On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
АвторСообщение
Руководитель Научной школы




Пост N: 238
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.07 23:48. Заголовок: Компетенции в образовании: проблемы проектирования


Научных исследований по проблематике компетенций всё больше и больше. Но чаще всего под компетенциями понимаются обычные ЗУНы и другие достаточно разработанные ранее педагогические вопросы. В чём уникальность компетенций? Какова их действительная роль в модернизации образования? Какие научные проблемы по отношению к образовательным компетенциям действительно необходимо поставить и решить?

Ищи в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 53 , стр: 1 2 All [только новые]







Пост N: 11
Откуда: Россия, г. Новокузнецк
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.09 01:45. Заголовок: Абызова С.В. пишет: ..


Абызова С.В. пишет:
Учить учиться!
Уметь видеть проблему, уметь ее формулировать, уметь жить в социуме, уметь ладить с каждым, даже, если он тебе не нравится. Сейчас мало знать, нужно уметь применить свои знания в жизнь.
Я полностью согласна с автором. Но сразу возникает проблема, а как отследить научили мы учиться или нет. В различной литературе представлены всевозможные критерии отслеживания, причем довольно разносторонние. наиболее распространенные - это наблюдение, психометрия, тестирование, диагностика, опросники. Но не всегда эти способы эффективны. Например, одна из ключевых компетенций, развитие которой мы поставили перед собой в нашем профессиональном лицее - когнитивная компетенция (готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию). Достаточно трудно найти критерии есть положительная динамика или нет, и как вообще ее развивать, если на начальном этапе она вообще не развита.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
Откуда: Россия, Ижевск
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.09 01:08. Заголовок: В чём уникальность компетенций?


В чём уникальность компетенций? Какова их действительная роль в модернизации образования? Какие научные проблемы по отношению к образовательным компетенциям действительно необходимо поставить и решить?
"Великая ценность образования - это не знания, а действия" Г. Спенсер. В действии, а не в знаниях уникальность компетенций. Если раньше ценился объём информации, который "положили" в голову ученика, то сейчас ценится самостоятельное решение проблемной ситуации этим учеником. Это огромный скачок образования вперёд. Нельзя рассказать ученику абсолютно обо всём. Но можно научить его поискам информации, научить систематизации полученных знаний. Проблема в компетентностном подходе - как оценить результат образования. Причём, результат образования будет личностный. а не предметный. Может необходима индивидуальная система оценивания каждого ученика? Может стоит отойти от 5-бальной системы? Может стоит оценивать успехи учащихся по уровням: низкий, средний, высокий? Файзуллина

мила Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 26
Откуда: Россия, Волгоград
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.09 07:28. Заголовок: Может стоит оценивать успехи учащихся по уровням: низкий, средний, высокий?


В этом году мы были свидетелями изменения значимости аттестата ученика при поступлении в ВУЗы. Наверное, всё же не истему оценивания стоит пересмотреть, а содержание образования. Значит, необходим именно компетентностный подход. Но не стоит ждать пока эти премены нагрянут. Компетентностный подход -необходимость времени. Проектный метод обучения вполне помогает решить задачу. В процессе проектной деятельности ученик применяет на практике полученные знания, решает проблему, находит выход и реализует задуманное. Ценность такой деятельности тем больше, чем более значимое её практическое применение. Скажем, на уроках биологии и химии ученики знакомятся с тяжёлыми металлами. А вот посмотреть влияние ионов тяжёлых металлов, они могут выполнив проект. Для этого закладывается опыт с комнатными растениями. Полив растений осуществляют водой, содержащей ионы свинца. Конечно, темы проектов должны формулировать ученики. Учителю нужно предусмотреть возможность внедрения проектной деятельности в образовательном процессе.
Коллеги, как Вы считаете, какое количество времени должно отводится в расписании проектной деятельности?

ольга Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 68
Откуда: Россия, Зеленогорск
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.11 00:15. Заголовок: А.В.Хуторской пишет:..


А.В.Хуторской пишет:

 цитата:
В чём уникальность компетенций?


Если сравнить компетенции с ЗУНами, то различие, на мой взгляд, такое. ЗУНы - представители двухмерного пространства, компетенции - трех- и более. При произнесении даже - знания, умения, навыки - я не слышу и не чувствую личностной составляющей. Компетенция - изначально МОЯ, Я ее готов расширять, я осознаю, где в ней начинается НЕ МОЕ ("это не моя компетенция"). Мы можем измерить составляющие компетенции. Она более интересна и многогранна, она более очеловечена, нежели сухие безликие ЗУНы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 98
Info: мечтательный
Откуда: Россия, Ижевск
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.11 22:21. Заголовок: В чём уникальность компетенций


Ключевые компетентности уникальны, "многофункциональны, надпредметны и многомерны". Многофункциональность - умение решать разные проблемы в разных областях, исполнение разных социальных ролей. Междисциплинарность - приобретение навыков и знаний в школе и во вне школы, применение этих знаний в различных ситуаций. Многомерность - оценивание не только знаний, но и способностей, различных умственных процессов.
Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: учебное исследование и проектирование. Так же требует совершенно иной системы оценки. В этом и есть уникальность компетенций.

Файзуллина Л.В. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 739
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.12 13:03. Заголовок: 16.08.2012 9:54, а..




16.08.2012 9:54, алексей павлинов написал:

> Здравствуйте Андрей Викторович! Вас беспокоит доцент кафедры моды и технологий Казанского-- национальн--ого исследоват--ельского технологич--еского университета Павлинов Алексей Викторович. В настоящее время я работаю над проблемой развития научно-исследовательских компетенций студентов. Для этой работы особый научный интерес представляют результаты исследований, проведенных под Вашим руководством и лично Вами, направленные на реализацию компетентностного подхода. Прочитал практически все Ваши работы а также ознакомился с результатами исследований других известных ученых по данной проблеме. Затем, пытаясь систематизировать и обобщить полученную информацию встретил определенные затруднения. Прежде всего терминологического характера.Можно ли будет посоветоваться с Вами относительно данных затруднений? Спасибо.

--

А.В.Хуторской:

Уважаемый Алексей Викторович!
Вы можете прислать ваши вопросы, свои реплики к ним я напишу. Если же речь идёт о более серьёзном подходе, вам нужно будет оформить официальную консультацию в нашем Институте. Рекомендую выступить на нашем Учёном совете (дистанционно), тогда вы получите более широкое обсуждение и рекомендации - http://eidos-institute.ru/science/index.htm

--

16.08.2012 12:34, алексей павлинов написал:

> Андрей Викторович, большое спасибо за Ваш отклик и приглашение. Если позволите, мы с коллегами подготовим соответствующий доклад. Очень хотелось бы получить Ваше мнение по трактовке терминов «компетентность» и «компетенции». Многие ученые либо просто «обходят» данный вопрос, либо связывают данные термины со способностями, личностными качествами и проч.

Зимняя И.А. вообще под компетентностью понимает основывающуюся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленную социально-профессиональную жизнедеятельность человека !!! [Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.– 40с.].

Складывается такое чувство, что основополагающий термин современной образовательной системы не имеет своего однозначного, всеми принятого определения. Многие даже не пытаются в сущность понятия вникнуть. Зато дают виды компетенций, классифицируют их, даже не зная, что это такое и не затрудняясь раскрыть родовое понятие.

Встретил, на мой взгляд,несколько «умных мыслей»:

1.«Разница между знающим и компетентным человеком интуитивно понятна каждому. Сравним, например, знающего врача и компетентного врача: знающий врач–знает и пытается лечить, тогда как компетентный врач–знает и вылечивает» [Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследований.–Томск: Изд-во Том. Ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. – С.300].

2. Таким образом, компетентность – это опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определенной компетенции [Хуторской А.В.Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы. — 3+е изд. — М.: 5 за знания, 2007. — С. 99].

3. Компетенции, это вообще действительно к школе даже не имеют никакого отношения, это единицы правовой действительности. Компетенция вводит удерживает разграничение профессиональных деятельностей. Вот это ещё в рамках компетенции этой профессии, а это уже не в рамках. Поэтому компетенция это правовая действительность (Т.М.Ковалева) [Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm ].

Все больше убеждаюсь, что компетентность это понятие тесно связанное с практикой, с опытом человека, характеризует его как опытного человека. Думаю в этом направлении нужно «копать» и делать трактовку. Тогда как может выпускник вуза быть компетентным специалистом, не имея опыта практической деятельности?

Андрей Викторович! Можно ли спросить, как Вы считаете, слово компетентность может употребляться во множественном числе? И еще, слово компетентный относится к человеку, обладающему компетентностью или компетенциями? Большое спасибо.

--

А.В.Хуторской:

Уважаемый Алексей Викторович!

Понятия «компетентность» и «компетенции» в отечественном образовании появились недавно, должно пройти ещё лет 20-30, чтобы они устоялись (если они не исчезнут или не будут заменены на другие).

Эти термины действительно многозначны, и это нормально. Компетенция в отношении специалиста - это не то же самое, что компетенция в отношении ученика. Во втором случае речь идёт об ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ компетенции, это термин - образовательная компетенция - я ввёл специально, чтобы отличать эти две сферы. В качестве примера - компетенция гражданина требует определённого возрастного ценза - 16, 18 лет. Но это не значит, что соответствующую компетентность не нужно развивать у младших школьников, в этом случае она будет являтья образовательной, а не правовой.

Что же касается отличия «компетентность» и «компетенция», то я их довольно чётко разделил и значительная часть педагогического сообщества за 10 лет приняла такое разделение. Компетенция - это внешняя норма, компетентность - качество человека.

Слово компетентность может употребляться во множественном числе. Поскольку нет одной компетентности, есть их совокупность по отношению к разным областям.

Обладать нормой (точнее овладеть нормой) можно, тогда компетентный - это тот, кто обладает компетенцией. Но компетентным можно назвать и того, кто имеет соответствующие личностные качества - компетентности.


Ищи в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.12 04:26. Заголовок: Я вот пока так счита..


Я вот пока так считаю, компетентность это не опыт, но без него говорить о компетентности нельзя. О компетентности человека судят другие люди, оценивая результаты той или иной деятельности, это некая характеристика качества деятельности, постоянства результатов этой деятельности, а не характеристика самого человека. При этом компетентность не всегда основывается на знаниях и личностных качествах. Примеров - миллион. Самый яркий когда музыканты "самоучки" даже не знающие нотной грамоты создают всемирно известные произведения. В этом планеинтересно, на мой взгляд, про компетентность сказала М.А. Холодная называя ее начальным уровнем одаренности человека. Никакого компетентного специалиста поэтому в вузе быть не может, поскольку ни у кого нет оснований назвать того или иного студента таковым. А та жалкая практика, которая осуществляется в период проф обучения, позволяет лишь получить зачатки умений и навыков. Другое дело научно-исследовательская компетентность - студенты вынуждены в той или иной мере заниматься наукой постоянно (чего конечно нет в реальной практике), и 4-5 лет - это уже реальный срок освоения способов научно-исследовательской деятельности. И здесь уже преподаватель может оценивать результаты этой деятельности, ее успешность (мне кажется это основа компетентности). Поэтому противоречий тут нет.

Компетентность это не качество человека, а характеристика результатов выполняемой им деятельности. Это мера качества результатов деятельности. А поскольку деятельность всегда осуществляет человек, то в речи употребляют выражение компетентный специалист, что означает что результаты его профессиональной деятельности всегда успешны. Так например если про человека копающего ямы говорят компетентный специалист, это не значит что он обладает великолепными знаниями (о почве, инструментах и проч.) или какими то особенными личностными качествами - нет, у него просто получаются хорошие ямы. Как он это делает - это другой вопрос, талант, благоприятное стечение обстоятельств, либо действительно, его личностное развтие способствовало этому. Но в сущности нам это не интересно когда мы говорим о компетентности, нам все равно как и что он будет делать, все равно каков его моральный облик и т.п. нас интересует лишь чтобы работы была сделана качественно и в срок, т.е. деятельность этого специалиста была успешной. И если это так, то он компетентный. Компетентность это закрепление на уровне образовательной системы расхожей американской фразы "это просто бизнес", когда человек не важен, а важен его вклад в дело. Таким образом при компетентностном подходе знания, умения и навыки, а уж тем более личностные качества, культурное развитие человека, его стремление к совершенствованию - не имеют доминирующего значения. Нужен лишь их определенный минимальный набор, который позволит осуществлять деятельность успешно. Компетентность это игра в пазлы - подошел, значит компетентный. А остальной мир который создается при составлении всей картинки не является задачей образовательной системы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.01.14 03:39. Заголовок: В обычной жизни, ком..


В обычной жизни, компетентным называют того, кто имеет положительный опыт в решении задач, проблем в рассматриваемой области.
Этого и будут ожидать от человека, названным компетентным. Иметь положительный опыт означает наличие у человека созданного им лично продукта, оцененного положительно и востребованного людьми (пользователями, заказчиками и т.д.). С этой точки зрения, компетентность - это перечень созданных им лично продуктов (в рассматриваемой предметной области), который должен иметь человек в своём портфолио. И система оценки сводится к простому процессу: есть продукт, востребованный людьми - владеет компетенцией.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.15 09:30. Заголовок: Ядром компетенций яв..


Ядром компетенций являются прежде всего умения. Их сочетания и взаимосвязь образуют внутренюю структуру компетенции. Можно сказать, что компетенция как бы трансформирует имеющиеся знания, адаптируя их к конкретному предмету и условиям. В образовании компетенции призваны взрастить успешную в жизни и творческую в профессиональной деятельности личность.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.15 02:52. Заголовок: Быть компетентным - ..


Быть компетентным - значит быть знающим, сведущим в каком то вопросе.
Компетенция - круг полномочий, круг вопросов в которых хорошо осведомлен: способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности.
Принципиальным отличием компетентностей от знаний, умений и навыков является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 840
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.15 21:52. Заголовок: Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие


Предлагаю вашему вниманию свою книжку:

Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).

Предисловие

Глава I. Для чего нужны компетенции?

1.1. Договор между социумом и личностью
1.2. Предыстория компетентностного подхода
1.3. Научная школа человекосообразного образования
1.4. Заказчики компетентностного подхода

Глава II. Что такое компетенции?

2.1. Образовательные и профессиональные компетенции
2.2. Отличие компетенций от компетентностей
2.3. Основной параметр компетенции - личный опыт
2.4. Функции компетенций
2.5. Структура компетенции

Глава III. Типология компетенций.

3.1. Ключевые компетенции
3.2. Универсальные компетенции
3.3. Метапредметные компетенции
3.4. Предметные компетенции

Глава IV. Проектирование компетенций.

4.1. Компетенции в нынешних стандартах (ФГОСах)
4.2. Технология конструирования компетенций
4.3. Динамика развития компетенций и компетентностей
4.4. Компетентностный подход как инновация

Глава V. Компетентностное обучение.

5.1. Деятельностная форма представления компетенций
5.2. Что такое компетентностные результаты обучения?
5.3. Диагностика и оценка компетентностей
5.4. Исследовательские компетенции
5.5. Повышение квалификации педагогов

Литература

Приложения

Купить книгу можно здесь: http://www.eidos.ru/shop/ebooks/610131/index.htm

Ищи в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 875
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.16 07:58. Заголовок: Компетентностный под..


Компетентностный подход заложен в вузовских стандартах. Однако, обучение в вузах далеко от компетентностного.

Наш Институт образования человека проводит семинары по методике компетентностного обучения:

Для вузов: http://eidos-institute.ru/seminars/zakaz/catalog/874301/EidosInstitute_VuzSeminar2016.pdf

Для Ссузов: http://иоч.рф/seminars/zakaz/catalog/874301/EidosInstitute_VuzSeminar2016.pdf

Ищи в себе лучшее! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Руководитель Научной школы




Пост N: 924
Info: Уверенно-продуктивное
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.09.18 23:08. Заголовок: Приглашаю в группу н..


Приглашаю в группу на Фейсбуке:

Компетентностный подход в образовании. Общедоступная группа // Научная школа А.В. Хуторского. Аккаунт в социальной сети Фейсбук. URL: https://www.facebook.com/groups/eidos.competence/

Реализуй себя, человек! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 53 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  11 час. Хитов сегодня: 22
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет