А.В.Хуторской пишет:
цитата: |
Какова особенность современного методиста? Что от него требуется? Какие очные и дистанционные форма работы ожидаются от методиста со стороны сегодняшних школ и педагогов? В чём нуждается сам методист, в какой научно-методической поддержке? Перечисленные вопросы актуальны для Научной школы и ЦДО «Эйдос», которые оказывают научно-методическую поддержку специалистам. Давайте попробуем конретно обозначить реальные потребности методиста. |
|
Андрей Викторович!
Зарисовки из жизни методического кабинета городского отдела образования…
Что мной за небольшой срок работы в должности методиста замечено?
Особенности современного методиста: два полюса. С одной стороны- это человек, который грамотно подходит к своему делу и пытается «держать методическую линию». Такие есть, но чаще они находятся в научно-методических центрах, обособленных от отделов образования. С другой стороны- это люди «подневольные», попавшие в круговорот дел, спущенных сверху. Таких большинство.
Что требуется от методиста?
Вот выдержки из Должностных обязанностей заведующего методкабинетом:
2.1. Возглавляет всю методическую работу в городе.
2.2. Анализирует состояние учебно-методической и воспитательной работы в городе.
2.3. Разрабатывает предложения по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.
2.4. Оказывает помощь педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения.
2.5. Занимается диагностикой, прогнозированием и планированием подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
2.6. Утверждает, авторские программы и реализует их рецензирование.
2.7. Анализирует и обобщает результаты экспериментальной и творческой работы в учреждениях.
2.8. Организует обобщение и распространение передового педагогического опыта.
2.9.Организует и координирует работу методистов, руководителей методических объединений, руководителей ПГТ, творческих лабораторий, площадок.
2.10. Оказывает консультативную и практическую помощь педагогическим работникам учреждений образования по соответствующим направлениям деятельности.
2.11.Организует работу по научно-методическому обеспечению содержания образования.
2.12. Курирует образовательную и воспитательную деятельность ОУ.
2.13.Организует работу с одаренными детьми («Ученик года», городские научно-практические конференции, городские конкурсы творческих работ).
2.14.Принимает участие в аттестации педагогических работников образовательных учреждений.
2.15.Организует и проводит предметные олимпиады…
Итого: аналитическая, консультативная, информационная, организаторская, научно-методическая и исследовательская деятельности.
Какие очные и дистанционные формы работы ожидаются от методиста со стороны сегодняшних школ и педагогов?
Проанализировала, что необходимо заместителям директоров по учебной работе, актуальные вопросы для обсуждения на семинарах, совещаниях, круглых столах.
На первом месте- практические семинары по работе с документацией ( для молодых зам. директоров) Работа с документацией: нормативно-правовая документация заместителя директора по УР. Нормативно-правовое, инструктивно-методическое обеспечение введение в ОУ предпрофильной подготовки и профильного обучения
2. Мониторинг качества знаний. Об организации мониторинга в условиях предпрофильной школы и профильного обучения, об отслеживании результативности элективных курсов
3. Применение информационных технологий в начальной школе
4. Знакомство с инновационными технологиями
5. Как составить план работы экспериментальной площадки. Документация экспериментальной площадки
6.План работы по вновь выбранной методической теме
7.Семинар по заключению договоров о сотрудничестве с учебными заведениями и организациями по ведению профильного обучения.
8.Технология работы с педагогическим опытом
9.Инновационная, научно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность учителя
10.Составление «Программы развития школы»
11. Разработка программ элективных курсов.
Главное, что заметила за это время- это неготовность методистов к осуществлению научно обоснованной, грамотной методической работы. А ожидания от их деятельности на местах большие.
Что требуется в первую очередь? Знакомство с сущностью аналитической деятельности.
Второе- методист нуждается в алгоритмах разработческой деятельности: концепции, программы, положения. В основном положения, например, составляются исходя из республиканских, то есть адаптируется что-то на муниципальном уровне- это просто. А вот когда нужно, проанализировав обстановку в конкретной школе, проконсультировать, как решить проблемы, выстроив программу, концепцию- тут некомпетентность, до этого вообще не доходят…
В- третьих, методические рекомендации
В-четвертых, как оформить документы на гранты ПНП
В-пятых, как выступить на НПК и написать тезисы и многое другое…
Беда вся в том, что многие методисты в этом всем и не нуждаются, потому что работают или по- старинке уже «сто лет», или не успевают вообще что-либо осмыслить из-за круговорота дел, или вообще не видят в этом смысла… Но школы, ГМО, творческие лаборатории и проблемно-творческие группы, учителя ждут это всё от методиста! И это я увидела уже и знаю точно!