Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 25.08.08 18:55. Заголовок: Теория эвристического обучения
В чем отличие целей и смыслов эвристического обучения в сравнении с традиционной школой? Какие компоненты дидактической эвристики, на Ваш взгляд, в наибольшей степени способствуют творческой самореализации школьников? Нужно ли предоставлять учащимся возможность самостоятельно ставить цели и осуществлять рефлексию собственной образовательной деятельности? Каковы, на Ваш взгляд, границы применимости целеполагания в школе?
|
|
|
Ответов - 29
[только новые]
|
|
|
Отправлено: 26.08.08 13:49. Заголовок: А.Д.Король пишет: В..
А.Д.Король пишет: цитата: | В чем отличие целей и смыслов эвристического обучения в сравнении с традиционной школой? Какие компоненты дидактической эвристики, на Ваш взгляд, в наибольшей степени способствуют творческой самореализации школьников? |
| Цель проблемного обучения, усвоение учениками материала при выполнении познавательных задач-проблем поставленных учителем. Цель эврестического обучения- создание учениками личного решения задач ,ориентированного на будущее в сопоставленн с аналогами.
|
|
|
|
Отправлено: 26.08.08 22:39. Заголовок: Отличие целей и смыс..
Отличие целей и смыслов эвристического обучения от традционного, думаю, в роли ученика и его возможностям по отношению к проектированияю собственного смысла обучения, развития и творческой реализации в школе.
|
|
|
|
Отправлено: 27.08.08 07:13. Заголовок: Здравствуйте уважаем..
Здравствуйте уважаемые участники конференции! Игорь Маслов пишет: цитата: | Отличие целей и смыслов эвристического обучения от традционного, думаю, в роли ученика и его возможностям по отношению к проектированияю собственного смысла обучения, развития и творческой реализации в школе. |
| Игорь Сергеевич, а если ученик выберет себе роль несовпадающую с целями учителя? Или такого в эвристическом обучении не может быть? Будет самовыражаться и творчески самореализовываться в школе, только к образованию это не будет иметь никакого отношения... С уважением, Смирнова Татьяна Николаевна.
|
|
|
|
| |
Пост N: 3
Откуда: Республика Беларусь, Гродно
|
|
Отправлено: 28.08.08 01:01. Заголовок: Здравствуйте уважаем..
Здравствуйте уважаемые участники! И замечательно, если у ученика иные цели. Для этого и нужен учитель, чтобы сопроводить и скорректировать ученика в нужное русло! :)
|
|
|
|
Отправлено: 27.08.08 09:00. Заголовок: А.Д.Король пишет: Н..
А.Д.Король пишет: цитата: | Нужно ли предоставлять учащимся возможность самостоятельно ставить цели и осуществлять рефлексию собственной образовательной деятельности? |
| Я глубоко убеждена, что не просто нужно, но необходимо такую возможность давать. Но это ведь не значит, что учитель при этом самоустраняется, а ученик ставит в начале урока какую-то личную цель и самостоятельно к ней "гребет", брошенный на произвол судьбы. Однако вот тут для меня неразрешимый вопрос. Положим, ученик для себя решил, что, допустим, биология ему совершенно не нужна в жизни. И на уроке биологии он ставит себе образовательную цель - подготовиться к контрольной по математике :-) Такое целеполагание может иметь место? Ведь в реальной жизни подобные ситуации совершенно обычны.
|
|
|
|
Отправлено: 28.08.08 01:52. Заголовок: Скрипкина Ю.В. пишет..
Скрипкина Ю.В. пишет: цитата: | Однако вот тут для меня неразрешимый вопрос. Положим, ученик для себя решил, что, допустим, биология ему совершенно не нужна в жизни. И на уроке биологии он ставит себе образовательную цель - подготовиться к контрольной по математике :-) Такое целеполагание может иметь место? Ведь в реальной жизни подобные ситуации совершенно обычны. |
| Зачастую, когда речь заходит о предоставлении учащемуся возможности ставить собственные учебные цели, почему-то понимается возможность предоставления ученику свободы выбора вообще. Дескать, "выбирай - математика или футбол на уроке физкультуры". Любого ответственного человека отпугнет такой подход. На мой взгляд, следует в контексте эвристического обучения подчеркнуть необходимость обучения учащегося постановке им именно учебных целей. Во-вторых, существует целая иерархия целей: глобальные - н-р, изменить мир, школьные - н-р, выбрать тот или иной предмет или нет, предметные. Вполне естественнно, что, не обучив учащегося ставить предметные цели - н-р, научиться измерять температуру предмета, опасно учить его ставить цели глобальные. (Сказанное не означает, что ученик не должен вообще иметь глобальных целей). Эвристическое обучение вовсе не отрицает алгоритмизации деятельности ученика и учителя - от простого к сложному. Может быть и ситуация обратная - от глобальных целей к учебным. Алгоритм и творчество вполне успешно соседствуют друг с другом и даже дополняют в ряде случаев друг друга. А потому, в-третьих, не стоит забывать, что процесс целеполагания ученика организуется учителем, который не предоставит школьнику самой возможности выбрать футбол вместо математики.
|
|
|
|
Отправлено: 31.08.08 17:21. Заголовок: А.Д.Король пишет: ц..
А.Д.Король пишет: цитата: | целеполагания ученика организуется учителем, который не предоставит школьнику самой возможности выбрать футбол вместо математики. |
|
Система профильной школы, невольно сама подталкивает учащегося и его родителей к выстраиванию лессенки первостепенности предметов. Сравнивая распределение нагрузки на разных профилях у них происходит распределение предметов по "важности и нужности", закладывается конфликт между целью профилизации и целью преподавателей отдельных предметов. Увы, но нередко приходится сталкиваться с аргументом "нам этот предмет в будущем не нужен", который озвучивает не только ученик, но и его родители. Отсюда и ситуация - математика вместо биологии, проблемы выбора перед ним нет.
|
|
|
|
| |
Пост N: 1
Откуда: Россия, Минусинск
|
|
Отправлено: 06.09.08 03:32. Заголовок: Нужно ли предоставлять учащимся возможность самостоятельно ставить цели..
Скрипкина Ю.В. пишет: цитата: | Положим, ученик для себя решил, что, допустим, биология ему совершенно не нужна в жизни. И на уроке биологии он ставит себе образовательную цель - подготовиться к контрольной по математике :-) Такое целеполагание может иметь место? Ведь в реальной жизни подобные ситуации совершенно обычны. |
|
А.Д.Король пишет: цитата: | процесс целеполагания ученика организуется учителем, который не предоставит школьнику самой возможности выбрать футбол вместо математики. |
| В данных словах подразумевается обучение эвристическими методами с начальных классов или даже с детского сада, когда в ребенке не убит дух исследования и познания мира, глаза не "зашорены" знаниями "умных тетенек", которые учат жизни, но если на урок информатики приходит ученик 10 - 11 класса и в теме "Работа в Интернет" вместо поиска информации (между прочим, своей на заданную тему, со своими мыслями для остальных) откровенно просматривает порносайты! Тогда как быть? Это вам не контрольная по математике на уроке биологии...
|
|
|
|
Отправлено: 06.09.08 04:03. Заголовок: Natal'y пишет: ..
Natal'y пишет: цитата: | В данных словах подразумевается обучение эвристическими методами с начальных классов или даже с детского сада, когда в ребенке не убит дух исследования и познания мира, глаза не "зашорены" знаниями "умных тетенек", которые учат жизни, но если на урок информатики приходит ученик 10 - 11 класса и в теме "Работа в Интернет" вместо поиска информации (между прочим, своей на заданную тему, со своими мыслями для остальных) откровенно просматривает порносайты! Тогда как быть? Это вам не контрольная по математике на уроке биологии... |
| Это очень печально. Можно предположить, что тема, по котором ученику дано задание найти информацию и высказать свои идеи, ему лично неинтересна. Наверное, стоит выявить, неужели кроме порносайтов его больше ничего не интересует? Хотя, и такое вполне может быть. Насколько я знаю, в школе сегодня к обязательному использованию предложена система фильтрации интернет-контента. У нас в школе, в кабинете информатики такие сайты просто блокируются. Правдя, блокируется и много других полезных...
|
|
|
|
| |
Пост N: 42
Info: рабочее
Откуда: Россия, Железнодорожный
|
|
Отправлено: 01.09.08 10:15. Заголовок: Коллеги! А как вам ..
Коллеги! А как вам такая ситуация с выбором? Фестиваль проектов. Учителя уговаривают самых умных и талантливых детей сделать проекты по их предметам. Результат. Один ребенок участвует сразу в трех проектах (по трем предметам) - одном коллективном и двух индивидуальных. На мой взгляд (общалась в течение года довольно близко) перегрузка налицо. Но не отказывать же учителям! Другой ребенок отказался от всех предложенных проектов, сделал такой, какой его волновал на тот момент, абсолютно не привязанный ни к какой программе. Половина учителей обиделась: как же так, проигнорировали и предмет и выбранные специально для этого ребенка темы и вообще результат не вписывается ни во что (работа оформлена в виде сайта, а не презентации, как у большинства, по предмету, который только еще будет изучаться и выполнена в основном с позиций образного мышления, а не логических и математических выкладок, да и вообще мама в качестве руководителя работы и младшая сестра в качестве ассистента по опытам - это на что похоже). Полагаю, вы уже поняли, что первый ребенок получил большее поощрение, чем второй, хотя вторая работа была более оригинальной. А я вот размышляю, не отбили ли в итоге желание делать проекты у обоих.
|
|
|
|
Отправлено: 01.09.08 15:36. Заголовок: А вот другой выбор: ..
А вот другой выбор: учащийся победитель Всероссийского дистанционного проекта, подаем на поощрение и слышим: "Не тот ребенок! Вы что, отличника зарегистрировать не могли?" В результате награждаем отличника, активиста и просто замечательного парня, а победитель в сторонке - не тот. И что делать, регистрировать отличника или того, кто действительно может выиграть? А, что в это время думает ребенок?
|
|
|
|
|
| |
Пост N: 11
Info: любознательное
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 01.09.08 23:00. Заголовок: Добрый день. Знакома..
Добрый день. Знакомая картина... Мы в таких случаях " - сражаемся". Пусть ребенок видит, что Вы сделали все, что смогли? Если у нас не получается официального поощрения, делаем неформальное, своё. А регистрировать надо, наверное, того, кто хочет...
|
|
|
|
| |
Пост N: 12
Info: любознательное
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 01.09.08 23:21. Заголовок: В чем смысл эвристич..
В чем смысл эвристического обучения... В воспитании и обучении творцов. Почему даже в педагогическом коллективе часто 3-4 человека "везут" всю творческо-интеллектуальную работу на себе. Почему так много подражаний, римейков, перепевов идей вплоть до прямого заимствования сюжетов в массмедиа, в макулакультуре. Потому что нет в школах системы обучения творчеству. Существует ТРИЗ - прекрасно! Но многим детям это недоступно по уровню сложности... Да и часы не выделяются. Существуют приемы педагогической техники Гина, но если бы все педагоги были равны ему (автору) по уровню мышления... Существуют прекрасные работы в русле эвристического обучения у отдельных педагогов (Литовский, Белова по литературе, например), но кто о них расскажет студентам-филологам? Ученые в вузе часто склонны слышать себя и неохотно перенимают идеи других. А "Эйдос" - это выход. Дверь. Жаль только он один. Конкуренция бы и здесь не помешала.
|
|
|
|
Отправлено: 02.09.08 05:00. Заголовок: valyaramz пишет: А ..
valyaramz пишет: цитата: | А "Эйдос" - это выход. Дверь. Жаль только он один. Конкуренция бы и здесь не помешала. |
| Наверное, надо говорить не о конкуренции, а о содружестве центра "Эйдос" и учителей, которые тоже могут "дать" и, уверена, "дают" выход творческим устремлениям ребенка.
|
|
|
|
| |
Пост N: 13
Info: любознательное
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 03.09.08 03:04. Заголовок: Добрый день! :sm36..
Добрый день! Смирнова Т.Н. пишет: цитата: | Наверное, надо говорить не о конкуренции, а о содружестве центра "Эйдос" и учителей, которые тоже могут "дать" и, уверена, "дают" выход творческим устремлениям ребенка. |
| Да, соглашусь с вами, но я имею в виду конкуренцию идей. В высоком смысле этого слова. В споре рождается истина. Научная школа А.В.Хуторского - стройная и обоснованная система. Развивающаяся. Живая. А разве плохо было бы иметь несколько таких ? Хотя, быть может, я о них не слышала...
|
|
|
|
Отправлено: 06.09.08 04:23. Заголовок: valyaramz пишет: Да..
valyaramz пишет: цитата: | Да, соглашусь с вами, но я имею в виду конкуренцию идей. В высоком смысле этого слова. В споре рождается истина. Научная школа А.В.Хуторского - стройная и обоснованная система. Развивающаяся. Живая. А разве плохо было бы иметь несколько таких ? |
| Все же, мне не по-себе от этого слова - конкуренция. Под ним скрыт экономический термин, предполагающий борьбу за рынок, противоборство (от лат. concurro - сталкиваюсь). Вот развивать систему. Да! Не случайно, Научная школа А.В. Хуторского предлагает помощь школе и учителю в виде научно-методического сопровождения экспериментальной деятельности в русле своей программы. Может быть, в ходе такой деятельности и смогут выкристаллизоваться даже отдельные направления.
|
|
|
|
Отправлено: 02.09.08 14:06. Заголовок: valyaramz пишет: Но..
valyaramz пишет: цитата: | Но многим детям это недоступно по уровню сложности... |
|
В ситуации когда творчеством занимаются 3-4 педагога в школе, проблема не в уровне сложности, а в сложившемся стереотипе работы на уроке: вопрос-ответ, и чем ближе к учебнику тем оценка выше. Все ТРИЗ, матрицы, мозговые атаки лучше идут со слабыми учениками. Недостаток книжных знаний приводит к необходимости искать ответы используя жизненный опыт, смекалку и прикладные знания, они быстрее отходят от стереотипов, свободнее рассуждают, у них нет страха перед неправильными формулировками.
|
|
|
|
| |
Пост N: 14
Info: любознательное
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 03.09.08 03:17. Заголовок: Суханова Татьяна пи..
Суханова Татьяна пишет: цитата: | Все ТРИЗ, матрицы, мозговые атаки лучше идут со слабыми учениками. |
| Спорить не буду. Потому что о ТРИЗ убедительно говорить, наверное, не имею права. Не работала в системе. Но много лет предлагаю на уроке литературы (вн.чт.), посвященном фантастике, задачку про конфигуратор из ТРИЗ. Ни разу слабый ученик не предложил достойный выход. А мыслители - дух захватывает, как нестандартно решают. Но, повторяю, спорить не стану. Почитаю-ка лучше о ТРИЗ побольше...
|
|
|
|
Отправлено: 05.09.08 19:51. Заголовок: valyaramz пишет: Ни..
valyaramz пишет: цитата: | Ни разу слабый ученик не предложил достойный выход. |
|
Слабые ученики есть разных категорий: слабый потому, что это не его вид деятельности и слаб, потому, что старается пройти с минимальными усилиями. Первая категория действительно по пути поиска идет охотно, но, как правило, к конечной точке подводит педагог, а вот вторая способна и двигаться самостоятельно, и решение найти оригинальное. Но и в первом и во втором случае может получиться весьма интересен путь, а выход, хоть и неправильный, но красивый.
|
|
|
|
| |
Пост N: 46
Info: рабочее
Откуда: Россия, Железнодорожный
|
|
Отправлено: 03.09.08 19:17. Заголовок: Коллеги! Я предлага..
Коллеги! Я предлагаю всем, кто в той или иной форме использует эвристические задания, собирать банк заданий (с указанием предмета, класса и автора задания) и, например, раз в год в конце учебного года пересылать к нам. А мы соберем все такие задания в сборники по предметам и тогда легче будет обмениваться опытом.
|
|
|
|
| |
Пост N: 15
Info: любознательное
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 07.09.08 20:28. Заголовок: Озеркова пишет: Кол..
Озеркова пишет: цитата: | Коллеги! Я предлагаю всем, кто в той или иной форме использует эвристические задания, собирать банк заданий (с указанием предмета, класса и автора задания) и, например, раз в год в конце учебного года пересылать к нам. А мы соберем все такие задания в сборники по предметам и тогда легче будет обмениваться опытом. |
| Это было бы замечательно.
|
|
|
|
|
| |
Пост N: 4
Откуда: Россия, Минусинск
|
|
Отправлено: 05.09.08 18:29. Заголовок: нужно ли предосталять учащимся возможность самотоятельно ставить самостоятельно цели и осуществлять.
Считаю, что это просто неоходимо, а рефлексия должна быть обязательно.
|
|
|
|
| |
Пост N: 1
Откуда: Россия, Минусинск
|
|
Отправлено: 05.09.08 18:38. Заголовок: А.Д.Король В чем отличие целей и смыслов эвристического обучения в сравнении с традиционной школой?
Эвристическое обучение – это обучение в ходе которого решаются проблемные задачи. Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового (эвристика — от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу, открываю). Цель будет исходить из основных целей образования, но её трактовка будет иметь совершенно иной вид и содержать в себе смысл проблемы. Если учащиеся активно будут проявлять себя в поиске или решении проблемы, то они будут творчески развиваться.
|
|
|
|
Отправлено: 06.09.08 04:28. Заголовок: Александр пишет: Це..
Александр пишет: цитата: | Цель будет исходить из основных целей образования, но её трактовка будет иметь совершенно иной вид и содержать в себе смысл проблемы. |
| Можете привести пример?
|
|
|
|
| |
Пост N: 2
Откуда: Россия, Минусинск
|
|
Отправлено: 05.09.08 19:20. Заголовок: Нужно ли предоставлять учащимся возможность самостоятельно ставить цели..
Малоэффективным является привлечение учащихся к целеполаганию и определению задач урока. Только учитель знает о целях, месте , задачах урока. Ученики же в силу специфики учебной деятельности, прежде чем определять цели и конкретизировать их, должны усвоить содержание деятельности.
|
|
|
|
| |
Пост N: 51
Info: рабочее
Откуда: Россия, Железнодорожный
|
|
Отправлено: 07.09.08 04:39. Заголовок: Lubov пишет: Ученик..
Lubov пишет: цитата: | Ученики же в силу специфики учебной деятельности, прежде чем определять цели и конкретизировать их, должны усвоить содержание деятельности. |
| Уточните, пожалуйста, в чем по вашему мнению заключается указанная специфика. Вы считаете, что ученик сперва должен что-то сделать, а потом уже выяснять, нужно ли это было делать и зачем (если вообще выяснять)? А если он и взрослым будет поступать таким образом? Кто ему взрослому будет указывать, что и как делать?
|
|
|
|
| |
Пост N: 3
Откуда: Россия, Минусинск
|
|
Отправлено: 05.09.08 20:01. Заголовок: В чем отличие целей и смыслов эвристического обучения в сравнении с традиционной школой
Традиционное обучение не дает возможности ученику самому выстраивать систему получения знаний, ему предлагают готовые пособия, где даны готовые понятия, продукт, полученный учеными, специалистами. Изучая готовую информацию. у учащихся почти нет времени для создания собственных знаний. Эвристическое обучение позваляет создавать собственные знания, если ученик обучен способам познания реальных объектов, имеет навыки добывания знаний.
|
|
|
|
Отправлено: 05.09.08 20:23. Заголовок: В чем отличие целей и смыслов эвристического обучения в сравнении
В чем отличие целей и смыслов эвристического обучения в сравнении с традиционной школой? Эвристическое обучение- ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, тогда как в традиционном обучении ученик вначале ищет опыт прошлого, "получает знания" и лишь затем применяет их, в том числе и творчески.
|
|
|
|
| |
Пост N: 1
Откуда: Россия, Минусинск
|
|
Отправлено: 05.09.08 21:14. Заголовок: В чем отличие целей и смыслов эвристического обучения в сравнении с традиционной школой?
Эвристическое обучение, при котором учащиеся делат открытия для себя. Ученик ставит для себя цели и старается их реализовать. Нужно предоставлятьучащимся возможность самостоятельно ставить цели и осуществлять рефлексию собственной образовательной деятельности. Каждый этап деятельности должен быть целенаправлен.
|
|
|
|