On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Администратор




Пост N: 26
Info: прекрасное
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.08.06 21:04. Заголовок: Рождение знаний на уроке: создаем эвристические задания


Что такое эвристическое задание? Сколько может быть открытых заданий на уроке? (Открытое задание - то, у которого нет заранее известного ответа или готового решения).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 60 , стр: 1 2 All [только новые]







Пост N: 42
Info: учитель физики
Откуда: Россия, Бердск Новосибирской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.10 23:46. Заголовок: Что такое эвристическое задание?


После выполнения первого задания "ДУГ-2010" мне показалось, что я уже достаточно хорошо понимаю не только, что такое эвристические задания, но и как их использовать при организации образовательного процесса для повышения его эффективности. Но после "прогулки" по данной теме форума снова "зависла". Не в плане определения, это вроде бы я понимаю, а вот сколько может быть открытых заданий на уроке?
На мой взгляд, задание заданию рознь, ведь они очень разные по типу. И вообще, из одного задания может (и, наверное, должен!) вырастать такой "снежный ком", раз это групповая работа на уроке... Но, с другой стороны, а кто сказал, что заданное на уроке задание обязательно должно быть до конца выполнено на этом же уроке?

С уважением, Т.А.Кокшарова Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 57
Info: Всем успехов и достижения своих целей!
Откуда: Россия, Калуга
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.10 01:40. Заголовок: Кокшарова Т.А. пишет..


Кокшарова Т.А. пишет:

 цитата:
а кто сказал, что заданное на уроке задание обязательно должно быть до конца выполнено на этом же уроке?


Доброго времени суток,коллеги! Да иногда трудно остановить творческий процесс звонком с урока и на перемене ученики остаются решать и отвечать,это и есть развитие и не надо этого бояться, нас так долго учили работать по звонку и строгим планам,что многие не хотят даже задуматься о внедрении эвристических и компетентностных заданий на своих уроках. А это настолько человекосообразные и личностнозначимые задания,что даже те дети ,что далеки от моего предмета (химия я имею ввиду) НАЧИНАЮТ СМОТРЕТЬ В СТОРОНУ ХИМИИ!!! И потом очень приятно слышать от родителей: "что же вы им там такое задаете и рассказываете,что они о другом и думать не могут и советы нам (взрослым) давать начинают"

нет предела совершенству! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1
Откуда: Россия, Курган
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.06 15:24. Заголовок: Re:


admin пишет:

 цитата:
Сколько может быть открытых заданий на уроке?


Мне наиболее удаются уроки, когда присутствует одно открытое задание. В этом случае возможно провести настоящую творческую дискуссию. Тем более, что результаты такого обсуждения, как правило, выводят на разные уровни освоения предложенной темы. А это, в свою очередь, рождает новые окрытые вопросы-задания.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 7
Info: изумительное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.06 21:25. Заголовок: Re: Поподробнее, пожалуйста


Разумова А.Г. пишет:

 цитата:
рождает новые окрытые вопросы-задания



Вот этот момент интересен, Алла Григорьевна. Можно подробнее - на примере - как именно рождаются новые открытые вопросы-задания? Кто их называет - учитель, ученик? Что потом происходит\может происходить?

Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2
Откуда: Россия, Курган
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.06 23:11. Заголовок: Re:


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Можно подробнее - на примере?..


Самый свежий пример - уроки, посвященные творчеству художников-абстракционистов XX века, в частности - В.Кандинского (проводила в мае 2006 г.). У 10-классников неподдельный интерес вызвали суждения о цвете, о его символике. Каждый сам попробовал составить собственную цветовую шкалу. При дальнейшем обсуждении психологических аспектов восприятия цвета разгорелась настоящая дискуссия. Когда мы сравнивали свои "палитры" на эмоциональном уровне, оказалось, что многие параметры разными людьми воспринимаются одинаково. Что это - проявление массового сознания или психологическая закономерность?
Ведущую роль здесь играли мои "наводящие" вопросы. Но одна девочка увидела интересный ракурс: а совпадают ли в чем-то подобные шкалы самих художников? Есть ли у них точки соприкосновения, или гениальность проявляет себя в абсолютном уникальном способе восприятия мира?
Тут же появился еще один детский вопрос: а есть ли общее между моей шкалой и Кандинского?
Поскольку учебный год уже заканчивался, как-то не получилось развить эти мысли в классе. Но зато первый автор вопросов захотела провести самостоятельное исследование и оформить его для защиты на научно-практической конференции. Так что я жду продолжения уже осенью.
Кроме того, продолжая разговор об искусстве XX века в 11 классе, придется довольно часто возвращаться к вопросам символики художественного языка. Думаю, смею надеяться, мои выпускники захотят еще вернуться к этой теме и самостоятельно попытаться ее расширить (а я им ненавязчиво помогу).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 31
Info: светло-мутно-радужное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.08.06 21:58. Заголовок: Re:


Разумова А.Г. пишет:

 цитата:
Поскольку учебный год уже заканчивался, как-то не получилось развить эти мысли в классе.



