Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 24.08.10 23:50. Заголовок: Содержание педагогических инноваций
Что следует понимать под личностным смыслом, образовательным потенциалом ученика? Что такое потенциал образовательного пространства? Меняется ли потенциал ученика в процессе образования?
| |
|
Ответов - 15
[только новые]
|
|
|
| |
Пост N: 41
Info: учитель физики
Откуда: Россия, Бердск Новосибирской обл.
|
|
Отправлено: 07.11.10 23:20. Заголовок: Меняется ли потенциал ученика в процессе образования?
А.Д.Король пишет: цитата: | Меняется ли потенциал ученика в процессе образования? |
| Спорный вопрос! И чтобы попытаться на него ответить, вначале нужен ответ на другой, поставленный автором вначале. А.Д.Король пишет: цитата: | Что следует понимать под личностным смыслом, образовательным потенциалом ученика? |
| Если посмотреть в словарь иностранных слов, то потенциал (не в физике!) можно трактовать как возможности, средства, которые могут быть использованы для достижения какой-либо цели. В этом смысле образовательный потенциал ученика как возможность достичь определённых результатов обучения и развития, вполне может меняться! Рассмотрим простейший пример и аналогию: очевидно, что ученик, обладающий в данный момент меньшими знаниями имеет и гораздо меньше возможностей применить их для дальнейшего образования, как расширяются горизонты у тех, кто поднимается всё выше и выше в гору! Конечно, природные способности играют свою роль в темпе обучения, особенностях восприятия и пр., но ведь это не может ОСТАНОВИТЬ процесс образования того или иного ученика, а значит, в этом процессе будет меняться и образовательный потенциал этого ученика.
| |
|
|
Отправлено: 26.08.10 03:25. Заголовок: Доброго времени суто..
Доброго времени суток! А.Д.Король пишет: цитата: | Меняется ли потенциал ученика в процессе образования? |
| Мне кажется, что потенциал ученика заложен с рождения. Изменить его, вероятно, нельзя. Зато можно помочь ученику осознать, что этот потенциал у него есть, и способствовать как можно более полному раскрытию этого потенциала. Страшно представить, скольких людей, наделённых творческим, интеллектуальным потенциалом, общество считало (и считает!) бездарными! Для раскрытия ученического потенциала и нужно, чтобы процесс образования был осознанным (то есть учиться нужно для себя, а не для оценки, родителей, общества и т.п.), соответствовал запросам человека, личности. С уважением. Сидорова Ирина Валерьевна, заместитель директора МОУ гимназии № 9 им. С.Г. Горшкова, г. Железнодорожный.
| |
|
|
| |
Пост N: 22
Откуда: Россия, Минусинск Красноярский край
|
|
Отправлено: 29.08.10 19:58. Заголовок: Здравствуйте, уважае..
Здравствуйте, уважаемые коллеги! И.В. Сидорова пишет: цитата: | Для раскрытия ученического потенциала и нужно, чтобы процесс образования был осознанным (то есть учиться нужно для себя, а не для оценки, родителей, общества и т.п.), соответствовал запросам человека, личности. |
| Ирина Валерьевна, осознанность процесса образования касается только ли ученика, и чтобы он его осознавал, что должен делать учитель? Осознавать важность процесса, участия в нем для себя - очень сложная вещь! Как Вы думаете, какие меры должен предпринять учитель для того, чтобы ученик осознал? А может быть эти меры должны быть предприняты самим учеником без участия извне, или его родителями? С уважением, Полищук Светлана Георгиевна зав. кафедрой информатики ЦДО "Эйдос"
| |
|
|
| |
Пост N: 11
Откуда: Россия, Железнодорожный
|
|
Отправлено: 30.08.10 05:45. Заголовок: Полищук С.Г. пишет: ..
Полищук С.Г. пишет: цитата: | какие меры должен предпринять учитель для того, чтобы ученик осознал? А может быть эти меры должны быть предприняты самим учеником без участия извне, или его родителями? |
| Конечно, самим учеником! Но для того чтобы это было возможно, необходимо, чтобы ученик видел осознанность действий тех, кто его окружает: учителей, родителей, других взрослых авторитетных (для этого ученика) людей. Следовательно, целеполагание и рефлексия на уроке - самые важные киты на начальном этапе движения к осознанности процесса образования.
| |
|
|
Отправлено: 30.08.10 06:12. Заголовок: И.В. Сидорова пишет:..
И.В. Сидорова пишет: цитата: | необходимо, чтобы ученик видел осознанность действий тех, кто его окружает: учителей, родителей, других взрослых авторитетных (для этого ученика) людей. |
| Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Я знаю, что Вы уделяете значительное внимание целеполаганию и рефлексии на своих уроках и определенно добились успехов. Поделитесь, пожалуйста, насколько глубоко приняты целеполагание и рефлекися Вашими учениками? Начали ли они переносить их на другую свою деятельность, на другие потребности, видят ли эффективность таких подходов? То есть как глубоко инновация "внедрилась"?
| |
|
|
| |
Пост N: 23
Откуда: Россия, Минусинск Красноярский край
|
|
Отправлено: 31.08.10 02:31. Заголовок: Здравствуйте, уважае..
Здравствуйте, уважаемые коллеги! И.В. Сидорова пишет: цитата: | Конечно, самим учеником! Но для того чтобы это было возможно, необходимо, чтобы ученик видел осознанность действий тех, кто его окружает: учителей, родителей, других взрослых авторитетных (для этого ученика) людей. |
| Ирина Валерьевна, а как ученик поймет, что окружающие действуют осознанно? С уважением, Полищук Светлана Георгиевна зав. кафедрой информатики ЦДО "Эйдос"
| |
|
|
| |
Пост N: 13
Откуда: Россия, Железнодорожный
|
|
Отправлено: 31.08.10 03:41. Заголовок: Здравствуйте, Юлия В..
Здравствуйте, Юлия Владимировна! Скрипкина Ю.В. пишет: цитата: | Поделитесь, пожалуйста, насколько глубоко приняты целеполагание и рефлекися Вашими учениками? Начали ли они переносить их на другую свою деятельность, на другие потребности, видят ли эффективность таких подходов? |
| Мои ученики проводили целеполагание и рефлексию в течение учебного года на уроках русского языка и литературы. Но, как выяснилось, выполняя на других уроках задаия учителей, не применяющих названные технологии, они ориентировались на создание продуктов, ставили цели, связанные с продуктивной деятельностью, и, к удивлению учителей, проводили анализ полученных ими результатов: и достижений, и неудач, и причин такого положения дел. Мне кажется, это доказывает понимание учащимися (7-8-х классов!) эффективности таких подходов. Здравствуйте, Светлана Георгиевна! Полищук С.Г. пишет: цитата: | как ученик поймет, что окружающие действуют осознанно? |
| Окружающие должны комментировать свои цели, если хотят, чтобы ученик их понял... Спасибо. Сидорова И.В., заместитель директора по научно-методической работе гимназии № 9 им. С.Г. Горшкова
| |
|
|
Отправлено: 31.08.10 05:46. Заголовок: И.В. Сидорова пишет:..
И.В. Сидорова пишет: цитата: | Но, как выяснилось, выполняя на других уроках задаия учителей, не применяющих названные технологии, они ориентировались на создание продуктов, ставили цели, связанные с продуктивной деятельностью, и, к удивлению учителей, проводили анализ полученных ими результатов: и достижений, и неудач, и причин такого положения дел. |
| Собственно, вот и происходит внедрение (вживление) инноваций. А какова реакция Ваших коллег-педагогов? Готовы ли они (видят ли необходимость) в целеполагании и рефлексии на своих уроках?
| |
|
|
| |
Пост N: 15
Откуда: Россия, Железнодорожный
|
|
Отправлено: 31.08.10 18:20. Заголовок: Некоторые, наиболее ..
Некоторые, наиболее восприимчивые к новому педагоги проявляют интерес и пытаются применять целеполагание и рефлексию в своей практике. Но многим тяжело отойти от привычной постановки целей ( "Сегодня на уроке мы будем...") и подведения итогов урока ("Мы с вами научились..."), и даже (о ужас!) есть и те, кто вообще не придает значания этим этапам урока. Но если ученики научились проводить целеполагание и рефлексию, то им безразлично, нужно это учителю или нет: они всё равно будут это делать - для себя!
| |
|
|
| |
Пост N: 24
Откуда: Россия, Минусинск Красноярский край
|
|
Отправлено: 31.08.10 22:04. Заголовок: Здравствуйте, уважае..
Здравствуйте, уважаемые коллеги! И.В. Сидорова пишет: цитата: | Но многим тяжело отойти от привычной постановки целей |
| Какие приемы Вы можете порекомендовать коллегам для того, чтобы не они формулировали цель, а работали с детьми над постановкой целей именно детьми? С каких приемов начинали Вы? Как пришли к выводу о необходимости пересмотра способов постановки целей и внедрению инноваций в организуемый учебный процесс? С уважением, Полищук Светлана Георгиевна зав. кафедрой информатики ЦДО "Эйдос"
| |
|
|
| |
Пост N: 16
Откуда: Россия, Железнодорожный
|
|
Отправлено: 03.09.10 04:39. Заголовок: Здравствуйте, коллег..
Здравствуйте, коллеги! Полищук С.Г. пишет: цитата: | Какие приемы Вы можете порекомендовать коллегам для того, чтобы не они формулировали цель, а работали с детьми над постановкой целей именно детьми? С каких приемов начинали Вы? Как пришли к выводу о необходимости пересмотра способов постановки целей и внедрению инноваций в организуемый учебный процесс? |
| Я начала с дистанционных курсов ЦДО "Эйдос". А необходимость пересмотра подходов к обучению я обосновала в статье, которая стала докладом дистанционной августовской конференции 02.09.2010.
| |
|
|
|
| |
Пост N: 21
Откуда: Россия, Бердск, Новосибирская область
|
|
Отправлено: 07.11.10 03:56. Заголовок: И.В. Сидорова пишет:..
И.В. Сидорова пишет: цитата: | Страшно представить, скольких людей, наделённых творческим, интеллектуальным потенциалом, общество считало (и считает!) бездарными! |
| Но если и общество не считает бездарными людей, наделенных интеллектуальным потенциалом , и не раскрывается этот потенциал. Если ученик с огромным потенциалом не релизует свои способности. Изредка, как-бы просыпаясь, поражает учителя своей сообразительностью и снова тишина. Полищук С.Г. пишет: цитата: | Осознавать важность процесса, участия в нем для себя - очень сложная вещь! |
| Вот этого и не происходит в умах детей. У меня в этом году был такой 9-классник. В 10 классе он просто лежит на парте, ничего не делая. А какой у него , наверное, теперь уже был, потенциал? С уважением Мухометзянова Л.В.
| |
|
|
| |
Пост N: 14
Откуда: Россия, Нижний Новгород
|
|
Отправлено: 04.09.10 05:30. Заголовок: Здравствуйте, коллег..
Здравствуйте, коллеги! И.В. Сидорова пишет: цитата: | А необходимость пересмотра подходов к обучению я обосновала в статье, которая стала докладом дистанционной августовской конференции 02.09.2010. |
| Ирина Валерьевна, с большим интересом познакомилась с Вашим докладом. Безусловно, необходимо в первую очередь повышать мотивацию учащихся к познавательной и творческой деятельности, в том числе и к изучению русского языка и литературы. И приведённые примеры заданий, на мой взгляд. по настоящему эвристичны, особенно мне понравилось задание по Частицу. К сожалению, за рамками доклада остались критерии анализа результатов экспериментальной работы. Вы пишите: цитата: | Даже ученик, у которого не прослеживается рост по таким параметрам, как целеустремлённость и наличие личностного смысла, повысил «творческость» с низкого уровня до высокого. |
| Поясните, пожалуйста, как Вы определили низкий и высокий уровень "творческости" ученика?
| |
|
|
Отправлено: 07.11.10 23:43. Заголовок: Добрый вечер, уважае..
Добрый вечер, уважаемые коллеги! О личностном смысле в образовании можно говорить тогда, когда мы научим ученика ставить перед собой цели, в том числе лично для него значимые. Образовательный потенциал ученик сам может для себя очертить, он сложится из личностно-значимых целей. Но , я считаю, что образовательный потенциал ученика увидеть должен учитель. И так организоавать процесс обучения, чтобы все ближайшие и дальние цели были учеником достигнуты. А это и будет образовательным пространством. Нет ничего постоянного. Поэтому и нормальным , даже нужным явлением, должно быть изменение образовательного потенциала ученика. Для отслеживания этого процесса очень удобен портфолио ученика. Думаю, что в начальной школе , пока формируется учебная деятельность, рановато говорить о осознанном подходе у ученика к своему образовательному потенциалу. А вот чем измерить или продиагностировать образовательный потенциал ? Коллеги, поделитесь , пожалуйста, по этому поводу своими мыслями.
| |
|
|
| |
Пост N: 34
Откуда: Россия, Стерлитамак
|
|
Отправлено: 14.11.10 04:15. Заголовок: Уважаемые коллеги! П..
Уважаемые коллеги! Предполагаю, что поиски личностного смысла - это поиски субъективных ценностей, нравственных аргументов и комментариев собственных убеждений. Образовательный потенциал - совокупность сил (духовных, нравственных, дущевных, физических), возможностей, способностей в области получения новых знаний. Потенциал образовательного пространства - явные и скрытые условия, возможности образовательной инфраструктуры для реализации потенциала ученика. Потенциал ученика - это не врожденная характеристика, а переменная величина. Потенциал изменяется сообразно условиям, в которых развивается ребенок, времени, социуму, собственным мотивам раазвития.
| |
|
|
|