Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 05.08.06 21:01. Заголовок: Личностная и продуктивная ориентация эвристического обучения
Возможно ли обучать всех по-разному? Может ли обучение всегда завершаться образовательным продуктом ученика?
| |
|
Ответов - 16
[только новые]
|
|
|
| |
Пост N: 6
Info: бодрое рабочее
Откуда: Россия, Курган
|
|
Отправлено: 07.08.06 03:09. Заголовок: Re:
admin пишет: цитата: | Может ли обучение всегда завершаться образовательным продуктом ученика? |
| А что понимать в этом случае под образовательным продуктом? Если я веду урок компьютерной графики, и мой ученик в результате изучения темы создает некий творческий проект, то все понятно. А если в результате общения с прекрасным он вырабатывает собственную оценку, то будет ли она считаться образовательным продуктом? С моей точки зрения - да. Это виртуальный продукт, причем сугубо личностный. Но как его оценить, в каких количественных показателях?
| |
|
|
Отправлено: 07.08.06 05:23. Заголовок: Re:
Разумова А.Г. пишет: цитата: | как его оценить, в каких количественных показателях? |
|
Обязательно ли сразу оценивать в количественных показателях? Иногда стоит дать ученику время на качественное приращение, осознание полученного опыта. Создание индивидуальной образовательной траектории позволит учесть и оценить со временем давнишний виртуальный продукт.
| |
|
|
Отправлено: 22.08.06 03:34. Заголовок: Re:
admin пишет: цитата: | Может ли обучение всегда завершаться образовательным продуктом ученика? |
| Разумова А.Г. пишет: цитата: | Если я веду урок компьютерной графики, и мой ученик в результате изучения темы создает некий творческий проект, то все понятно. А если в результате общения с прекрасным он вырабатывает собственную оценку, то будет ли она считаться образовательным продуктом? С моей точки зрения - да. Это виртуальный продукт, причем сугубо личностный. Но как его оценить, в каких количественных показателях? |
| Любое обучение,на мой взгляд,завершается (действительно, а что значит "завершается"? - согласна с Юлией Владимировной) образовательным продуктом.Причем он может быть не только количественый и качественный, но также "положительный" и "отрицательный"( под "отрицательным"я имею ввиду то, что даже если у ученика ничего не получилось).Важно иметь опят деятельности.А отсутствие результата - это тоже результат. Кроме того,этот результат действительно не всегда материальный. Я,например, музыкант.Что у меня будет являться образовательным продуктом?Если за образовательны йпродукт взять интерпретацию музыкального произведения, как можно его оценить? Даже с качественной стороны:сколько людей-столько и мнений.Одному понравилось,другому - нет.Здесь очень остро встает вопрос о критериях оценивания этого к тому же "нематериального"продукта
| |
|
|
| |
Пост N: 7
Info: Творческое
Откуда: Украина, Киев
|
|
Отправлено: 07.08.06 05:30. Заголовок: Re:
admin пишет: цитата: | Возможно ли обучать всех по-разному? |
| По сути - это неоходимо 1. У людей разные миссии, мечты, мета-цели в жизни 2. У людей разные способности 3. Имеются и объективные половые особенности, тенденции, специфики Технически - нужно строить несколько образовательных линий, или блоки, как в конструкторе, сочетаемые между собой общими ПРИНЦИПАМИ Плюс - в более затратном варианте - когда ведущий - классный мастер, он может вести ученика более индивидуально, а значит углублённо, а значит эффективно. цитата: | Может ли обучение всегда завершаться образовательным продуктом ученика? |
| В смысле "должна ли" или "возможно ли гарантировано добиться такого результата"? Уважаемый admin, пожалуйста, если можете, немного попроще и попонятнее стройте фразы - Если под образовательным продуктом имеется ввиду творческая работа-проект, созданная учеником на основании усвоенных знаний, умений, навыков - то я думаю что это может быть заложено в курс. Но лучше если такие проекты, имеющие практическое применение будут разрабатываться учащимся в процессе всей учёбы.
| |
|
|
Отправлено: 07.08.06 06:56. Заголовок: Re:
admin пишет: цитата: | Может ли обучение всегда завершаться образовательным продуктом ученика |
| Тогда и еще один вопрос - что значит "завершение" обучения? На конкретном курсе (5 - 10 дней), на конкретном уроке (45 минут), в ходе изучения цикла (Русский язык, 5 класс) и т.п.? Продукт - нечто, созданное самим учеником? Но ведь продукт может быть и внешним, и внутренним? Тогда это ведь и суждение, и мнение, и новая цель, и конкретный проект, и решение задачи. Видимо, если ученик на уроке присутствует и не остался полностью равнодушен, то он так или иначе выработает некий продукт - хотя бы мнение о том, что полученных знаний совсем не достаточно, положим, для достижения каких-то его целей, или, наоборот, что полученные знания ему в жизни никогда не пригодятся.
| |
|
|
Отправлено: 07.08.06 19:10. Заголовок: Re:
Скрипкина Ю.В. пишет: цитата: | если ученик на уроке присутствует и не остался полностью равнодушен, то он так или иначе выработает некий продукт - хотя бы мнение о том, что полученных знаний совсем не достаточно |
| Да, продукт есть у любой деятельности. Так же как, например, А.В.Брушлинский считал, что любое мышление творческое, потому что другим оно не бывает. Вопрос здесь состоит в том, чтобы определисть эти образовательные продукты ученика, которые он создает. Отделить их от внешней чужой информации. Сделать продукт осознанным достоянием, а не скрытой вещью в себе. Тогда и проверять, и оценивать результаты образования надо будет именно по реальным созданным продуктам. Это позволит также преодолеть отчуждение в образовании, когда продукт создается один, а проверяется совсем другое. Так что речь идет не о том, что любое обучение продуктивно, а о том, как сделать образовательный продукт ученика проектируемым, осуществляемым и проверяемым.
| |
|
|
Отправлено: 07.08.06 17:04. Заголовок: Re:
admin пишет: цитата: | Возможно ли обучать всех по-разному? |
| Можно. А вот, обучать всех одинаково не получается. Каждый ученик ВСЕГДА выстраивал индивидуальный образовательный путь. Сейчас принимается попытка этот процесс (выстраивания индивидуальной образовательной траектории) сделать управляемым, научно-обоснованным.
| |
|
|
Отправлено: 22.08.06 06:01. Заголовок: Re:
Galanov пишет: цитата: | Каждый ученик ВСЕГДА выстраивал индивидуальный образовательный путь. Сейчас принимается попытка этот процесс (выстраивания индивидуальной образовательной траектории) сделать управляемым, научно-обоснованным. |
| Александр Борисович! Вы года два назад об этом тоже говорили, имея в виду содержательную сторону: один запомнил больше, другой меньше. Об этом я прочитала и в другой теме нынешнего форума под видом интериоризации. Дело ведь не в этом. Что же вы понимаете под индивидуальной образовательной траекторией?
| |
|
|
Отправлено: 22.08.06 23:03. Заголовок: Re:
Кулешова Г.М. пишет: цитата: | Дело ведь не в этом. Что же вы понимаете под индивидуальной образовательной траекторией? |
| Уважаемая Галина Михайловна! То, что я говорил года два назад или больше не изменилось и сегодня. Сводить мою мысль только к тому что "один запомнил больше, другой меньше" тоже не нужно. Но и 10 лет назад ученик выстраивал свою образовательную траектории индивидуально, например, посещая кружки в школе, факультативы, кружки в системе дополнительного образования и т.д. Или я что-то путаю? Повторюсь, но и на уроках ученик отбирал то, что считал нужным или на что хватало сил. Да, я говорю о содержании учебного материала. А что этот компонент не учитывается при выстраивании индивидуальной образовательной траектории? Только за это время (два года, о которых Вы говорите Галина Михайловна) чаще к понятию "индивидуальной образовательной траектории" стало добавляться понятие "образовательный маршрут". Это тоже интересно. Так что я сам до конца не уяснил, что нового в этих понятиях. Вот тут на форуме и пытаюсь разобраться и определить для себя, в чем я ошибаюсь, и ошибаюсь ли. С уважением, А.Б. Галанов.
| |
|
|
Отправлено: 23.08.06 05:11. Заголовок: Re:
Galanov пишет: цитата: | Но и 10 лет назад ученик выстраивал свою образовательную траектории индивидуально, например, посещая кружки в школе, факультативы, кружки в системе дополнительного образования и т.д. Или я что-то путаю? |
| Александр Борисович! Согласна, это тоже определяется как траектория, но в значении индивидуализированный образовательный маршрут, в т.ч. как интеграция общего и дополнительного образова-ния. Это «просто индивидуальное движение ученика на фоне общих, заданных извне целей». Существенный момент! Galanov пишет: цитата: | к понятию "индивидуальной образовательной траектории" стало добавляться понятие "Образовательный маршрут". Это тоже интересно. |
| Нами выделена схожесть понятий индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) и индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), что выражается в создании условий для проявления позиции субъектности и педагогической поддержке. Однако семантический анализ слов «траектория» и «маршрут» позволяет разделить эти понятия. Словарь русского языка С.И. Ожегова дает такие определения: «маршрут-путь следования», « траектория- путь движения какого-нибудь тела или точки. Линия полета» . Язык разделяет эти понятия, вкладывая субъектность в понятие траектории и подчеркивая некоторую объектность понятия маршрут. Так маршрут чаще всего составляется для чего-то\кого-то и кем-то, а не самим путешественником. На-ми выделяется также и важность процессуальной стороны образовательного маршрута, в отличие от выработки механизма самодвижения в осуществлении траектории. Готова отвечать на вопросы, Александр Борисович! Полезны Ваши вопросы и мне! С уважением, Кулешова Г.М.
| |
|
|
Отправлено: 23.08.06 20:48. Заголовок: Re:
Кулешова Г.М. пишет: цитата: | Это «просто индивидуальное движение ученика на фоне общих, заданных извне целей». Существенный момент! |
| Момент может быть и существенный, но бездоказательный. Когда я был учеником (пример реальный, рассматриваем как доказательство – опровержение), то мне цели по индивидуализации извне никто не задавал, о чем писал выше. А она (индивидуализация) была, была и индивидуальная образовательная траектория. Так вот, может быть, надо говорить не об «индивидуальной образовательной траектории» ученика как о чем-то новом, а о том, как помочь ученику выбрать эту индивидуальную образовательную траекторию, помочь пройти по ней и т.д.? Как реализовать Вашу теорию, или теорию на которую Вы опираетесь, в школе? Может, так должен быть сформулирован вопрос? Я не знаю. Но ссылки на Ожегова не впечатляют.
| |
|
|
|
Отправлено: 27.08.09 02:25. Заголовок: Galanov пишет: Возм..
Galanov пишет: цитата: | Возможно ли обучать всех по-разному? |
| ВОЗМОЖНО КАК ПРАКТИЧЕСКИ ТАК И ТЕОРЕТИЧЕСКИ. ВЕДЬ КАЖДЫЙ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫЙ ЧЕЛОВЕК (УЧЕНИК) ВОСПРИНИМАЕТ ОДИНАКОВО ПРЕДЛАГАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ ТОЛЬКО НА СВЫЕМ УРОВНЕ.
| |
|
|
Отправлено: 22.08.06 09:33. Заголовок: Re:
Мне кажется, что внутренний продукт можно "вытащить на поверхность" рефлексией, я просто не вижу другого способа. Внешний же - виден. Таким образом, если делать обучение продуктивным, то рефлексия становится обязательным элементом обучения каждого школьника. Вот только как этого добиться? Тем более, что внутренний продукт с учителей никто и не требует, а вот внешний...
| |
|
|
Отправлено: 22.08.06 23:08. Заголовок: Re:
Озеркова пишет: цитата: | что внутренний продукт с учителей никто и не требует |
| В школах, где проводится мониторинг личностный рост ученика, а это и есть внутренний продукт, отслеживается. И с учителя требуют, да еще как! С уважением, А.Б. Галанов
| |
|
|
Отправлено: 24.08.06 06:49. Заголовок: Re:
Озеркова пишет: цитата: | Мне кажется, что внутренний продукт можно "вытащить на поверхность" рефлексией, я просто не вижу другого способа. |
| Надо ли "вытаскивать"? Быть может, набравшись терпения, подождать? Ускоренное получение результата "здесь и сейчас" не всегда оправдано.
| |
|
|
| |
Пост N: 9
Откуда: Россия, Алдан
|
|
Отправлено: 07.11.06 16:33. Заголовок: Re:
Разумова А.Г. пишет: цитата: | А что понимать в этом случае под образовательным продуктом? |
| Я под образовательным продуктом понимаю не только результаты деятельности ученика, которые можно прочитать, пощупать (стихи, сочинения, решенные задачи, изготовленные поделки и нарисованные ребенком рисунки). Результаты мыслительной деятельности ученика, его осознание нужности, важности полученных знаний, его осмысление пройденного материала, его вопросы, которые появились, даже его неудовлетворенность и недовольство уровнем своих знаний или уровнем преподавания - тоже образовательные продукты. Главное - чтобы ученик не остался равнодушен. Если урок не вызвал у ребенка никаких эмоций, никак не впечатлил его, значит урок прошел зря - образовательный продукт не получен. Другое дело, что оценить колличественно ( по бальной системе) такого рода образовательные продукты невозможно. А может этого и не нужно? Оценка должна быть только качественная, и учитель из анализа итога работы ученика ( в чем помогает очень рефлексия) должен делать для себя выводы.
| |
|
|
|