Вот-вот! Мы всё успеваем, объяснить, закрепить, выставить оценки... Только на главное всегда времени не хватает. Это не просто так. Это качество системы. Смею утверждать, что вы не успели поработать с создаными учениками образовательными продуктами, потому что эта цель у вас не стояла в качестве основной. Если и в следующем году её не поставите (а также её нужно будет детализировать в задачах, отобрать содержание, выбрать технологию обучения, найти формы и методы, определить систему контроля), то я гарантирую, вы и в следующем году не успеете

Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2
Откуда: Россия, Омск
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.08.06 22:44. Заголовок: Re:


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Вот-вот! Мы всё успеваем, объяснить, закрепить, выставить оценки... Только на главное всегда времени не хватает. Это не просто так. Это качество системы.



К сожалению, часто это так.
Рамки урока узки. Как их расширить? Как сделать так, чтоб на главное хватило времени? Нужно учителю самому переориентироваться, найти новые подходы.

Бывает, что на уроке ученики выдвигают много гипотез, задают проблемные и открытые вопросы. Что делать учителю, оставить их "висеть в воздухе"? Искать ответы? Но скоро прозвенит звонок. Как быть?

Я стараюсь, чтобы ни один вопрос, ни одна гипотеза не остались без внимания. В классном кабинете растёт "дерево вопросов" , все гипотезы и вопросы, оставшиеся на уроке без ответов, записываются на лист, вырезанный в форме вопроса и прикрепляются на "дерево". Следующие уроки и внеклассную деятельность я планирую так, чтобы "листики" с этого дерева "опадали". Но на месте снятых вопросов, появляются всё новые и новые. А это главное.
Чувствуешь важность и необходимость своей работы, когда выдвинутые детьми открытые вопросы не просто интересны, но и новы для самого учителя.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 44
Info: светло-мутно-радужное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.06 03:38. Заголовок: Re:


Е.О. Брицкая пишет:

 цитата:
В классном кабинете растёт "дерево вопросов" , все гипотезы и вопросы, оставшиеся на уроке без ответов, записываются на лист, вырезанный в форме вопроса и прикрепляются на "дерево".



Замечательный приём. Но я бы предложил не только чтобы уменьшались вопросы, а создавалось и дерево ответов, гипотез.

Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 5
Откуда: Россия, Омск
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.06 19:19. Заголовок: Re:


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Замечательный приём. Но я бы предложил не только чтобы уменьшались вопросы, а создавалось и дерево ответов, гипотез.



Что-то похожее у нас есть, но только это не дерево, а стенд юного исследователя, где все, кто искал ответы на вопросы (каждый выбирает с "дерева" для себя вопрос по интересам) могут представить свои находки. Оформлены они могут быть раличными способами ( коллаж, рисунок, заметка и т.п). Интересно, когда на один и тот же вопрос ищут ответы несколько учеников, виден личностный подход, разные пути поиска информации и т.п. Собственно говоря, дети защищают и представляют свои учебные продукты.

С уважением, Елена Олеговна. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 49
Info: светло-мутно-радужное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.06 05:33. Заголовок: Re:


Е.О. Брицкая пишет:

 цитата:
на один и тот же вопрос ищут ответы несколько учеников, виден личностный подход, разные пути поиска информации


Великолепно. Но давайте эту эмпирику отдельного приёма поднимать до уровня технологии обучения, системы, теории. А для этого необходимо обозначить те теоретические конструкты, которые лежат в основе процитированного мною приема. Конструкты какие? Прежде всего, это смыслы и цели обучения, которые мы выделили в качестве предмета обсуждения. Могли бы вы а) перечислить все возможные смыслы применяемого вами приема, б) представить систематику целей, которые при этом задаются и\или реализуются. Под смыслами я понимаю ответы на вопрос "зачем", а под систематикой - таксономию целей, подобно той, которую в свое время предложил Блум. Но можно обойтись и своими пониманиями смысла и целей.

Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 6
Откуда: Россия, Омск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.08.06 19:08. Заголовок: Re:


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
Прежде всего, это смыслы и цели обучения, которые мы выделили в качестве предмета обсуждения. Могли бы вы а) перечислить все возможные смыслы применяемого вами приема, б) представить систематику целей, которые при этом задаются и\или реализуются.


Этот приём один из многих, которые я применяю, поэтому попробую перечислить цели, которые я ставлю перед собой в своей работе вообще ( трудно было их классифицировать с нарастающей категорией сложности, но я попробовала)
  • обеспечение условий для личностного роста и реализации индивидуальных способностей, для приобретения уверенности в себя, в свои потенциальные возможности;

  • создание условий для формирования положительной мотивации к изучению предметов, для возможности приобретения новых знаний в различных предметных областях ( благодаря применению междисциплинарного подхода при изучении содержания, интеграции тем и проблем; открытому характеру проблем и вопросов для изучения);

  • развитие творческого, критического и логического мышления, способности к решению проблем (креативных качеств личности);

  • развитие умения пользоваться разными источниками нахождения информации (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы таблицы, рисунки, схемы и т.п.), умения вести наблюдение за предметами окружающей реальности и планировать простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; планировать и проводить небольшие интервью; эксперименты и т.д; умения представлять результаты своей работы в разнообразных визуальных, кинестетических и речевых формах (рисунках, схемах, графиках, таблицах, макетах, диаграммах, небольших сценариях, рассказах, коллажах и т.п.);

  • создание условий для развития навыков самоорганизации, развития умения планировать, ставить цели, наряду с развитием коммуникативных навыков (умение вести диалог и решать проблемы в малых группах, совместное решение проблем и исследовательских задач; развитие умения защищать свою точку зрения и принимать точку зрения другого, развитие умения вести спор, диалог, дискуссию).

    Зачем?? Проще говоря, в чём смысл моей профессиональной деятельности, почему я ставлю именно такие цели, а не другие?
    Хочется, чтобы выходя за порог начальной школы, ребёнок имел свою индивидуальность, не был закрепощён, умел находить своё, отличное от других решение как учебных, так и жизненных задач и проблем, умел использовать приобретённые (добытые) на моих уроках знания в жизни, при решении новых задач. Чтобы не боялся высказывать свою точку зрения, аргументировать её и принимать точку зрения другого. Осознавал свою уникальность, своё «Я» в целостном мире, наряду с пониманием ценности и уникальности другого человека.


  • С уважением, Елена Олеговна. Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Руководитель Научной школы




    Пост N: 52
    Info: светло-мутно-радужное
    Откуда: Россия, Москва
    Фото:
    ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.06 01:20. Заголовок: Re:


    Е.О. Брицкая пишет:

     цитата:
    Этот приём один из многих, которые я применяю, поэтому попробую перечислить цели, которые я ставлю перед собой в своей работе вообще


    Я вообще-то говорил не про цели вообще, а про цели данного конкретного приёма. К тому же, многое из того, что вы написали, целями не является. Цель - предвосхищаемый результат, который необходимо выразить таким образом, чтобы его достижимость можно было проверить.

    Поэтому, если можете, сформулируйте все возможные цели, относящиеся именно к вашему приему:
    Е.О. Брицкая пишет:

     цитата:
    "дерево вопросов" , все гипотезы и вопросы, оставшиеся на уроке без ответов, записываются на лист, вырезанный в форме вопроса и прикрепляются на "дерево". Следующие уроки и внеклассную деятельность я планирую так, чтобы "листики" с этого дерева "опадали". Но на месте снятых вопросов, появляются всё новые и новые.



    Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 7
    Откуда: Россия, Омск
    ссылка на сообщение  Отправлено: 16.08.06 00:32. Заголовок: Re:


    А.В.Хуторской пишет:

     цитата:
    Поэтому, если можете, сформулируйте все возможные цели, относящиеся именно к вашему приему



    Применяя этот приём, я хочу не оставить без внимания, без ответа ни одну выдвинутую детьми гипотезу, ни один вопрос, поддержать желание учащихся самостоятельно найти свой ответ.
    Ожидаемый результат: индивидуальные учебные продукты, носящие творческий, самобытный характер, которыми смогут воспользоваться другие ученики (и из других классов тоже).


    С уважением, Елена Олеговна. Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Руководитель Научной школы




    Пост N: 64
    Info: светло-мутно-радужное
    Откуда: Россия, Москва
    Фото:
    ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.06 07:56. Заголовок: Re:


    Е.О. Брицкая пишет:

     цитата:
    Применяя этот приём, я хочу не оставить без внимания, без ответа ни одну выдвинутую детьми гипотезу, ни один вопрос, поддержать желание учащихся самостоятельно найти свой ответ.



    "Не оставить без внимания" - это не цель. "Поддержать внимание" - тоже не цель. Это какие-то частные задачи непонятно для каких целей. Может быть вы всё же попробуете сформулировать цели, прежде всего, в рамках ожидаемых ученических результатов. А то ведь получается, что вы сами не знаете, что и ради чего делаете, какие-то отдельные задачи и общие фразы вместо целей.

    Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 8
    Откуда: Россия, Омск
    ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.06 22:53. Заголовок: Re:


    А.В.Хуторской пишет:

     цитата:
    Может быть вы всё же попробуете сформулировать цели, прежде всего, в рамках ожидаемых ученических результатов.



    Мне кажется, что я ещё в первом своём сообщении обозначила цели, как я их понимаю. Возможно, кое - где и произошло замещение целей задачами. Попробую пойти другим путём, определю цели, как это принято у учителей при подготовке к уроку.

    Обучающие: научить самостоятельно находить информацию для ответа на вопросы, пользуясь разными источниками

    Если говорить конкретно о каком либо - уроке, то это могут быть следующие цели: в процессе поиска ответов на вопросы освоить…., узнать…, рассмотреть…, проанализировать…, сделать вывод( хотя это уже относится к развивающим целям)

    Развивающие: развитие творческого мышления, развитие умения представлять результаты своей работы в разнообразных визуальных, кинестетических и речевых формах

    Воспитательные: воспитание любознательности ( если затем учебные продукты защищаются в группе или перед классом, то - воспитание культуры спора, диспута).

    Если каждый сделает для себя своё маленькое открытие при поиске ответов на вопросы и захочет это делать вновь и вновь, то цели достигнуты.




    С уважением, Елена Олеговна. Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Руководитель Научной школы




    Пост N: 76
    Info: светло-мутно-радужное
    Откуда: Россия, Москва
    Фото:
    ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.06 07:32. Заголовок: Re:


    Е.О. Брицкая пишет:

     цитата:
    Обучающие: научить самостоятельно находить информацию для ответа на вопросы, пользуясь разными источниками


    Это слишком общая установка, а не цель на урок. Цель должна быть достигнута, а эту цель за один урок не достичь.

    Е.О. Брицкая пишет:

     цитата:
    Развивающие: развитие творческого мышления, развитие умения представлять результаты своей работы в разнообразных визуальных, кинестетических и речевых формах



    Всё то же самое, это не цели, а благие пожелания, которые никак не проверить.

    Е.О. Брицкая пишет:

     цитата:
    Если каждый сделает для себя своё маленькое открытие при поиске ответов на вопросы и захочет это делать вновь и вновь, то цели достигнуты.



    Вот здесь уже кое-что есть. Но надо тогда конкретно и детализировать:
    1) что такое маленькое открытие?
    2) каждый ли ученик сделал его за урок?
    3) сколько детей захотело это делать вновь и вновь?
    4) Какими диагностическими инструментами получены ответы на предыдущие вопросы? Какова обоснованность этих инструментов, валидность выборки учащихся и т.д.

    Т.е надо разбираться с подобными воросами. Иначе будет то, о чем пишет Аделина:

     цитата:
    Получается, что учитля чаще работают по наитию. Не ставя ни каких целей и даже не могут их выделить. Тогда зачем все это?




    Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 9
    Откуда: Россия, Омск
    ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.06 17:11. Заголовок: Re:


    А.В.Хуторской пишет:

     цитата:
    Это слишком общая установка, а не цель на урок. Цель должна быть достигнута, а эту цель за один урок не достичь.


    Совершенно с Вами согласна, Андрей Викторович, но данный приём (как и многие другие) я использую на протяжении всех 4 классов и маленькими шажками продвигаюсь к её достижению.
    Нельзя забывать об особенностях младшего школьного возраста. Уже во 2 классе ученики способны самостоятельно находить информацию, но источники поиска пока ограничены, и без помощи взрослых здесь не обойтись.
    Если бы говорилось о целях на урок по определённой теме, то несомненно, цели бы были более предметными.


     цитата:
    Всё то же самое, это не цели, а благие пожелания, которые никак не проверить.


    Почему же не проверить? В начальных классах ребёнок прогрессирует на глазах, если сравнить учебные продукты учеников на конец первого года обучения и середины второго, то прогресс удивляет!
    А дальше - и нечего говорить. От первых шагов - работы по шаблонам (а этого на первом этапе не избежать) до индивидуальных, самобытных работ. Это касается и тех детей, у которых на первых этапах была заниженная самооценка и слабая мотивация. Результаты поражают. Поверьте, начальная школа - другой мир.

    А.В.Хуторской пишет:

     цитата:
    Вот здесь уже кое-что есть. Но надо тогда конкретно и детализировать:
    1) что такое маленькое открытие?
    2) каждый ли ученик сделал его за урок?
    3) сколько детей захотело это делать вновь и вновь?
    4) Какими диагностическими инструментами получены ответы на предыдущие вопросы? Какова обоснованность этих инструментов, валидность выборки учащихся и т.д.



    А вот ответить на эти вопросы помогает рефлексия, как учеников, так и учителя.
    Если основываться на моей практике, то могу сказать, что в начальных классах, каждый делает для себя открытие, и многие хотят сделать новое вновь и вновь, а то и каждый (это зависит от того, как сработает учитель).

    А.В.Хуторской пишет:

     цитата:
    Т.е надо разбираться с подобными воросами. Иначе будет то, о чем пишет Аделина:
    цитата:
    "Получается, что учитля чаще работают по наитию. Не ставя ни каких целей и даже не могут их выделить. Тогда зачем все это?"



    Главное, что многие учителя РАБОТАЮТ, не стоят на месте, стремятся к тому, чтобы их ученики не были «фаршированной рыбой»..

    «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать", говорил академик Александр Львович Минц.

    А некоторые учителя, отвергают эвристичекие методы обучения, цепляются за старое, боятся нового, ведь «за чем всё это»?


    "Кто развивается, тот интересен каждую минуту, даже во всех своих уклонениях от истины".
    В. Г. Белинский


    С уважением, Елена Олеговна. Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 1
    ссылка на сообщение  Отправлено: 08.08.06 04:41. Заголовок: Re:


    открытых заданий может быть сколько угодно, все зависит от целей. их может придумать и сам ученик. Вообще. я очень люблю открытые названия тем уроков, это вызывает интерес, начинается поиск истины... например:
    Кто ВЫ, господин Горбачев?
    Николай II - злой гений или Ангел Хранитель России?
    Есть ли среди нас декабристы?
    кроме того, я даю домашние открытые задания на дискете с какой либо исторической картиной.
    или дети сами создают такое задание ( так я пытаюсь расширить их познания в области культуры ,на уроках катастрофически не хватает времени , слишком большой объем материала и научить их творчески мыслить, интересные работы потомрассматриваем на общей презентации)

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Руководитель Научной школы




    Пост N: 32
    Info: светло-мутно-радужное
    Откуда: Россия, Москва
    Фото:
    ссылка на сообщение  Отправлено: 08.08.06 22:07. Заголовок: Re:


    Халикова Зяферя Гале - вы, конечно, творческий учитель. Но коли вы уж находитесь на научном форуме, позволю себе отнестись к вашим примерам как оппонент.


     цитата:
    Кто ВЫ, господин Горбачев?

    Да, открытый вопрос. Хотя чтобы не впасть в штампы, которыми перегружено общество относительно данного человека, нужно о-очень постараться. Дети будут просто повторять и доказывать всё то, что они слышали. Вы вот на этом уроке услышали хоть одну нетривиальную версию ответа на этот вопрос? А хотели её услышать? И что тогда для этого делали?


     цитата:
    Николай II - злой гений или Ангел Хранитель России?

    Это уже не открытый и совсем не эвристический вопрос. Если в первом вопросе хотя бы не были указаны варианты ответов, то здесь их только два. Не разгуляешься...


     цитата:
    Есть ли среди нас декабристы?

    Тоже не эвристический вопрос. Предполагается, что ученики должны знать, кто такие декабристы, причем, скорее всего без своих версий, по учебнику. И им остается лишь провести расследование и выявить среди своих одноклассников с такими же качествами-поступками.

    Я вспоминаю, что у нас на одной из дистанционных эвристических олимпиад по истории был вопрос про "февралистов", вот там действительно было открытое эвристическое задание, и оно сработало!



    Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 1
    ссылка на сообщение  Отправлено: 19.08.06 01:39. Заголовок: Re:


    Интересное обсуждение. Поставлен интересный вопрос: "Что такое эвристическое задание?". Есть интересные примеры творческих подходов учителей. Но я не нашла их четкой аргументации целей. Получается, что учитля чаще работают по наитию. Не ставя ни каких целей и даже не могут их выделить. Тогда зачем все это?

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Руководитель Научной школы




    Пост N: 77
    Info: светло-мутно-радужное
    Откуда: Россия, Москва
    Фото:
    ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.06 04:49. Заголовок: Re:


    Елена Олеговна, вы не ощущаете, что мы говорим с вами на разных языках? Я задаю вам конкретные вопросы:
    А.В.Хуторской пишет:

     цитата:
    1) что такое маленькое открытие?
    2) каждый ли ученик сделал его за урок?
    3) сколько детей захотело это делать вновь и вновь?
    4) Какими диагностическими инструментами получены ответы на предыдущие вопросы? Какова обоснованность этих инструментов, валидность выборки учащихся и т.д.



    А вы вместо четких ответов на каждый вопрос приводите рассуждения о чем-то своём. К сожалению, права Аделина:

     цитата:
    Получается, что учитля чаще работают по наитию. Не ставя ни каких целей и даже не могут их выделить.





    Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 2
    ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.06 02:50. Заголовок: Re:


    "маленькое открытие "- это радость ребенка, что он узнает себя и свои возможности:
    "я могу! у меня получается!" не важно что он делал, решил задачу другим способом или символом выразил понятие по истории...

    но увы! не каждый ребенок на уроке это открытие делает.... вот наше поле внимания как учителя...

    когда урок построен так, что ребенок может себя самовыразить, дети желают повторить свой успех...

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 3
    ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.06 04:55. Заголовок: Re:


    уважаемый, Андрей Викторович, я соглашусь с Вашими аргументами ,но я и не говорила о том, что все эти вопросы эвристические ... акцент делался прежде всего на творческий поиск и понимания детьми неоднозначности ответа... это шаг к эвристическому, мне, по крайней мере, так видится... ведь открытие ребенком даже известной истины, но своим способом тоже можно назвать Эврикой....мне очень интересен Ваш подход к обучению и Ваши комментарии очень ценны... а по поводу вопроса с заданными ответами, мои ребята идут дальше предложенных, они ставят многоточие и выдвигают свои... это совсем не обязательно, что они согласны с предложенным, это поощряется мною всегда и иногда мы во время рефлексии трансформируем формулировки темы или проблемы

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Руководитель Научной школы




    Пост N: 104
    Info: светло-мутно-радужное
    Откуда: Россия, Москва
    Фото:
    ссылка на сообщение  Отправлено: 03.09.06 07:29. Заголовок: Re:


    Халикова З.Г. пишет:

     цитата:
    мои ребята идут дальше предложенных, они ставят многоточие и выдвигают свои... это совсем не обязательно, что они согласны с предложенным, это поощряется мною всегда и иногда мы во время рефлексии трансформируем формулировки темы или проблемы



    Привели бы конкретные примеры что-ли...

    Открой в себе лучшее! Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 3
    ссылка на сообщение  Отправлено: 08.09.06 20:05. Заголовок: Re:


    Познакомиться с методикой эвристического обучения удалось только благодаря знакомству с работой центра "Эйдос".
    Спасибо судьбе за это!
    Очень радуюсь за педагогов, котрые уже умеют вводить в свою педагогическую практику хотя бы элементы эвристического обучения. Особенно удачно это получается на гуманитарных предметах.
    Но как согласовать эвристические задания на уроках математики в старших классах с требованиями программы и госстандартов, особенно когда уровень обучающихся невысок? Ведь сделать свое открытие в математике очень непросто большему количеству моих учеников. Не хватит времени на обеспечение требуемых ЗУНов (именно по ним оценивают работу учителя в первую очередь).
    Уже предвижу реакцию коллег: "А какие цели Вы ставите перед собой, как учитываете устремления учащихся?"
    Но честное слово не умею включить эвристические задания в урок. Давать в качестве домашнего задания или во внеклассой работе - да, использую, но на уроке - пока не получается.
    Кто может поделиться опытом?


    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 6
    Откуда: РФ, Учалы
    ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.06 17:53. Заголовок: Re:


    DeryshevaIE пишет:

     цитата:
    Кто может поделиться опытом?


    Вы не одиноки в этом вопросе.
    Действительно, получается работаем по наитию!

    Хочу научиться
    поэтому я здесь.
    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 7
    ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.06 05:14. Заголовок: Re:


    DeryshevaIE пишет:

     цитата:
    Очень радуюсь за педагогов, котрые уже умеют вводить в свою педагогическую практику хотя бы элементы эвристического обучения. Особенно удачно это получается на гуманитарных предметах.
    Но как согласовать эвристические задания на уроках математики в старших классах с требованиями программы и госстандартов, особенно когда уровень обучающихся невысок? Ведь сделать свое открытие в математике очень непросто большему количеству моих учеников. Не хватит времени на обеспечение требуемых ЗУНов (именно по ним оценивают работу учителя в первую очередь).



    Действительно, на таком уроке как математика очень остро видно, что на сегодняшний день существует серьезное несогласование между выполнением госстандарта на ЗУНы и необходимостью введения элементов эвристического обучения.

    Вспоминаю такую притчу у П.Коэльо.

    Юноша отправился узнать Секрет счастья у самого мудрого из людей. Мудрец предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова через два часа, попросив сделать это с ложечкой наполненной маслом. Держать ложечку следовало так, чтобы масло не вылилось.
    Юноша, вернувшись к мудрецу в смущении, должен был сознаться, что он не увидел ничего прекрасного, что было во дворце. Мудрец попросил его сделать это еще раз, т.к. нельзя доверять человеку, с домом которого не знаком.
    Юноша внимательно осмотрел все чудеса дворца, но вернулся без тех двух капель масла, которые были в ложке.
    Совет мудреца был таков - смотреть на все чудеса света, надо никогда не забывая о двух каплях масла в своей ложечке.

    Мне кажется, что и здесь весь секрет в том, как, удерживаясь в рамках ЗУН вводить в практику обучения эвристические методы для ориентации на личностное, индивидуальное развитие детей. Т.е. задумываясь о ЗУН, не забыть о личностном развитии учащихся и наоборот.

    А может быть… Наверное даже правильнее, во главу угла поставить личностное развитие в рамках эвристического обучения, т.к. именно такое обучение дает возможность ВИДЕТЬ «чудеса света» (ведь в притче – это и есть счастье, да и в жизни тоже), но никогда не забывать о ЗУНах, которые должны усвоить ученики.


    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 12
    Откуда: РФ, Благовещенск
    ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.09 22:24. Заголовок: Смирнова Т.Н. пишет:..


    Смирнова Т.Н. пишет:

     цитата:
    Совет мудреца был таков - смотреть на все чудеса света, надо никогда не забывая о двух каплях масла в своей ложечке.
    Мне кажется, что и здесь весь секрет в том, как, удерживаясь в рамках ЗУН вводить в практику обучения эвристические методы для ориентации на личностное, индивидуальное развитие детей. Т.е. задумываясь о ЗУН, не забыть о личностном развитии учащихся и наоборот.


    В корне не согласна с вами - это все равно как сидеть на двух стульях. Любая технология обучения - это система, без системы не может быть результата.
    Я думаю, что мораль этой притчи в другом, уметь видеть все вокруг и не потерять самого себя.
    В целом в эвристическом обучении как и любой науке должна быть стратегия, логически выстроенная. Мы действительно в традиционной школе работаем по определенной технологии или по стандарту.
    Будучи наблюдателем по природе, обратила внимание, что в какой-либо отрасли человек не специализировался бы, в целом он может решить все общественные вопросы на уровне своего общего развития, результат не зависит от конкретного знания, а зависит от уровня сознания. А эвристические задания как я их понимаю, это и есть развитие сознания.
    Хотелось бы глубже понять ваш ход мыслей, потому-что этот вопрос, соотношение эвристического обучения и стандарта главный.
    Я еще трудно понимаю специфику создания эвристического задания, у меня на уроках эти задания не присутствуют.
    Я еще не волшебник, я еще только учусь, и пока у меня только пух и перья.




    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 5
    Info: удивительное
    Откуда: Россия, Красноярск
    ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.06 21:51. Заголовок: Re:


    согласна с тем, что маленькое открытие самое важное, что происходит с ребенком на уроке. маленькое открытие - почти дорога в большое творчество. Мне всегда хотелось, чтобы на уроке детям было интересно, чтобы они ко мне шли "за делом", может, поэтому почти все задания первого этапа конкурса "нашлись" в моих поурочных планах... И Это тоже маленькое открытие. Для меня. спасибо вам за него!
    Валерия Радиченко


    Радиченко Валерия Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 2
    Info: хорошее
    Откуда: Россия, Муравленко
    ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.06 23:05. Заголовок: Что такое эвристическое задание?


    Задание в котором заложено маленькое открытие, осознание самого себя, задание которое нацелено на успех, на развитие креативных вохможностей, способностей учащихся самостоятельно думать и принимать решение, делать выводы и анализировать.......помогите продолжить мысль

    Хочешь жить-умей осваивать новые технологии! Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 3
    Info: хорошее
    Откуда: Россия, Муравленко
    ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.06 23:17. Заголовок: Сколько может быть открытых заданий на уроке?


    Я думаю что два-три, если намечена работа в группах, но лучше начинать с одного для того чтобы увидеть результат самого задания, но это невсегда получается, ребята просят еще дома подумать, проанализировать, не все так просто...Мои ученики 11-го класса на такое задание принесли реферативные работы по 3-4 листа, не ответив на главный вопрос почему и зачем ( с внесением своих способов решения коммуникативной задачи) ......они сделали свой вывод "как по всем предметам", некоторые из них не дочитали задание до конца...

    Хочешь жить-умей осваивать новые технологии! Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 1
    ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.06 06:18. Заголовок: Что такое эвристическое задание?


    Плечко ТВ пишет:

     цитата:
    Задание в котором заложено маленькое открытие, осознание самого себя, задание которое нацелено на успех, на развитие креативных вохможностей, способностей учащихся самостоятельно думать и принимать решение, делать выводы и анализировать....


    По- моему уже очень много определений, даже продолжать не надо. Вы отвечаете на вопрос: Какое оно - эвристическое задание? Я тоже: представляю себе эвристическое задание состоящим из ступеней, не очень высоких каждая по отдельности, но позволяющим школьникам подняться на такую высоту, на каую они смогут. Ступени уходят в бесконечность и никто не знает куда - это открытое задание. А мастерство учителя состоит в том, чтобы выбрать высоту этих ступеней, направление движения ученика и сделать так, чтобы он захотел подниматься все выше и выше.
    Из чего сделать лестницу, тоже решает тот, кто предлагает эвристическое задание: в ее основу может быть положен метод(обязательно эффективный и поражающий воображение) или факт, или цепочка фактов.
    А вот у меня возник вопрос: если сам-то учитель ведь не знает, к чему придет ученик в открытом задании, то как же оценивать выполнение задания? По продвижению? Сравнивая с результатами других учеников? Или просто: творил, согласился идти по моей лестнице - молодец?

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 5
    Откуда: РФ, Нефтекамск
    ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.06 00:38. Заголовок: Re:


    Пономарева И.Н. пишет:

     цитата:
    А вот у меня возник вопрос: если сам-то учитель ведь не знает, к чему придет ученик в открытом задании, то как же оценивать выполнение задания?


    А для этого существуют специальные параметры, по которым оцениваются, например, работы участников дистанционных олимпиад.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 2
    ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.06 06:47. Заголовок: Что такое эвристическое задание?


    Я пытаюсь примерить свои задания для учащихся под определение "эвристическое". Но я выясняю, что определение-то очень неясное
    . В названии заложено предположение открытия, "эврики" .Будет ли открытием для ученика то, что получится в результате наших усилий по созданию занятия? Знание должно быть новым для него, значит, если мы собираемся готовить его к открытию фактов программного содержания, то мы четко должны представлять себе возраст ученика и его знания. Может ведь получиться так, чтомы придумали замечательную сказку, как складывать дроби, какие-то творческие задания по придумыванию приемов, а ученик это все знает. И наша грандиозная идея с эвристическим заданием на уроке проваливается. Выход: предложить какой-то новый метод, какой никто не может знать, потому что учитель сам его вчера придумал ?
    С внепрограммными заданиями действительно проще!
    Посмотрим на термин "эвристическое задание" по-другому: новым для ученика должен быть не тот материал, который он изучает, а тот подход к изучению, который предлагается учителем. Вот тут, по-моему, может получиться. Неожиданный и нетрадиционный взгляд на привычные вещи удивляет, из удивления рождается желание и интерес, далее мы этот интерес направляем в нужное русло инструкциями и... опять может ничего не получиться, так как наши инструкции, продвигая ученика в нужном нам направлении, могут затормозить его, если он хотел двигаться в другом.
    А, понятно! Инструкции должны предусматривать поход в любом направлении. Они должны содержать указания, как думать, а не что. То есть учить каким-то мыслительным операциям?
    ( Я уже с собой разговариваю Это потому, что на форуме никого нет) Так что же такое "эвристическое задание"?

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 7
    Info: творческое
    Откуда: Россия, Курган
    ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.06 01:38. Заголовок: Re:


    Пономарева И.Н. пишет:

     цитата:
    Так что же такое "эвристическое задание"?



    Эвристические задания, я думаю, это задания необычные, нестандартные,которые требуют иного подхода к их решению. Вопрос в таких заданиях тоже должен формулироаваться необычно. В решении эвристическихзаданий, на мой взгляд, не должно быть никаких инструкций. Ими мы загоняем мысль ученика в тупик.Он пойдет протаренной дорожкой и не сможет решить такое задание. Да, они трудные, но решение их должны приносить радость успеха.Я пытаюсь давать своим ребятишкам такие задания, но на уроке на их решение уходит много времени.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 10
    Откуда: РФ, Нефтекамск
    ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.06 22:20. Заголовок: Re:


    К вопросу о критериях оценки эвристических заданий. Привожу их все:
    1. Креативная зажигательность задания
    2. Эвристичность задания
    3. Образовательная значимость
    4. Технологичность задания
    5. Человекосообразность задания
    6. Практическая значимость задания

    По этим критериям и оценивались задания, которые разрабатывались участниками конкурса "ДУГ - 2006". Мой вопрос: почему первое место отведено креативной зажигательности. Параметр, на мой взгляд, очень субъктивный. К тому же представители Научной школы часто говорят о том, что в эвристическом обучении заинтересованность детей - не цель, а "сопутствующее обстоятельство".


    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 4
    Откуда: Россия, Тольятти
    ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.09 03:00. Заголовок: Оценивание эвристического задания


    Воробьева Е.Н. пишет:

     цитата:
    К вопросу о критериях оценки эвристических заданий. Привожу их все:

    1. Креативная зажигательность задания
    2. Эвристичность задания
    3. Образовательная значимость
    4. Технологичность задания
    5. Человекосообразность задания
    6. Практическая значимость задания



    Я встречала уже этот список, НО!
    Очень бы хотелось разобраться в такой шкале оценок, ведь они придуманы давно? И как эти оценки ставятся: баллами, процентами (по отношению к чему?) Посоветуйте пожалуйста, где все это можно узнать, увидеть на примерах. Ибо, как я могу озаботить ребенка заданием, не умея оценить результат?

    bni Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 1
    ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.07 21:45. Заголовок: Что такое эвристическое задание?


    Уважаемые коллеги! Я абсолютный профан в методической терминологии, совершенно не могу ее усвоить и понять, хотя работаю учителем много лет. Мои друзья шутят, что я не теоретик, а практик. Мне кажется, что эвристическим может быть (а по идее - должен быть) каждый урок. Потому что лучше всего ребенок понимает и усваивает то, до чего он дошел своим умом ( даже если ему только кажется, что это был его собственный путь). Я преподаю английский язык и историю искусства в гимназии 1543. Скажу о своем опыте в области второго предмета. Объявив новую тему и представив ученикам новую терминологию или эпоху, я дальше показываю множество картинок и пускаю детей в свободное плаванье.Главные вопросы: "Что мы видим? А почему это так? А зачем? С чем это может быть связано и как?" и т.д. При этом учитель,конечно, должен незаметно манипулировать направлением мыслей ребенка. Как правило,мы фиксируем основные моменты наших наблюдений, делаем выводы, а затем сравниваем их с академическими, т.е. с теми, к которым, собственно, я и хотела их привести. Правда, иногда их выводы бывают много интереснее общепринятых, талантливее, ярче. Можно ли назвать это эвристическим уроком? Или я опять путаюсь в терминах?
    Мне бы очень хотелось увидеть побольше конкретных, живых примеров. В свою очередь, я могла бы поделиться тоже своими уроками или экскурсиями, некоторые из них существуют у меня в виде электронных презентаций

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 28
    Откуда: Россия, Белово
    ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.08 21:31. Заголовок: Михайловская Наталья..


    Михайловская Наталья пишет:

     цитата:
    При этом учитель,конечно, должен незаметно манипулировать направлением мыслей ребенка.


    Но разве учитель должен манипулировать мыслями ребёнка? Тогда, получается, что мы навязываем ему своё мнение? Может быть, учитель просто должен потом познакомить ребёнка с другими мыслями, предложить оценить их, высказать свою точку зрения.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 70
    Info: позитивно-динамичное :-)
    Откуда: Россия, Кисловодск
    ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.08 08:08. Заголовок: Иванова Г.А. пишет: ..


    Иванова Г.А. пишет:

     цитата:
    Но разве учитель должен манипулировать мыслями ребёнка? Тогда, получается, что мы навязываем ему своё мнение? Может быть, учитель просто должен потом познакомить ребёнка с другими мыслями, предложить оценить их, высказать свою точку зрения.


    Думаю, что автор имела ввиду не манипулирование, а направление, коррекцию. При работе с эвристическими заданиями мы ни теоретически, ни практически не должны что-либо навязывать. Ведь задания-то открытые. Мне очень интересно бывает вступать с детьми в эвристическое обсуждение поставленных и всплывающих вопросов. С удивлением ловлю себя на мысли, что креативности надо бы у детей поучиться!

    Дорогу осилит идущий...

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Ответов - 60 , стр: 1 2 All [только новые]
    Ответ:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

    показывать это сообщение только модераторам
    не делать ссылки активными
    Имя, пароль:      зарегистрироваться    
    Тему читают:
    - участник сейчас на форуме
    - участник вне форума
    Все даты в формате GMT  11 час. Хитов сегодня: 11
    Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
    аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет