On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.08 17:43. Заголовок: Дистанционное обучение гуманитарным дисциплинам


Здравствуйте! Я совсем недавно познакомилась с Научной школой А.В. Хуторского и на этот форум привела меня 10-я Всероссийская дистанционная конференция. Тема, которую я предложила, для меня очень актуальна. В своём образовании я сочетаю информационные технологии и психологию, и мне очень хочется заниматься и тем и другим. Но тут появляется теоретическая и практическая проблема. Насколько эффективно дистанционное обучение психологии или если брать шире – гуманитарным дисциплинам. Насколько оно востребовано… С точными науками всё проще. Прочитал теорему, решил геометрическую задачку и можно говорить об усвоении материала. При дистанционном обучении гуманитарным дисциплинам всё сложнее. Использовать мультимедиа технологии, творческие задания просто необходимо (что конечно требует определённых усилий и ресурсов), но где живое человеческое взаимодействие? Является ли это проблемой… И если да, то как её решить…

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 21 [только новые]





Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.08 19:10. Заголовок: Реплика дилетанта


Здравствуйте!

Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
Но тут появляется теоретическая и практическая проблема. Насколько эффективно дистанционное обучение психологии... Насколько оно востребовано… но где живое человеческое взаимодействие? Является ли это проблемой… И если да, то как её решить…



(а) Слово эффективность требует описания критерия эффективности

(б) Обучение основам психологии или самоанализа востребовано как никогда ранее. Востребовано ли дистанционно? Востребовано еще сильнее. Человек скрытен вообщ, а на приеме у аналитика супер скрытен. Понять себя, все равно, что исповедь свершить сомого себя перед самим собой. Потому и сделать это перед монитором "менее скрытно" :)

(в) Если считать, что для психолога, для учителя психолога "живое общение просто обязательно", то тогда вариант дистанционного обучения или дистанционной исповеди ОТПАДАЕТ. В нашем слкучае "живое общение" есть "живое дело, живой текст" который был набран, передан и прочитан. Все остальное - отсутствует. Текст это тоже портрет и очень информативный. Конечно, существуют вэб-камеры (видео) и голос (микрофон) которые могут и естественно "улучшают" психокартинку ученика или пациента.

Вопросы, которые Вы задали ОЧЕНЬ серьезны. Моя реплика субъективна. Написал, что пришло сразу. Яне профессионал психолог, я ИТэшник, учитель

Удачи!
О.Лавров

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
Откуда: Россия, Тула
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.08 20:55. Заголовок: Ответ не дилетанту, а учителю


Для О. Лаврова. Любое мнение интересно. Учитель он всегда учитель. А учитель психологии (кем я и являюсь + диплом учителя математики и информатики) и психолог не одно и тоже.
(а) Критерии эффективности безусловно необходимы, это даже отдельная тема. При чём, на мой взгляд, для каждой дисциплины необходим свой подход. А психология – это частный пример. Условно определю, что дистанционное обучение эффективно, если человек, получивший его, творчески и материально смог реализовать себя в той области, которую выбрал.
(б) Познание себя с помощью дистанционного обучения – это одно, а получение профессии психолога другое. Захотите ли вы пойти к врачу, если узнаете, что основы своей профессии он узнал сидя за компьютером дома…
(в) Искренне верю, что дистанционное обучение при правильном подходе ни чем не хуже обычного.
В Интернете есть дистанционные курсы психологии, но в большинстве случаев они дают лишь сухую информацию, учебник, переложенный в электронный вид.

Предлагаю не концентрироваться на психологии. Её изучают больше в высшей школе. А другие гуманитарные дисциплины… Неужели в них всё просто…

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 22
Info: изумительное
Откуда: Россия, Самара
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.08 07:20. Заголовок: Харланова Ю.В. пишет..


Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
Насколько эффективно дистанционное обучение психологии или если брать шире – гуманитарным дисциплинам. Насколько оно востребовано… С точными науками всё проще. Прочитал теорему, решил геометрическую задачку и можно говорить об усвоении материала.


Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
Предлагаю не концентрироваться на психологии. Её изучают больше в высшей школе. А другие гуманитарные дисциплины… Неужели в них всё просто…



Уважаемая Юлия Викторовна!
Наверное, многие согласятся, что невозможно сразу и однозначно ответить на поставленный Вами вопрос.
Какой смысл Вы в данном контексте вкладываете в слово "проще"? Проще усвоение материала? Решение конкретных задач как его показатель? Например, представитель точных наук может то же самое сказать о гуманитарных - творческое, дистанционное и т.п. обучение у гуманитариев проще, достаточно изложить свою мысль, а вот у нас...
Иначе говоря, в чём Вы видите простоту и сложность гуманитарных и точных наук? Попробуйте классифицировать.

С пожеланием плодотворных поисков,
Свитова Татьяна Викторовна,
сотрудник ЦДО "Эйдос"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3
Откуда: Россия, Тула
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.08 21:35. Заголовок: Мысли о простоте и сложности


Уважаемая Татьяна Викторовна! Вы правы. Слово «проще» здесь не подходит. Оно не объективно. Используя это слово, я, наверное, опиралась на свой личный опыт работы, как в точных, так и в гуманитарных науках. Я имела в виду не методы обучения, а скорее содержание и контроль.
На мой взгляд, определить уровень и качество усвоения материала более объективно можно именно в точных науках. В них более ясно и понятно определён набор знаний и умений, которыми должен овладеть школьник или студент.
В гуманитарных же науках найти двух студентов с абсолютно одинаковым знанием даже отдельной темы некой гуманитарной дисциплины невозможно. Например, история. Один готовился по одному учебнику, другой по другому, третий вообще достал редкую литературу по данной теме. И оценка преподавателя будет субъективной в зависимости от его собственного опыта, взглядов на проблему и т.п.
Думаю, дистанционные курсы некой гуманитарной дисциплины различные преподаватели составят по-разному, материал будет носить налёт индивидуальности, свой набор мыслей и фактов. В точных науках индивидуальность так же присутствует, но не в содержании, а в методах.
Такое различие в науках отражается и в дискуссиях по поводу тестирования. Насколько объективно можно оценить знание по гуманитарной дисциплине с помощью теста? Этот вопрос, конечно, не имеет однозначного ответа и я не первая, которая его задаёт… Скорее всего для объективного оценивания требуются тестирование со специфическими вопросами с дальнейшим очным собеседованием с преподавателем.
Из гуманитарных дисциплин мне больше знакома специфика психологии. Правильно ли на её примере оценивать все остальные науки (например, историю, литературу, русский язык)… И какие ещё школьные предметы и вузовские дисциплины можно внести в этот список…

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 23
Info: изумительное
Откуда: Россия, Самара
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.08 06:15. Заголовок: Доброго времени суто..


Доброго времени суток, Юлия Викторовна!

Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
На мой взгляд, определить уровень и качество усвоения материала более объективно можно именно в точных науках. В них более ясно и понятно определён набор знаний и умений, которыми должен овладеть школьник или студент.



Изначально Вами поднимался вопрос об эффективности дистанционного обучения. Т.е. оцениваться должен набор определенных умений и знаний? Но ведь в гуманитарных науках также есть определенные ЗУНы, необходимые для усвоения по конкретным темам, и они также четко определены в стандартах, учебных планах. Просто в зависимости от содержания ЗУНов будут различные критерии.

Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
В гуманитарных же науках найти двух студентов с абсолютно одинаковым знанием даже отдельной темы некой гуманитарной дисциплины невозможно. Например, история. Один готовился по одному учебнику, другой по другому, третий вообще достал редкую литературу по данной теме. И оценка преподавателя будет субъективной в зависимости от его собственного опыта, взглядов на проблему и т.п.



Думаю, что двух студентов с одинаковыми знаниями невозможно найти в принципе, ибо каждый из них идивидуальность
А что касается оценки точек зрения, сформированных благодаря разным источникам - вероятно, нужно найти общие критерии, по которым можно было бы оценить ответ. Какие это могут быть критерии, например, в более близкой Вам психологии? В других гуманитарных дисциплинах?

Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
Думаю, дистанционные курсы некой гуманитарной дисциплины различные преподаватели составят по-разному, материал будет носить налёт индивидуальности, свой набор мыслей и фактов. В точных науках индивидуальность так же присутствует, но не в содержании, а в методах.



Несомненно, это будут разные по содержанию курсы, даже на одну тему. И прежде всего это будет зависеть от целей, которые ставит этот курс. В этом ракурсе будет варьироваться и содержание.
А почему Вы думаете, что в точных науках индивидуальность присутствует не в содержании? Ведь для любого явления можно найти прямо противоположные мнения ученых (да и учебники тоже составляются разными авторами, отдающими предпочтение тем или иным изложениям).

К примеру, в эвристическом обучении выделяется инвариантная часть содержания образования (стандарты) и инвариантная - создаваемая самим учеником. И личные открытия ученика - это уже индивидуальное содержание, в любой области знаний.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 4
Откуда: Россия, Тула
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.08 20:12. Заголовок: Психология и математика


Здравствуйте, Татьяна Викторовна! Конечно же, в гуманитарных науках есть ЗУНы, определённые в стандартах и учебных планах школы и вуза. Но и они могут быть размыты. Приведу пример. В психологии есть направление психоанализ. В стандартах отмечено это направление. НО! Этот несложный вопрос можно изложить по-разному. Описать разных представителей данного направления, включить знаменательные даты, события, привести примеры из практики. Всё зависит от глубины изучения материала, от конкретного преподавателя. На противоположной стороне вопрос из геометрии - «Теорема Пифагора». И как бы ни хотел учащийся :-) или преподаватель, тот объём знаний, который должен показать школьник, ограничен определённым материалом. И в этом случае если два ребёнка готовились по одному учебнику и выучили наизусть эту теорему, то знания их, на мой взгляд, относительно одинаковы. Хотя я и не отрицаю, что каждый учащийся – индивидуальность и говорить от абсолютной идентичности невозможно. И даже если в разных учебниках материал излагается по-разному, большой вариативности нет.
Таким образом, единственным критерием, по которому можно было бы оценить ответ студента по гуманитарной дисциплине, это ориентация на конкретную литературу. Но в этом случае возможна ситуация, когда разные учебные заведения и преподаватели дадут разные критерии.
Татьяна Викторовна, Вы пишете, что для любого явления в точных науках можно найти прямо противоположные мнения ученых. Но определения, аксиомы и теоремы… От них никуда не уйти. Если в психологии даже простейшие базовые определения (психика, память) могут быть различны у разных авторов, то определение равностороннего треугольника однозначно. Для дальнейшего диалога предлагаю использовать примеры из других дисциплин, так как, возможно, я сравниваю лишь психологию и математику…

Первой моей целью на этом форуме было поговорить о дистанционном обучении, но никак не получается… А эта сфера меня очень интересует. Она очень перспективна и хотелось бы в ней работать…


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 64
Info: конструктивно-деловое
Откуда: РФ, Королев МО
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.08 23:12. Заголовок: Харланова Ю.В. пишет..


Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
но где живое человеческое взаимодействие?


Дистанционное обучение отнюдь не сводится к обмену файлами на расстоянии. Можно использовать технологии, обеспечивающие общение в реальном времени, а можно и те, которые позволяют общаться полностью вживую - организовывать видео и аудиоконференции.

Не вижу принципиальной разницы между гуманитарными и техническими дисциплинами с точки зрения дистанционных занятий, откровенно говоря. Конечно, свои особенности есть в каждом предмете, но барьерами для ДО они не являются. Поэтому пока не увидела, как Вы пишите "теоретическую и практическую проблемы". Если Вы их сформулируете, можно будет обсудить их.

Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас самих.
C. Лем
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 5
Откуда: Россия, Тула
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.08 05:41. Заголовок: Уважаемая, Ю.В. Не с..


Уважаемая, Ю.В. Не согласна с тем, что принципиальной разницы между гуманитарными и техническими дисциплинами с точки зрения дистанционного обучения не существует. В первую очередь надо поставить вопрос: в чём цель данной формы обучения. Она может быть различной у разных людей. Я ориентируюсь на человека, который, получив свидетельство об окончании обучения, стремится добиться успеха в той области, которую изучил. Иначе в обучении нет смысла.
Проблема №1
Начну с конца, с поверхности, с внешней стороны вопроса. Отмечу, что, на мой взгляд, это не самая главная, но серьёзная проблема! Представьте себя работодателем, который выбирает человека гуманитарной специальности ДЛЯ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ. Кого Вы предпочтёте, человека получившего обычное образование или дистанционное. Ответ очевиден. Или другой риторический вопрос, который я уже отмечала выше: Захотите ли вы пойти к врачу (психологу, педагогу), если узнаете, что основы своей профессии он узнал сидя за компьютером дома…
Не подумайте, что я против дистанта. Я как раз «ЗА», но здесь не всё так очевидно… Известно, что неудовлетворённость - это путь к прогрессу. Безусловно, существуют технологии позволяющие заменить реальное общение, но насколько они доступны сегодня. У меня лично нет ни камеры, ни микрофона, только колонки. И это не связано с материальными затруднениями или с отсутствием знаний (а у некоторых людей они могут быть). В этих «приспособлениях» лично у меня нет необходимости + Интернет у меня достаточно медленный… Возможно, это всё в будущем…
Дистанционное обучение сегодня развивается очень активно. Есть тенденции к получению высшего образования с помощью подобной формы. Вот только интересно, будут ли в дипломе писать, каким образом человек получил образование (может это уже делается за рубежом или у нас, я не знакома с данными фактами). Если отметка будет, то боюсь, не посчитает ли общество это образование «вторым сортом». Здесь я не говорила о качестве преподавания, методах обучения и т.д. - это другие проблемы. Единственное решение проблемы №1, который я вижу, это при получении гуманитарного образования сочетать практику (в различных формах) и дистант + что важно - изменить формулировку: к примеру, практико-дистанционное обучение.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 24
Info: изумительное
Откуда: Россия, Самара
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.08 06:55. Заголовок: Харланова Ю.В. пишет..


Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
Единственное решение проблемы №1, который я вижу, это при получении гуманитарного образования сочетать практику (в различных формах) и дистант + что важно - изменить формулировку: к примеру, практико-дистанционное обучение.



Юлия Викторовна,
чтобы более наглядно проиллюстрировать возможность интеграции дистанционного образования с очным, приведу Вам конкретный пример из деятельности ЦДО "Эйдос".

Центром проводятся курсы, проекты для школьников. Работу группы учащихся организует локальный координатор. Студент (педагог, ЛК) работает с материалами по дистанционным технологиям - это дистанционный элемент; в то же время, он находится очно с ребятами, осваивающими определенную тематику. Получается синтез - очно-дистантное обучение.
Также, занимаясь на курсе для педагогов Вы выполняете разработки для реальных занятий, которые впоследствии можете применять.

Типичный примером является и текущая конференция - она проходит в дистанционной форме, но на очных педсоветах возможно (и происходит) обсуждение тематики.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 66
Info: конструктивно-деловое
Откуда: РФ, Королев МО
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.08 09:07. Заголовок: Харланова Ю.В. пишет..


Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
Кого Вы предпочтёте, человека получившего обычное образование или дистанционное. Ответ очевиден.


Для меня тоже ответ очевиден, но другой :-) Работодатель предпочтет человека с опытом работы. Вопросы формы получения образования при отсутствии жизненного практического опыта работы отпадают в большинстве случаев.

Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
Захотите ли вы пойти к врачу (психологу, педагогу), если узнаете, что основы своей профессии он узнал сидя за компьютером дома…


В профессиях такого рода (да в любых ведь!) кроме теоретических знаний предполагается обязательная практика с оценкой. Очное образование совершенно не гарантирует знаний - студент может сидеть на последней парте и играть в "быков и коров", формально присутствуя на лекции, но при этом и отсутствуя на ней. И я ни разу не интересовалась у врача (педагога, психолога), где именно он получил образование и какого цвета у него диплом. Меня больше интересует его репутация, отзывы других клиентов и проч.

Кстати, а как же традиционные заочные формы обучения в ВУЗах? Там основы профессии тоже дома постигаются, очно только экзамены сдаются.

Вообще, мне кажется, мы слишком увлеклись формальной стороной этого вопроса. Как раз стоило бы говорить об эффективных формах и методах ДО, которые позволили бы ему так зарекомендовать себя, чтобы ни у кого язык не повернулся считать такое образование второсортным.



Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас самих.
C. Лем
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 6
Откуда: Россия, Тула
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.08 19:01. Заголовок: Проблема №2


Надеюсь мои «оппоненты» не поймут меня превратно, если я отвечу одновременно на два сообщения. Кроме того, Вы являетесь представителями данной Научной школы и Центра ДО.
Татьяна Викторовна, тот пример, который Вы привели не совсем о том, что я писала. Да, здесь сочетаются очная и дистанционная формы, но лично школьники это сочетание, я думаю, не осознают. Для них это обычное обучение. Или я ошибаюсь…
Ю.В., полностью согласна я тем, что работодатель предпочтет человека с опытом работы, но все когда-то устраиваются работать первый раз. Без этого опыт не получить :-) И пример, который я привела, касался именно двух выпускников вузов.
Верно и то, что важна «репутация, отзывы других клиентов и проч.» врача (педагога, психолога). Но они основываются на личности человека + эффективности обучения. А это уже другие проблемы. Первую, которую я описала в предыдущем сообщении, можно условно обозначить «Отношение общества».
В очном или заочном обучении при получении гуманитарного образования студенты всегда проводят практику. Будущий учитель в школе, будущий психолог на телефоне доверия или в психиатрическом центре, врач в больнице. Имеется ли это сегодня в дистанционном обучении гуманитарным дисциплинам? Сомневаюсь… В будущем я считаю, это обязательно должно быть.
Теперь можно перейти к эффективным формам и методам ДО. Не думайте, что я считаю этот вопрос не значительным.
Проблема №2. Методы и формы ДО
К чему сегодня сводится ДО? (отмечу, что дальнейшее не касается сайта Вашей Научной школы, так как мне не знакома процедура прохождения у Вас дистанционных курсов) Итак, регистрация на сайте, получение доступа к лекциям (замечательно, если имеются и изображения), их самостоятельное изучение, выполнение теста по теме. При сдаче всех тестов - УРА! Я получил свидетельство о прохождении дистанционный курсов. Такую систему я проходила. Конечно, есть варианты, на одном сайте предлагают вместо тестов отправлять по почте выполненные задания. Но они чётко не сформулированы, отсутствует их оценка. Вот и думай, так всё написал или нет.
Сначала было интересно. А потом подумала, неужели это всё… Неужели нет ничего другого…

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 68
Info: конструктивно-деловое
Откуда: РФ, Королев МО
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.08 23:11. Заголовок: Харланова Ю.В. пишет..


Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
В очном или заочном обучении при получении гуманитарного образования студенты всегда проводят практику. Будущий учитель в школе, будущий психолог на телефоне доверия или в психиатрическом центре, врач в больнице. Имеется ли это сегодня в дистанционном обучении гуманитарным дисциплинам? Сомневаюсь…


Может быть, я не вполне владею материалом? А разве существуют и законодательно закреплены дистанционные ВУЗы? Разве можно получить диплом о дистанционном высшем или среднем образовании?
Если мы говорим о перспективе такого образования, то, несомненно, нужно продумывать многие формальные вопросы, причем не столько на методическом, сколько на юридическом уровне.

Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
К чему сегодня сводится ДО?


На самом деле, форм, в которых существует дистанционное обучение сегодня, значительно больше. То, что Вы описали - это уже не вчерашний, а позавчерашний день. Я с Вами соглашусь, безусловно, что многие организации так и работают, но совершенно нет необходимости на них равняться и считать, что именно они со своим подходом представляют дистанционное обучение.

Совершенно иначе проходит эвристическое дистанционное обучение, имеющее в основе оргдеятельностную методику. Именно такое ДО организует Центр дистанционного образования "Эйдос". Опять же - курсы далеко не единственная форма, в которой у нас можно учиться дистанционно.

Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас самих.
C. Лем
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 6
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.08 02:50. Заголовок: Скрипкина Ю.В. пишет..


Скрипкина Ю.В. пишет:

 цитата:
Если мы говорим о перспективе такого образования, то, несомненно, нужно продумывать многие формальные вопросы, причем не столько на методическом, сколько на юридическом уровне.



Современное образование включает несколько компонентов: базовый, профильный... Базовый государство хочет контролировать. И никогда не откажется от этого. И дистанционным центрам не даст возможность альтернативной "подготовки гражданина к социализации". Базисное дистанционное образование - утопия. Политику не отменишь.
Профильный, дополнительное образование - возможности для дистанционных форм. Здесь решить формальные вопросы не так уж и трудно.

valyaramz Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 7
Откуда: Россия, Тула
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.08 17:28. Заголовок: ДО в России и зарубежом


Всех приветствую!

Рамзаева Валентина Александровна пишет,

что базисное дистанционное образование - утопия. Не согласна. Сегодня многие вузы страны начинают работу в этой области. Пока ещё неуверенно, но прогресс есть… Главное, правильно всё организовать и использовать эффективные формы и методы. А что касается юридической стороны дела, то почему дистанционное обучение не может осуществляться государственными учреждениями на платной основе…
Я конкретно не интересовалась, что именно сегодня происходит в этой области, но при вводе в строку поиска «Дистанционное высшее образование» найдено было 45463 сайтов.

Скрипкина Юлия Владимировна задаёт вопросы о дистанционных ВУЗах.

Я бы сказала, что перспективное направление развития данного вопроса в России – это обычные ВУЗы, которые думают и что-то делают в направлении дистанционного обучения. Как-то встретила на сайте психологического университета (не помню какого точно) форум для абитуриентов на тему «Хотели бы вы получить в нашем университете высшее образование дистанционно». Все ответы были «Конечно «Да».
Что касается других государств, то приведу отрывок из своей статьи, написанной пару лет назад.
«Определённо, наиболее развитым ДО является в США и в Европе. Поэтому для избежания ошибок и рисков, связанных с внедрением дистанционного обучения в России, необходимо изучать и исследовать опыт зарубежных коллег, это позволит так же повысить эффективность данной формы обучения, даст необходимый толчок и направление развития.
Разработанные и успешно используемые за рубежом системы, как правило, состоят из следующих базовых элементов: а) учебное заведение как организационная структура (провайдер); б) информационные ресурсы - базы данных учебно-справочных материалов; в) технические и программные средства обеспечения технологии; г) преподаватели (тьюторы); д) обучающиеся (студенты).
Прослеживать развитие и организацию данной формы обучения, например в США, очень удобно через данные, публикуемые в Интернете. В США общая организация дистанционного обучения основана на разграничении провайдеров, т.е. учебных заведений, осуществляющих ДО. Всего можно выделить четыре группы.
1) Военные ведомства, использующие технологии для обучения военнослужащих. Так, Пентагон выделил на цели включения дистанционного образования в систему обучения военных специалистов 840 млн. долларов на 13 лет.
2) Корпорации и компании, разрабатывающие системы ДО с целью сократить расходы на переподготовку сотрудников.
3) Независимые провайдеры, предлагающие образовательные услуги в разных областях. Основная отличительная черта независимых провайдеров: они не выдают дипломы и сертификаты государственного образца.
4) Аккредитованные учебные заведения, использующие ДО в классическом учебном процессе (центры, ассоциации и контрактные объединения учебных организаций, виртуальные университеты). Данные учебные заведения присуждают ученые степени, выдают дипломы и сертификаты. По данным Национального центра статистики образования США, к 1999 году около 60% учебных заведений США планировали использовать технологии ДО. Практически любое подобное образовательное учреждение осуществляет четыре функции: обеспечение информационными ресурсами (конспекты лекций, списки Web-ресурсов по теме курса, словари терминов и другие материалы), средствами общения (e-mail, chat), системой тестирования и административной информацией (доступ к личному делу, доске объявлений администрации).»

Юлия Владимировна, если не сложно, в нескольких словах, хотелось бы узнать в чём, по вашему мнению, главные отличия схемы ДО которое я описала, от эвристического дистанционного обучения.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 8
Info: любознательное
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.08 22:06. Заголовок: Харланова Ю.В. пишет..


Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
Сегодня многие вузы страны начинают работу в этой области. Пока ещё неуверенно, но прогресс есть… Главное, правильно всё организовать и использовать эффективные формы и методы


Именно вузы, то есть профессиональное образование. Я же имею в виду базовое школьное. Вы считаете, что государство разрешит дистанционным центрам выдавать аттестаты, допускать к ЕГЭ? Думаю, дополнительное образование школьника, профильные, предпрофильные, элективные курсы - это реально освоить дистанционно. Школа (читай и государство) признает сертификат ДЦ, если он поддерживает базовый курс, но не заменяет его.
А возможно ли виртуальное вузовское образование - у нас в стране можно рассматривать пока лишь гипотетически, согласны?


valyaramz Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 8
Откуда: Россия, Тула
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.08 16:43. Заголовок: Возвращение к теме


Дистанционное базисное школьное образование безусловно не допустимо. Я даже о такой возможности не подумала. Т.к. для того чтобы обучаться таким образом необходимы определённые навыки самостоятельной работы, черты характера и т.п., что ещё отсутствует у школьников. Единственная группа детей, которой можно предложить обучаться дистанционно - это дети с тяжёлыми физическим нарушениями. И то, при условии контроля со стороны взрослого, педагога.
Виртуальное вузовское образование – уже не гипотеза, это перспектива.

Но вопрос данного раздела форума – гуманитарное дистанционное образование.

Скрипкина Ю.В. 28.08.08 пишет «Не вижу принципиальной разницы между гуманитарными и техническими дисциплинами с точки зрения дистанционных занятий, откровенно говоря». Неужели все с этим согласны…

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 25
Info: диалогическое
Откуда: Россия, Самара
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.08 05:19. Заголовок: Харланова Ю.В. пишет..


Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
Но вопрос данного раздела форума – гуманитарное дистанционное образование.

Скрипкина Ю.В. 28.08.08 пишет «Не вижу принципиальной разницы между гуманитарными и техническими дисциплинами с точки зрения дистанционных занятий, откровенно говоря». Неужели все с этим согласны…



Юлия Викторовна, до этого мы проводили разницу между гуманитарным и техническим образованием вообще. Она очевидна. Сейчас же - мы перешли непосредственно к дистанционной форме обучения.

Чем отличается дистанционное обучение от очного? Это прежде всего способ организации и передачи содержательного материала. Чем отличается, допустим, передача материала по физике, с формулами, от описательного материала по гуманитарной дисциплине? Или, например, собственное доказательство теоремы от обоснования психологического явления на форуме (или в чате)?
Ведь никто не говорит, что этим "стирается" содержательная специфика предметов...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 44
Info: рабочее
Откуда: Россия, Железнодорожный
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.08 11:29. Заголовок: Юлия Викторовна! На..


Юлия Викторовна!

На мой взгляд, ваш пример с теоремой Пифагора как противоположностью гуманитарным предметам совершенно неудачен. Существует 20 доказательств этой теоремы. В учебниках наиболее популярны 2 из них (но не одно единственно правильное!). И наивно думать, что любая математическая задача может быть решена только одним методом. Меня еще в школе учили, что задача должна быть решена любым методом, правильность решения которым вы можете доказать. Чем это принципиально отличается от гуманитарных дисциплин? Так что субъективность в учебниках математики тоже есть.

Кроме того, принципиальной разницы в дистанционном обучении естественным и гуманитарным дисциплинам, действительно, нет. Практика показывает одинаковую эффективность в обоих случаях, вне зависимости от того, учитесь ли вы делать компьютерные презентации или сочинять стихи. Разница может быть обусловлена методом обучения, но в случае ЦДО "Эйдос" метод один - эвристическое обучение. Эффективность этого метода доказана. Главное отличие эвристического обучения от других методов - ориентация на продуктивную деятельность, а не на потребление готовых знаний (вернее информации, так как не всякая информация может стать знанием). Или вы считаете гуманитарные предметы продуктивными, а естественные репродуктивными?


Cogito ergo sum (DeCarth) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 9
Откуда: Россия, Тула
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.08 17:57. Заголовок: Эвристическое обучение


Ирина Александровна! Спасибо за достаточно основательные аргументы. Теорема Пифагора действительно имеет несколько доказательств, я даже забыла как много! Но она имеет эти доказательства, которые определяют её правильность. В гуманитарных дисциплинах в некоторых случаях нет таких точных доказательств, один учёный может сказать одно, другой другое. И истина абсолютно точно не известна.
Вы пишите: «Практика показывает одинаковую эффективность в обоих случаях, вне зависимости от того, учитесь ли вы делать компьютерные презентации или сочинять стихи». Я сомневаюсь над верностью этого утверждения. Я знаю основные приёмы стихосложения, но стихи сочинять всё равно не умею. Алгоритм в создании компьютерных презентаций более точно сформулирован, и любой человек может им овладеть.
Согласна, что эвристический метод обучения действительно очень эффективен. Хотелось бы привести выдержки из выступления Хуторского А.В. на 10-й Всероссийской дистанционной научно-педагогической конференции.
«В обучении, называемом нами эвристическим, ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности, опираясь на личный образовательный потенциал, образовательную среду и эвристическую технологию деятельности. Полученный учеником продукт деятельности (знания, опыт, гипотеза, поделка и т.д.) сопоставляется затем с помощью учителя с культурно-историческими аналогами, в результате чего этот продукт переосмысливается, достраивается или драматизируется на необходимость новой деятельности. <…> Обучение, ставящее главной задачей конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, мы будем называть эвристическим обучением». Он пишет, что вначале «возможность творчества в математике, естествознании, русском и иностранных языках плохо представлялось как учителями, так и учениками», но в результате всё удалось. Я делаю вывод, что в технических дисциплинах осуществить эвристическое обучение возможно, но это требует больших усилий.
В заключении, он отмечает, что дальнейшего развития требует «разработка дидактического и методического обеспечения эвристического обучения в ОТДЕЛЬНЫХ образовательных областях». Я считаю, что специфику каждого предмета нельзя отрицать и говорить об отсутствии принципиальной разницы в дистанционном обучении естественным и гуманитарным дисциплина нельзя. Но если не ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ разница, то какая?
Целостная методическая система обучения включает в себя следующие компоненты: цели, форму, средства, методы и содержание, которые являются взаимосвязанными. Если меняется содержание (а оно кардинально отличается в гуманитарных и технических дисциплинах), то и другие компоненты не могут быть неизменными.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 49
Info: рабочее
Откуда: Россия, Железнодорожный
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.09.08 20:12. Заголовок: Харланова Ю.В. пишет..


Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
Алгоритм в создании компьютерных презентаций более точно сформулирован, и любой человек может им овладеть.


Но творчество все равно остается. Возможно, это некоторое нахальство, но я считаю, что процент стандартных стихотворений и стандартных презентаций примерно одинаков (я не рассматриваю явные ошибки, которые могут быть в обоих случаях). Просто общество требует практически ото всех умение создавать первое и не требует умение создавать второе. Но "красивая картинка" шаблона наблюдается в обычных условиях больше, чем в 90% случаев (ближе, наверно, к 99%). При эвристическом обучении получается более хороший процент.

Взгляните за окно: сегодня серость
Хотела бы залить весь мир дождём.
А мы за ярким монитором ждём,
Что краски сами вдруг проявят смелость
И расцветят весь мир. Что осень им?
А нам, взыскующим цветов у монитора?
Мечтать не вредно. Вредно ждать без спора,
Предоставляя красить мир другим.

Cogito ergo sum (DeCarth) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Представитель Научной школы




Пост N: 26
Info: диалогическое
Откуда: Россия, Самара
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.08 08:02. Заголовок: Харланова Ю.В. пишет..


Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
Вы пишите: «Практика показывает одинаковую эффективность в обоих случаях, вне зависимости от того, учитесь ли вы делать компьютерные презентации или сочинять стихи». Я сомневаюсь над верностью этого утверждения. Я знаю основные приёмы стихосложения, но стихи сочинять всё равно не умею. Алгоритм в создании компьютерных презентаций более точно сформулирован, и любой человек может им овладеть.


Юлия Викторовна, Вы ставите знак равенства между эффективностью и точностью? Что, по-Вашему, является критерием эффективности?

Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
В гуманитарных дисциплинах в некоторых случаях нет таких точных доказательств, один учёный может сказать одно, другой другое.


А многообразие доказательств - не есть разнообразие мнений?

Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
«возможность творчества в математике, естествознании, русском и иностранных языках плохо представлялось как учителями, так и учениками», но в результате всё удалось. Я делаю вывод, что в технических дисциплинах осуществить эвристическое обучение возможно, но это требует больших усилий.


Разница объясняется спецификой предметной, и всего лишь. Например, в приведенной Вами цитате перечислены и точные (математика, ествествознание), и гуманитарные (языки) предметы. А почему Вы делаете вывод только про технические?

Мне кажется, что мы так и уклоняемся от темы - обсуждая дистанционное обучение гуманитарным дисциплинам, говорим об эвристическом. А ведь здесь есть разница. Эвристическое - это приниципиально иные цели, содержание, методы, формы. А дистанционная форма обучения выступает как средство.

Харланова Ю.В. пишет:

 цитата:
В заключении, он отмечает, что дальнейшего развития требует «разработка дидактического и методического обеспечения эвристического обучения в ОТДЕЛЬНЫХ образовательных областях». Я считаю, что специфику каждого предмета нельзя отрицать и говорить об отсутствии принципиальной разницы в дистанционном обучении естественным и гуманитарным дисциплина нельзя. Но если не ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ разница, то какая?


Разница в данном случае обусловлена именно предметной спецификой. Какие-то методы и формы применимы больше в гуманитарных дисциплинах, какие-то - в точных науках. Но практика показывает, что любые методы и формы можно адаптировать, исходя из содержания.
В качестве примера могу привести дистанционную эвристическую олимпиаду по музыке - разве можно с музыкалным материалом работать дистанционно? А олимпиада удалась.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  11 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет