я, конечно, не согласился с такой темкой)... И в дальнейшем, после выбора такой темы, жестко расписывается план реализации студенческого проекта с учетом пунктов программы:
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ: делается макет страницы по сайту музыки
2. ССЫЛКИ: затем меню и структура сайта по сайта музыки,
3. СПИСКИ: создать гипертекстовый глоссарий сайта музыки,
4. ТАБЛИЦЫ: сформатировать страницы сайта музыки с помощью таблиц
5. ФРЕЙМЫ: сделать справочник на фреймах
6. ФОРМЫ: сделать обратную связь
7. CSS: навести красоту с помощью CSS

Сроки проставляются в соответствии с учебным планом. Такой контроль, конечно - отход от демократизации - но мой личный опыт показывает, что без такого контроля часто работа откладывается "на потом" с вытекающими.

Теперь, создавая свой продукт – например сайт знакомств – студентка (обычно эту тему любят девушки) быстро осознает, что средств HTML для реализации, например, интерактивности, совсем недостаточно и в у ней органически созревает потребность в изучении технологии интернет-программирования – т.е. следующий раздел не навязывается как суперполезная «детсадовская овсянка» под страхом наказания (получить плохую оценку), а становится существенно необходимым блюдом, востребованным еще до того, как он – этот раздел - начинает преподаваться.

Вот такую схему преподавания программирования я хотел бы реализовать. Уж не знаю, высокая ли у нее степень эвристичности, но, по-моему, такая технология дает возможность преподавать и традиционно, и по эвристической технологии – как кто хочет. Уж сам конкретный преподаватель в каждом конкретном техникуме и колледже будет решать – по какой дороге ему достичь цели и в какой степени использовать эвристику в своем курсе.

Буду рад, если Вы найдете возможность высказать свое мнение и критические замечания по данной технологии.

P.S. Ответ написал сразу, но были проблемы с интернетом - не мог отослать. Уж извините за неоперативность.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 9
Info: изумительное
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.06 16:47. Заголовок: Re:


Galanov пишет:

 цитата:
Мне видится, что теория эвристического обучения нуждается и в солидной методической поддержке.



А если всем педагогам предоставить солидную методическую поддержку по эвристическому обучению, они её будут применять в готовом виде (поскольку самостоятельно что-то доконструировать сложно тем, кто этим не занимался), то насколько эвристическим будет это обучение?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.06 19:50. Заголовок: Re:


Svitova Tatiana пишет:

 цитата:
А если всем педагогам предоставить солидную методическую поддержку по эвристическому обучению, они её будут применять в готовом виде (поскольку самостоятельно что-то доконструировать сложно тем, кто этим не занимался), то насколько эвристическим будет это обучение?



В методике «до конструировать» или переконструировать всегда можно и нужно. В технологии этого делать не рекомендуется. Методика дает общие рекомендации, примеры использования теоретических положений. И если мы хотим, чтобы использовалась на практике, например, теория эвристического обучения А.В. Хуторского, то, на мой взгляд, должны быть и методические рекомендации, предложенные А.В. Хуторским или его научной школой. Понимаю так: теория дидактической эвристики, нуждается в реализации, как и любая другая педагогическая теория. Мне думается, что не нужно путать теорию эвристического обучения (Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.) строгую в научном плане и вполне логическую с «анархизмом» ее применения на практике.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 19
Info: изумительное
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.06 06:11. Заголовок: Re:


Galanov пишет:

 цитата:
В методике «до конструировать» или переконструировать всегда можно и нужно. В технологии этого делать не рекомендуется. Методика дает общие рекомендации, примеры использования теоретических положений.



А кем это не рекомендуется делать в технологии?Если методика дает общие рекомендации, то что содержит, на Ваш взгляд, технология?

Galanov пишет:

 цитата:
если мы хотим, чтобы использовалась на практике, например, теория эвристического обучения А.В. Хуторского, то, на мой взгляд, должны быть и методические рекомендации, предложенные А.В. Хуторским или его научной школой.



Вы имеете ввиду рекомендации общепедагогического характера или конкретно предметные?

Galanov пишет:

 цитата:
теория дидактической эвристики, нуждается в реализации, как и любая другая педагогическая теория. Мне думается, что не нужно путать теорию эвристического обучения (Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.) строгую в научном плане и вполне логическую с «анархизмом» ее применения на практике.



А что Вы подразумеваете под словом "анархизм"?Интуитивное неосознанное применение?Неосознаваеиое в принципе? Или что ещё?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 20
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.06 16:02. Заголовок: Re:


Svitova Tatiana пишет:

 цитата:
то что содержит, на Ваш взгляд, технология?



Технология - это процесс. В педагогику "технология" пришла из промышленности. И любое изменение в технологии приводит к изменению результата.
У авторов педагогических технологий есть вполне конкретные инструкции по их примениею и реализации в образовании.

Svitova Tatiana пишет:

 цитата:
Вы имеете ввиду рекомендации общепедагогического характера или конкретно предметные?



И те и другие. Без этого не получится.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 21
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.06 16:03. Заголовок: Re:


Svitova Tatiana пишет:

 цитата:
А что Вы подразумеваете под словом "анархизм"?Интуитивное неосознанное применение?Неосознаваеиое в принципе?



Да. именно это .

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 85
Info: светло-мутно-радужное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.06 04:09. Заголовок: Re:


Galanov пишет:

 цитата:
Есть ли ограничения у эвристического обучения? `
Есть. Главное ограничение – это ограничение продолжительности человеческой жизни



Главное ограничение не это. Главное ограничение - в сознании человека, в его приверженности к тому, что у него уже есть, нежелании менять устои, боязни оторваться от "насиженных" позиций.

Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 22
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.06 16:07. Заголовок: Re:


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Главное ограничение не это. Главное ограничение - в сознании человека, в его приверженности к тому, что у него уже есть, нежелании менять устои, боязни оторваться от "насиженных" позиций



Т.е получается, что эвристическое обучение решит все проблемы образования? Для этого достаточно учителям только изменить свои "насиженные" позиции?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 3
Info: хорошее
Откуда: Беларусь, Гродно
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.06 22:55. Заголовок: О границах применимости эвристического обучения


Вопрос этот действительно важный и интересный. Хотя бы потому, что эвристическое обучение, в основе которого лежит образовательная деятельность ученика по конструированию им собственного смысла, целей, содержания и организации образования неизбежно входит в противоречие на «законодательном», иногда технологическом уровне с традиционной образовательной системой, которая направлена на одностороннюю, без учета особенностей учащегося, передачу ему педагогически адаптированного социального опыта.
Обращение к внутреннему миру учащегося, внимание к ученику как субъекту, далеко не случайно – это естественная попытка срочно исправить кризисные черты современного образования – такие как, например, дифференциация и перегрузка учащихся знаниями. Как следствие – проблема дефицита времени. Время, как известно, сопряжено в известном физическом и философском смысле с расстоянием, т.е., с дистанцией. Ведь далеко не случайно, что ДО начало развиваться не столько благодаря техническим возможностям, сколько благодаря острой необходимости ликвидировать симптомы «расстояния» и дефицита времени. Мне кажется, что тот факт, что эвристическое обучение сейчас заняло нишу именно в дистанционном обучении – свидетельство того, что ВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ И ОТНОШЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ в обучении меняются. А, значит, не может быть жестких границ применимости образования эвристического типа, как не существует жестких границ у творчества. Второе. Вопрос о границах применимости эвристического обучения – это вопрос соотношения «свое-чужое», вопрос соотношения творчества учащегося и репродуктивной доминанты современной образовательной парадигмы.
Соотношение "свое"- чужое" неразрывно связано с ДИАЛОГОМ личностного содержания учащегося с внешнезаданным содержанием образования. Основные компоненты этого диалога должны лечь в основу модернизации образования. Традиционная знаниево-ориентированная среда предполагает одностороннее воздействие многокультурного знания на цельный нерасчлененный мир монокультурного учащегося. Логически обоснованным выглядит обратный процесс, когда отклик учащегося становится вызовом или воздействием на поликультурный образовательный компонент. Здесь на первый план выходит внутренний – эвристический диалог учащегося при постановке им вопроса (вызова), нежели диалог внешний. Поэтому эвристический диалог, заключающий в себе единство динамической, творческой составляющей со статичной репродуктивной разрешает на всех основных уровнях образования - смысло-целевом, содержательном, процессуальном - проблему "свое-чужое".
Нынешний образовательный стандарт является своего рода «диктаторским» и монологичным: ученик просто должен «знать и уметь». Творческое начало не только стандартов, но и всего содержания образования практически отсутствует.
Творчество – это не статичный параметр, а скорее динамический, и измерять его надо не в жестких ныне существующих координатах, а в динамических. Каких? Например, затрагивающих и статичный компонент – знаниевый, и динамический творческий. Пример – вопрос, вопросы, умения доказывать, опровергать утверждения, вести диалог.


Человек диалогизирующий – это человек сравнивающий, а в сравнении, как известно, рождается обязательно новое знание, эмоция, творчество. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.06 18:17. Заголовок: Re:


А.Д.Король пишет:

 цитата:
Вопрос о границах применимости эвристического обучения – это вопрос соотношения «свое-чужое», вопрос соотношения творчества учащегося и репродуктивной доминанты современной образовательной парадигмы.



Вопрос соотношения «свое-чужое» можно свести к следующему: превращение чужого опыта в собственный, чужих знаний в собственные. Например, ученик решая задачи (творческие) по молекулярной физике опирается на законы, которые были открыты человечеством в разные века. Знание и понимание этих законов, т.е. присвоение опыта предшествующих поколений позволяет ученику творчески решить физические задачи. Если мы предполагаем, что для решения задач по молекулярной физике ученик должен полностью отказаться от опыта, знаний, информации предшествующих поколений и заново открывать известное самостоятельно под руководством педагога, то ему (ученику) одной жизни будет мало. Да и есть ли смысл открытия того, что и так человечеству известно?
Но, на мой взгляд, если ученик опираясь на «чужой» опыт, найдет собственное решение задачи из области молекулярной физики, то в этом и будет заключаться эвристичность. Если говорить, об открытии как таковом то, зная законы, например, той же физики, открыть новый, уточнить границы применимости известного и т.д.
В заключении: соотношение «свое чужое» я бы предложил рассматривать как переход «чужого» в «свое» и рождение «нового своего».


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 10
Info: хорошее
Откуда: Беларусь, Гродно
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.06 22:12. Заголовок: Re:


Здравствуйте, Александр Борисович!
Galanov пишет:

 цитата:
В заключении: соотношение «свое чужое» я бы предложил рассматривать как переход «чужого» в «свое» и рождение «нового своего».


Мне кажется, что это традиционный подход - ведь цель сегоднящнего образования - передача педагогически адаптированного социального опыта учащемуся для последующей интериоризации, т.е. усвоения. Здесь все понятно - ученик воспринимает, что ему дается, и потом воспроизводит. И Вы и я учились согласно данному подходу. Но, если бы у сегодняшнего образования было все так прекрасно, мы бе сейчас не думали бы над тем, как расширить границы применимости эвристического обучения. Раз "что-то" не так - надо искать другие подходы, может быть и противоположные.
Как Вы знаете, в основе эвристического обучения лежит образовательная деятельность ученика по конструированию им СОБСТВЕННОГО смысла, целей, содержания и организации образования. Эвристическая деятельность учащегося обеспечивает получение им ВНУТРЕННЕГО продукта - изменение его знаний, опыта, возможностей, способностей, способов деятельности и других личностных качеств. Этот внутренний продукт учащегося и есть тот качественно новый результат, который обеспечивает дидактическая эвристика.
Поэтому, в эвристичесмком обучении реализуется приоритет внутреннего, перед внешним. Внешнее необходимо для сопоставления, его нельзя не учитывать. Но подходы традиционного и эвристического образования в своей основе разнонаправлены.

Человек диалогизирующий – это человек сравнивающий, а в сравнении, как известно, рождается обязательно новое знание, эмоция, творчество. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.06 20:17. Заголовок: Re:


А.Д.Король пишет:

 цитата:
Но подходы традиционного и эвристического образования в своей основе разнонаправлены.



Андрей Дмитриевич, что Вы понимаете под «традиционным» образованием? То, что было в науке и в школьной практике 100, 50, 5 лет назад? Я уже 17 лет работаю в школе. И хочу Вам сказать, что за эти годы школа меняется. Хуже или лучше стало это вопрос новой дискуссии. Но образование, в том числе школа как ее основной элемент, это не застывший объект. Значит, рассмотрение должно быть как динамической системы. Далее: подходы традиционного образования тоже разные и они имеют авторство. Только определившись с вышесказанным можно будет выяснить в чем разнонаправленность и в чем сонаправленность с каким-то конкретным положением или конкретным подходом..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 14
Info: хорошее
Откуда: Беларусь, Гродно
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.06 22:55. Заголовок: Re:


Galanov пишет:

 цитата:
Андрей Дмитриевич, что Вы понимаете под «традиционным» образованием?

Под традиционынм образованием я понимаю такое, которое имеет репродуктивный характер - думаю, понятно, о чем идет речь. Смыслы и цели такого образования предполагают, что его содержание является педагогически адаптированным социальным опытом, передаваемым учащемуся. При этом сущностью образовательного процесса является целенаправленное превращение социального опыта учащегося в его личный опыт, сопровождающееся индивидуальной самореализацией ученика.

Человек диалогизирующий – это человек сравнивающий, а в сравнении, как известно, рождается обязательно новое знание, эмоция, творчество. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 23
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.06 16:11. Заголовок: Re:


А.Д.Король пишет:

 цитата:
Под традиционынм образованием я понимаю такое, которое имеет репродуктивный характер - думаю, понятно, о чем идет речь.



Не понятно было. Оказывается вот о чем речь. К сведению. Применение репродуктивного обучения ограничено уже в начальной школе. Кем ограничено? Запросами родителей, учителями новаторами, администрацией инновационных образовательных учреждений.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 16
Info: хорошее
Откуда: Беларусь, Гродно
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.06 23:00. Заголовок: Re:


Galanov пишет:

 цитата:
Только определившись с вышесказанным можно будет выяснить в чем разнонаправленность и в чем сонаправленность с каким-то конкретным положением или конкретным подходом..

Исходя из приведенной трактовки сегодняшнего (несмотря на постоянные поиски и изменения - что доказывает. что "что-то не так") образования вытекает, что оно противоречит эвристическому. В основе эвристического обучения лежит образовательная деятельность ученика по конструированию им собственного смысла, целей, содержания и организации образования.


Человек диалогизирующий – это человек сравнивающий, а в сравнении, как известно, рождается обязательно новое знание, эмоция, творчество. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 25
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.06 16:38. Заголовок: Re:


А.Д.Король пишет:

 цитата:
Исходя из приведенной трактовки сегодняшнего (несмотря на постоянные поиски и изменения - что доказывает. что "что-то не так") образования вытекает, что оно противоречит эвристическому. В основе эвристического обучения лежит образовательная деятельность ученика по конструированию им собственного смысла, целей, содержания и организации образования.



В этом посте не вижу противоречия, например, с теорией Учебной деятельности.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 11
Info: хорошее
Откуда: Беларусь, Гродно
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.06 22:25. Заголовок: Re:


На мой взгляд, "чужое" может быть использовано при производстве "своего" - без "чужого" творить невозможно. Жемчужина творчества наращивается не на пустом месте. Но, вопрос как всегда в количествах и направлении подхода - если будет отдан приоритет внутреннему побуждению учащегося (дидактическая эвристика), а не внешнему воздействию, с чем мы сегодня имеем дело, то тогда процесс "производства" "своего" будет значительнее эффективнее - будет эмоция, мотив, творчество.

Человек диалогизирующий – это человек сравнивающий, а в сравнении, как известно, рождается обязательно новое знание, эмоция, творчество. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 10
Info: изумительное
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.06 16:50. Заголовок: Re:


А.Д.Король пишет:

 цитата:
Обращение к внутреннему миру учащегося, внимание к ученику как субъекту, далеко не случайно – это естественная попытка срочно исправить кризисные черты современного образования – такие как, например, дифференциация и перегрузка учащихся знаниями.



Перегрузка даже не знаниями, а информацией…Хотя - есть из чего выбрать будет...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 15
Info: хорошее
Откуда: Беларусь, Гродно
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.06 22:57. Заголовок: Re:


Svitova Tatiana пишет:

 цитата:
Перегрузка даже не знаниями, а информацией…Хотя - есть из чего выбрать будет...

Перегрузка приводит к снижению иммунитета и работоспособности - сомневаюсь, что способность выбирать нужную информацию возрастает.

Человек диалогизирующий – это человек сравнивающий, а в сравнении, как известно, рождается обязательно новое знание, эмоция, творчество. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 20
Info: изумительное
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.06 06:13. Заголовок: Re:


Замечание принято.1:0.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 14
Info: изумительное
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.06 16:56. Заголовок: Re:


А.Д.Король пишет:

 цитата:
Творчество – это не статичный параметр, а скорее динамический, и измерять его надо не в жестких ныне существующих координатах...



А в каких именно оно изучается? Нравится - не нравится? Приемлю - не приемлю? Оригинально (относительно чего) – примитивно?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 18
Info: хорошее
Откуда: Беларусь, Гродно
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.06 23:09. Заголовок: Re:


Svitova Tatiana пишет:

 цитата:
А в каких именно оно изучается? Нравится - не нравится? Приемлю - не приемлю? Оригинально (относительно чего) – примитивно?

В том-то и дело, что творчеству в законодательных документах (стандартах, программах и др.) отводится весьма скромная роль, а потому проблема творческих параметров открытая и инновационная.

Человек диалогизирующий – это человек сравнивающий, а в сравнении, как известно, рождается обязательно новое знание, эмоция, творчество. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 21
Info: изумительное
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.06 06:20. Заголовок: Re:


А.Д.Король пишет:

 цитата:
В том-то и дело, что творчеству в законодательных документах (стандартах, программах и др.) отводится весьма скромная роль,



Да..И если бы только в законодательных документах.Попробуйте спросить, по каким параметрам оценивается выступление (на зачете, экзамене, концерте, конкусре) студента-музыканта?И Вы соберете столько же мнений, сколько и людей. Но это естественно. Большее напряжение создаёт то, что подчас в расчет не принимается НИ ОДИН ТВОРЧЕСКИЙ ПАРАМЕТР!Лучшие студенты оказываются по оценке комиссии "ниже плинтуса", те, кому не место в творческом вузе вообще - чуть ли не отличник и т.д. и т.п. А студенты-то все видят и понимают.У некоторых встречаются такие отчаявшиеся рефлексии...Хорошо, когда у них хватает сил понять, что не оценка комиссии - главное.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.06 19:57. Заголовок: Re:


А.Д.Король пишет:

 цитата:
Нынешний образовательный стандарт является своего рода «диктаторским» и монологичным: ученик просто должен «знать и уметь».




Скажите, пожалуйста, Андрей Дмитриевич, в каком это стандарте сказано, ученик просто должен «знать и уметь»?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 17
Info: хорошее
Откуда: Беларусь, Гродно
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.06 23:05. Заголовок: Re:


Galanov пишет:

 цитата:
Скажите, пожалуйста, Андрей Дмитриевич, в каком это стандарте сказано, ученик просто должен «знать и уметь»?

Отвечаю - во всех существующих. Т.н. ЗУНы - знания, умения, навыки, стоят на ПЕРВОМ месте во всех стандартах. Этим и вызвано использование моего слова "просто" - все действительно просто.

Человек диалогизирующий – это человек сравнивающий, а в сравнении, как известно, рождается обязательно новое знание, эмоция, творчество. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 22
Info: изумительное
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.06 06:22. Заголовок: Re:


А.Д.Король пишет:

 цитата:
ЗУНы - знания, умения, навыки, стоят на ПЕРВОМ месте во всех стандартах.



Посмотришь на эти стандарты и перекрестишься - хоть одна деятая часть их выполняется в конечном итоге.Ведль часто нет таких форм контроля, которые оценили бы их выполнение...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 24
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.06 16:34. Заголовок: Re:


А.Д.Король пишет:

 цитата:
Отвечаю - во всех существующих. Т.н. ЗУНы - знания, умения, навыки, стоят на ПЕРВОМ месте во всех стандартах. Этим и вызвано использование моего слова "просто" - все действительно просто.



Андрей Дмитриевич, например, в Стандарте основного общего образования по информатике и ИКТ, рассматривая их только на предмет нашей дискуссии, говорится: освоение знаний, овладение умениями работать с …, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ, воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации, выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных.
На мой взгляд, все не так просто, как хотелось бы.
Поясните мне, пожалуйста, в чем здесь противоречие с эвристическим подходом в целях? Только в том, что знания и умения стоят на первом месте? Это так принципиально?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 19
Info: хорошее
Откуда: Беларусь, Гродно
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.06 01:09. Заголовок: Re:


Galanov пишет:

 цитата:
Поясните мне, пожалуйста, в чем здесь противоречие с эвристическим подходом в целях? Только в том, что знания и умения стоят на первом месте? Это так принципиально?

Тому, что творческие способности в стандартах не стоят на первом месте, на мой скромный взгляд, есть два обоснования. Во-первых, психологическое – то, что мы не считаем главным, что не решается на самом деле, а говорить о чем приходиться, потому что это модно, неосознанно ставим на задний план.
Во-вторых, незнание как реализовать. Вы, Александр, Борисович, привели совершенно справедливо указания в стандарте по ИКТ на творчество.
Но как оно РЕАЛЬНО учитывается и оценивается?
Вот если не знает ученик, что такое микропроцессор – ему оценка будет снижена или выставлена неудовлетворительной. А, если он, не зная об архитектуре это микропроцессора, сам нашел аналогии с мозгом человека и сделал предположение о возможности использования искусственного интеллекта, учитель ему повысит оценку? И где здесь что регламентировано? А В ЧЕМ ОЦЕНИВАТЬ ТВОРЧЕСТВО, РАСПИСАНО? Вот в репродуктивной сегодняшней системе подобная шкала есть.
Нет здесь случайности, что формирование творчества в стандартах отодвинуто на задний план – все равно ПРЕДПОЧТЕНИЕ отдают пока традиционным ЗУНам.


Человек диалогизирующий – это человек сравнивающий, а в сравнении, как известно, рождается обязательно новое знание, эмоция, творчество. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.06 09:25. Заголовок: Re:


Мне кажется, что эвристический метод, как и другие методы, имеет свои границы. На абсолютно пустом месте вопросы задавать не получится и ответы на них находить тоже. Представьте себе учащегося, впервые услышавшего, например, про математический анализ. На основании чего он начнет решение самой простой задачи? Для него это пока лишено всякого смысла, хоть своего, хоть чужого. Правда, утешает, что для большинства школьных предметов можно постараться найти некоторую базу еще в дошкольных знаниях.

И еще такой вопрос. Мы предполагаем, что нам нужны инструменты по оцениванию творчества. Для того, чтобы эти инструменты давали сколько-нибудь объективную картину, они должны быть некоторым образом стандартизованы (а то как мы выясним, что у учителя Иванова школьники более творческие, чем у учителя Петрова?). Между тем сам объект исследования - творчество - стандартизации не поддается по определению, иначе это не творчество. Нет ли здесь противоречия?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 11
Info: изумительное
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.06 16:51. Заголовок: Re:


Озеркова пишет:

 цитата:
Мне кажется, что эвристический метод, как и другие методы, имеет свои границы. На абсолютно пустом месте вопросы задавать не получится и ответы на них находить тоже.



Конкретно какой-то метод – да. Он может иметь ограничение. Скажем, как возможно все построить на одних вопросах или без конца рефлексировать, или конструировать понятия? Мне кажется, и учащиеся-то не выдержат этой нагрузки (те, для кого это ново)– они не привыкли за годы традиционного обучения столько думать. Но в этой ветке форума речь идет – обращу внимание – об эвристическом ОБУЧЕНИИ, а не об эвристическом МЕТОДЕ. А эвристика рассматривается как методология. Т.е. сам принцип открытия, созидания внутренней продукции лежит в основе.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 12
Info: изумительное
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.06 16:52. Заголовок: Re:


Озеркова пишет:

 цитата:
Представьте себе учащегося, впервые услышавшего, например, про математический анализ. На основании чего он начнет решение самой простой задачи? Для него это пока лишено всякого смысла, хоть своего, хоть чужого.



А не может ли он элементарно спросить «Что это такое?» и поставить целью узнать об этом больше (это не решение ЗА ученика, а только предположение)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.06 20:33. Заголовок: Re:


Svitova Tatiana пишет:

 цитата:
А не может ли он элементарно спросить «Что это такое?» и поставить целью узнать об этом больше (это не решение ЗА ученика, а только предположение)




Мне это нравится. Задаем ученику задачу по математическому анализу. Ах, он не знает. И что? Так это его проблемы. Пусть ставит цель (займется целеполаганием в конце-то концов, хватит ему быть иждивенцем). Затем изучит сам нужный материал. Или лучше сделает открытие, хотя бы повторив Ньютона-Лейбница. И тогда решит задачу, которую ему предложил эвристический учитель.
Svitova Tatiana, а знаете, что часто так в школах и происходит. Учитель сам не понимает и знает решение задачи (школьной программы), а задает ученикам. Оценивает работу учеников, высказывает собственное мнение о тех, кто не справился с решением. И это грустно. Для такого учителя почти вся профессиональная деятельность – сплошная эвристика.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 63 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  11 час. Хитов сегодня: 55
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет